Принципиально невозможно найти какую-то особую сферу, особый круг жизненных явлений, составляющих исключительный интерес искусства. Ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его. Когда в пушкинском Пророке пробудилось художественное чувство, ему стал понятен смысл и неба, и моря, и земли:
“И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.”
Было бы ошибочно пойти по пути выделения в действительности неких заповедных участков, которые были бы предметом искусства. Весь мир – объект не только научного, но и художественного освоения. И здесь нельзя не отметить важную роль практики. При освоении явлений мира именно практика определяет их связь с тем, что нужно человеку. Вспомним хрестоматийный пример. Стакан – это и сосуд для питья, и вещь определенной геометрической формы, и вместилище для бабочки, если ее посадить в стакан и накрыть чем-то. При определенных обстоятельствах стакан может быть и мерой веса, и орудием обороны, и эстетическим объектом. В полное определение стакана должна войти вся общественная практика. Но человек каждый раз подходит к этому предмету исходя из определенной практической потребности. Если он хочет пить, то стакан является для него сосудом для питья, если нужно объяснить решение геометрической задачки про тело цилиндрической формы, то стакан явится прекрасным наглядным пособием. Практика в процессе познания как бы поворачивает стакан, да и любой другой предмет, нужной стороной.
Этих сторон очень много. Но нельзя поступать по произволу, например, варить в стакане сталь или забивать им гвозди. Если же мы будем действовать, сообразуясь с объективными свойствами предмета, то сможем осваивать его в соответствии с конкретными практическими потребностями. И если так неоднозначно обстоит дело с простым стаканом, то окружающий нас мир еще более многообразен и многозначен.
У художника и ученого различны практические определители связи с миром. Творец искусства подходит к действительности, побуждаемый своей общественной целью, которая обусловливает его угол зрения, его специфический художественный взгляд на мир.
Каков же этот практический определитель, связывающий художника с окружающим миром? Какова практика – цель искусства?
Искусство существует во имя людей, его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь гармонической личности. Но это, если так можно выразиться, недифференцированная цель искусства. Если же рассмотреть ее аналитически, то искусство предстанет во всей своей полифункциональности: оно включает познание, воспитание, предсказание будущего, а также сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), подчас эстетически-гипнотическое влияние на людей; оно также имеет информативно-коммуникативное, гедонистическое и другие значения. Во всем этом и заключается общественная практика, определяющая многогранную цель искусства.
Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Но чтобы понять сущность художественного творчества, следует найти некую единую, объединяющую все его многообразные функции генеральную цель. Как тот стакан, который может служить разным практическим задачам, но создавался-то он для питья. Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация личности и утверждение ее самоценности.
Поиск единой специфической функции искусства ведется уже давно. Так, известный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что искусство делает личность истинно человеческой и истинно общественной, вовлекая в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Сходной позиции придерживается и болгарский ученый А. Натев, который видит специфическую функцию искусства в непринужденном и непосредственном воздействии на сокровенное индивидуальное мироотношение личности.
Теоретически выделив специфическую единую функцию искусства, можно четко различить его объект и предмет. Объект и искусства, и науки, и философии, объект всякого сознания – мир. Однако каждая форма общественного сознания воспринимает его в свете своей специфической практики и берет определенные его связи, стороны и свойства. В свете особой практики рассматривает мир и художник, охватывая в нем те связи, свойства, стороны, которые помогают ему осуществить его специфическую цель. Предмет искусства появляется как бы на пересечении объективных свойств окружающего мира и специфической практической задачи, которая стоит перед художником. Практическая задача заставляет художника ориентироваться в жизни на “общеинтересное”. Это то, что интересно не определенному ученому или узкому специалисту, а, возможно, тому же специалисту как человеку, то есть интересно каждому.
Предмет искусства – реальность, взятая в свете гуманистической цели искусства, жизнь в ее самом широком общественном значении, в ее эстетическом богатстве, мир в его значении для человечества в целом.
Специфичность предмета и целей искусства обусловливает как специфичность и формы освоения мира в искусстве (художественный образ), так и способ образного мышления (художественней метод).
Оглавление |
Искусство как социальное явление. |
ИСКУССТВО – ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. |
Искусство – модель деятельности человека. |
Искусство – обобщение социальных отношений, общественной практики, опыта человечества. |
Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве. |
Народность искусства. |
Общественно-преобразующая функция искусства. |
Познавательно-эвристическая функция. |
Художественно-концептуальная функция. |
Функция предвидения (искусство как предсказание). |
Информационная и коммуникативная функции. |
Воспитательная функция. |
Гедонистическая функция. |
Социальная потребность и развитие видов искусства. |
Тенденция отпочкования новых видов искусства. |
Тенденция взаимодействия и синтеза видов искусства. |
Актуальность определенных видов искусства в историческом процессе. |
Репрезентативные виды искусства. |
Перспективы развития и взаимодействия видов искусства. |
Знак и его роль в художественной культуре. |
Художественный язык. |
Многоязычье искусства. |
Герменевтика. |
Развитие художественной культуры как социально-детерминированный процесс. |
Структура и типы художественной коммуникации. |
Механизмы функционирования художественной культуры. |
Совпадение предмета и цели искусства. |