В каждом полисе ежегодные игры в честь богов-покровителей.
Всеэллинские:
- в Олимпии - олимпийские игры,
- в Дельфах – пифийские,
- в Немее и около Коринфа – истмийские.
Олимпийские - самые значимые, раз в 4 года, с обязательным перемирием (настолько регулярны, что являлись основой отсчета времени - олимпиада - 4-хлетний перерыв между играми).
Победители получали вначале ценные призы, потом венки (из ветвей священного дерева Аполлона лавра, отсюда лауреат), пальмовые ветви, право на сооружение статуи, занесение имени в особые списки т.е. славу.
I олимпийские игры 776 г. до н.э.
До II века до н.э. участвуют только свободнорожденные граждане, только мужчины.
Каждый участник 10 месяцев готовился дома и 1 месяц в Олимпии (под контролем судей, решающих вопрос о допуске к участию).
С XXXVII Олимпиады (632 г. до н.э.) участвуют дети.
В начале бег на стадию (192 м.), позднее все виды.
Запрещены в 394 г. н.э. как враждебные христианству.
Римское общество начинает формироваться в VIII-VI веках до н.э. и просуществовало до IV в. н.э.
Своеобразие римской цивилизации определяет и своеобразие ФК и ФВ.
Иные по сравнению с Древней Грецией ценности: патриотизм как подчинение личности интересам государства, мужество как дисциплинированность, обесцененность труда. Общество военизировано и специализированно, прагматично.
ФВ проводится в школах, но более специализированно и не имеет такого формирующего личность значения.
Основное внимание уделяется ФВ воинов:
- бег, прыжки, скачки, лазанье, борьба, плавание - без одежды и в полном вооружении, пешие марши с грузом (40-60 фунтов) со скоростью 4 мили в час в течение светового дня, обращение с инструментом (топор, лопата и т.д.), тренировки постоянны и обязательны для всех, включая ветеранов.
И параллельно с этим формируется система состязаний как зрелищ.
Соревнования по фехтованию, кулачному бою, борьбе, езде на колесницах (азарт, пари, состязаются профессионалы, зачастую рабы). Проводятся "Императорские игры", в которых участвуют, кроме атлетов, артисты, певцы, танцоры, музыканты.
Особенностью римской культуры являются гладиаторские бои - поединки натуралистического характера с настоящим оружием, до смерти противника. Возникают как магические обряды жертвоприношения при погребениях и со временем развиваются в зрелище, сохраняя и даже усиливая кровавый характер. Известны с 264 г. до н.э., запрещены в 404 г.н.э.
появляются профессиональные спортсмены, те для кого атлетическое состязание - труд, источник заработка. Но в Риме любой труд - удел раба → социальное положение спортсмена невысоко.
Тема 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
1. ФК в средние века.
2. ФК в эпоху Возрождения.
3. Развитие ФК в XVIII веке.
4. ФК и спорт в XIX веке.
5. Развитие ФК и спорта на рубеже XIX - XX вв.
6. Возникновение международного спортивного движения.
Первые олимпийские игры современности.
Вопрос 1. Средние века - V - XIV вв. - рассматриваются как самостоятельная цивилизация
Особенности средневековой цивилизации:
1) 2 источника - римский и варварский → соединение традиций античного мира и полупервобытного общества,
2) феодальный строй,
3) сословная социальная структура,
4) монархия,
5) идеологическое господство католической церкви.
Особенности ФК и ФВ.
1) Физическое воспитание имеет ярко-выраженный сословный характер т.е. каждое сословие: феодалы, крестьяне, горожане, духовенство - имеет свою систему ФК и ФВ.
Разработанная целенаправленная система подчеркнуто военной направленности.
Цель воспитания - "7 рыцарских доблестей":
- фехтование,
- стрельба из лука,
- плавание,
- охота,
- игра в шахматы или шашки,
- умение слагать стихи.
- прыжки,
- поднимание тяжестей (← вес доспехов 50кг + оружие),
- метание камней и молота,
- борьба.
Игры:
-ножной мяч,
-гольф,
-взятие крепости, осада замка,
-конные скачки,
-охота.
Соревнования = рыцарские турниры (форма конно-спортивных состязаний) - одиночные или групповые схватки на специальных площадках (ристалищах), где предусмотрены места для зрителей.
Они же - смотры военно-физической подготовки. Проверка умений: держаться в седле, фехтовать, наносить удары копьем на скаку. Цель схватки - выбить противника из седла ударом копья. Увечья и даже смерть возможны, но не являются целью. Т.е. сохраняется натуралистический характер, но основной мотив - стремление к победе, а не к смерти противника. Победа, как правило, очевидна. Победитель получает латы побежденного, иногда награду от сюзерена и всегда славу. Сюзерен - организатор, судья и "спонсор". Со временем разрабатывается сложный специальный ритуал с представлением участников герольдами и т.д.
Феодал пирует, воюет, охотится и сражается на турнире. Другие занятия для него постыдны или запретны → физические упражнения необходимы и обязательны.
Мальчики учатся необходимым навыкам с детства в семье, с 12 лет продолжают обучение как пажи, как правило, при дворе сюзерена, ~ с 14 лет оруженосцы, в 16-18 лет посвящение в рыцари и получение права участвовать в турнирах.
Девочки из этой системы исключались, но дама должна была уметь ездить верхом, участвовать в охоте, играть в мяч, танцевать, что требовало определенной физической подготовки и закалки. Навыки владения оружием не предписывались, но не запрещались.
Основная цель - формирование трудовых навыков и закалка.
Сохраняются традиционные формы ФВ.
Распространены традиционные виды борьбы, бег, верховая езда, кулачный бой, различные игры.
В IX - XII веках города нуждаются в самообороне от феодалов → создание объединений горожан - братств: стрелковых (лук, ружья, пистолеты) и фехтовальные (копья, мечи, позднее шпаги) в Италии и Франции возникновение школ фехтования.
2) Католическая церковь выдвигает идею отказа от радостей жизни, идею телесной греховности. Но идеологическое требование телесного аскетизма вступает в противоречие с практическими потребностями → прагматичность физического воспитания, занятия необходимы, но радость от них греховна.
3) Получает развитие акробатика как народное искусство (зрелища на ярмарках и т.п.) т.е. сохраняются элементы профессионального спорта, но социальный престиж этих занятий крайне низок.
Система складывалась в раннем средневековье и существует до XV века. Изобретение огнестрельного оружия меняет формы и методы ведения войны, кризис феодального производства → разложение феодальной культуры и системы феодального воспитания в целом.
Вопрос 2. Эпоха Возрождения. XV-XVI века
Зарождение новых капиталистических отношений и возрождение элементов античной культуры с ее культом человека и восхищением красотой человеческого тела ==> формирование новой системы ФК и ФВ.
Стрелковые и фехтовальные братства становятся замкнутыми объединениями городской аристократии, строятся специальные помещения для физических упражнений и игр, для соревнований по стрельбе из пистолетов, ружей и луков. Занятия физическими упражнениями теперь рассматриваются как свидетельство принадлежности к определенному социальному слою, это почетно и престижно.
Формирование идеологии гуманизма → новое направление в воспитании: готовить жизнерадостных здоровых людей с разносторонними интересами и практически приспособленных к жизни → сочетание умственного, физического и нравственного воспитания. Но в основе мировоззренческой системы принцип: "Каждый за себя и для себя",→ стремление выделиться, самореализоваться, стремление к победе любой ценой. Воспитание остается сословным и классовым. За основу (как пример и идеал) взята афинская система.
Два направления: гуманисты и утописты.
Гуманисты: человек как высшая ценность.
Витторино да Фельтре (1378 - 1446) Соединение умственного образования с физическим воспитанием как средство формирования личности.
Создание школы "Дом радости"; в программу которой входили: литература, математика, естествознание, пение, музыка, языки, верховая езда, фехтование, борьба, различные физические упражнения; исключались физические наказания.
Франсуа Рабле (1494 - 1553).
"Гаргантюа и Пантагрюэль" - воспитание Гаргантюа, Телемская обитель - идеальная модель воспитания
Идеи использования народных упражнений, чередования умственных и физических нагрузок, напряжения и расслабления, необходимость массажа, навыков гигиены, необходимость постоянного повышения сложности и трудности физических упражнений.
Утописты: создание моделей совершенного общества, идеалы равенства
Томас Мор (1478 - 1535), «Утопия» Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) «Город Солнца».
Физическое воспитание как необходимое условие гармонического развития духовных и физических возможностей всех членов общества, физическое развитие и укрепление здоровья людей - государственная обязанность.
Вопрос 3. Новое время. XVII-XVIII века
Это период формирования нового социально-экономического и общественно-политического строя. Изменения охватили все сферы жизни общества. Переход от феодализма к капитализму сопровождался быстрым ростом городского населения и сосредоточением культурной жизни в городах. При этом скученность населения, антисанитарные условия быта, массовое обнищание и усиление эксплуатации → ухудшение здоровья и физического развития людей.