Фондовая коллекция включает произведения художников конца XIX и всего ХХ вв. В настоящее время открыты экспозиции, отражающие быт провинциального купечества конца XIX - начала XX вв. В парадной зоне особняка: зал, гостиная, парадная спальня, столовая. Во флигеле открыта экспозиция "Привратницкая", рассказывающая о жизни и быте прислуги того времени. в здании каретника - экспозиция "Магия камня".
в основном здании музея проводятся интерактивные программы и событийные программы:
* В гостях у купца Первушина
* Гуляние на купеческом подворье
* Святки-колядки
* Удалая масленица, здравствуй!
* Ждем Вас на Пасхальной неделе
Александровский художественный музей располагает Выставочным залом, в котором проводятся выставки александровских, владимирских художников и мастеров из других регионов России. Постоянная экспозиция в Выставочном зале представляет художественные произведения эпохи соцреализма.
Городская усадьба Первушина и Жихарева
Усадьба состоит из главного дома, флигеля и ограды с воротами. Старая часть усадьбы, от которой сохранились флигель и ограда, была построена в первой трети XIX века. В 1915 году по заказу купцов Первушина и Жихарева был перестроен главный усадебный дом, а заодно и ворота.
Главный дом – двухэтажное представительное здание с кирпичным первым и деревянным вторым этажами, выстроен в формах неоклассики, характерных для начала ХХ века. Интересно, что внушительные колонны, украшающие террасу и главный фасад, - деревянные, оштукатуренные. Со двора к дому примыкает пристройка, облицованная белым камнем, - в ней располагалась кухня. Стены главного дома богато украшены лепными барельефами, лентами, гирляндами. О размахе жизни владельцев усадьбы свидетельствует сохранившийся интерьер главного дома, в том числе небольшой бассейн в подвальном этаже.
Флигель начала XIX века сохранился не полностью – в конце XIX века его северная часть была разобрана. Это небольшое прямоугольное одноэтажное здание, выходящее на улицу узкой стороной.
Дом и флигель соединены трехпролетными кирпичными воротами, выполненными в едином с главным домом стиле неоклассицизма. Хорошо сохранилась ограда в стиле позднего классицизма, кирпичная, с металлическими решетками.
Сейчас в усадьбе располагаются экспозиции Александровского художественного музея.
Музей рукотворного камня ВНИИСИМС
ВНИИСИМС - Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья. Здесь расположен «Музей рукотворного камня». Начало созданию музея во ВНИИСИМСе положила традиция сбора разновидностей выращиваемых кристаллов в том числе и уникальных, и с различными дефектами. Все они в дальнейшем стали основой выставочного фонда «Музея рукотворного камня», функционирующего с 1964 года.
Выставка имеет два раздела: коллекцию синтетических кристаллов и изделий из них и коллекцию природных камнесамоцветов и горных пород. Экспозиция рассказывает о методах синтеза кристаллов для применения в областях высоких технологий и в ювелирном производстве. Здесь выставлены кристаллы, выращенные во ВНИИСИМСе впервые в мире и кристаллы 21 века.
«Музей рукотворного камня» - уникальный в своем роде музей. Здесь имеются экспонаты, которые нельзя увидеть больше нигде в мире, поскольку, технологиями их выращивания обладает только ВНИИСИМС.
В музее можно купить ювелирные изделия, сувениры, изготовленные из искусственных кристаллов и природных камнесамоцветов.
Внимание. Музей открыт в часы работы института, с 8 по 17 по рабочим дням, с 12 до 13 - перерыв. Вход через проходную института. В выходные дни музей открывается по предварительной договоренности для экскурсионных групп.
Вязники
Среди многочисленных древних поселений на Вязниковской земле самым крупным является Ярополч - древнерусский город, основанный в 1108 г. на берегу Клязьмы. Стоявший на возвышенности и окружённый высокими земляными валами, город служил крепостью, охранявшей восточные рубежи Владимиро-Суздальского княжества.
В 1239 г. орды хана Батыя сожгли Ярополч до тла. Уцелевшие жители не вернулись на пепелище и недалеко, под горой, где росли вязы, основали новую слободу. Отсюда и название города- Вязники.
Первое летописное упоминание о Вязниках, как торгово-ремесленной слободе, относится к 1585 г. А в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче в Вязниковской слободе "… был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены".
Указом Екатерины II 1778 г. слобода была объявлена уездным городом Вязники Владимирской губернии. Город славился льняными фабриками и производством канатов. В 19 веке фабриканты Елизаров, Сеньковы, Демидовы расширяют ткацкое производство, внедряют новую технику и получают высокую оценку своей продукции на международном рынке. Город становится крупным промышленным и торговым центром. Промышленники и купечество жертвуют деньги на строительство храмов и возводят деревянные и каменные жилые дома. Построенные в разных архитектурных стилях многие из них являются памятниками гражданской архитектуры. В особняке конца 18 века, построенном по проекту архитектора В.И.Баженова и принадлежавшем городскому голове В.В. Елизарову, размещается историко-художественный музей, где выставлена богатая коллекция картин из частного собрания фабриканта С.И.Сенькова.
Многие страницы истории Вязников связаны с советской эпохой. Здесь родился А.Фатьянов. Ежегодно в третье воскресенье июля любители творчества известного поэта-песенника собираются на Фатьяновский праздник песни и поэзии. В доме родителей поэта разместился Музей Песни XX века, который предлагает туристам большой выбор культурно-познавательных программ.
Вязниковский край притягивает внимание туристов не только своей историей, но и великолепной природой и старинными промыслами- лаковой миниатюрой и вышивкой, центром которых является пос. Мстёра.
Гороховец
Гороховец - один из замечательных древних городов России. Возник в середине XII века при князе Владимирском Андрее Боголюбско м, живописно расположился на высоком правом берегу реки Клязьмы в 18 км от впадения её в Оку. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века.
И.Э. Грабарь, академик, побывавший в Гороховце с целью спасти бесценные произведения древнерусского искусства, оставил в дневнике восторженные строки: "...и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажёгшиеся от заходящего солнца в стенах невидимых ещё зданий, то уже одно это было изумительно хорошо... Казалось, что это не город, а просто два - три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, - не расшиты как всюду окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... "Другого такого Китежа я не знаю".
И сегодня хорошо заблудиться в лабиринте старых городских улиц с тем, чтобы неторопливо вглядеться в почерк народных мастеров, почувствовать горение их творческой мысли. Удивляют изяществом орнамента резные кружева домов, разбудят фантазию диковинные флюгера, поразят торжественным величием дымники и грандиозным изгибом ажурные водостоки. Пребывание в Гороховце позволит подольше сохранить в душе увиденное, ибо здесь можно почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт, вдохнуть чистого воздуха, который "...по причине малого зноя нарочито чист и к житию способен...".
Гусь-Хрустальный
С 1756 года стоит в мещерских лесах город мастеров стекла с поэтическим названием Гусь-Хрустальный. Минуло уже более200 лет, как орловским купцом Акимом Мальцовым была построена здесь первая гута по выплавке стекла. Сейчас это - один из районных центров Владимирской области, известный за рубежом и в нашей стране как центр отечественного стеклоделия.
Старую часть города составляет поселок 2-й половины XIX - начала XX вв. Его облик - заводские и фабричные строения, улицы, жилые и общественные здания - запечатлели старые открытки. Первоначально поселок поместился в излучине речки Гусь, по течению впадавшей в нее Дубравки. Речку Гусь перекрыли плотиной, отчего с северной стороны образовалось искусственное озеро; вместе с рекой оно делит поселок на две половины: южную и северную. В южной, более старой, части поселка находится хрустальный завод (гута начала XIX в. не сохранилась). В центре этой половины поселка возвышается Иоакиманская церковь 1816 г. Вокруг нее правильным прямоугольником расположились регулярные улицы с "мальцовскими домами". В этой же, более старой, части поселка, на южной окраине, уцелела часовня св. Варвары. По преданию, в XVIII в. в этом месте, в версте от хрустального завода, в лесу у ручья, явилась икона св. великомученицы Варвары. В 1885 году на этом месте построили каменную, изящной архитектуры, часовню. Сейчас храм передан православному приходу.
По другую сторону пруда к концу XIX в. выросла вторая, северная, половина поселка с таким же прямоугольным планом и регулярной сеткой улиц. Вдоль Вокзальной улицы по-прежнему стоят деревянные дома, построенные во 2-й половине XIX в. Центром этой части городка в конце XIX в. стал Георгиевский собор, построенный по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, грандиозный по замыслу и совершенный по исполнению. Второе подобное сооружение Бенуа есть только в Болгарии. Жемчужиной интерьера собора является мозаика великого русского художника Васнецова "Страшный суд". Храм реставрирован и в его помещении разместился Музей хрусталя, филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. И сам Георгиевский храм, и Музей хрусталя сверкают настоящей жемчужиной в довольно однообразном и будничном течении провинциальной жизни стеклодельческого города.