По- настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.
Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". В 1673 году 26 жителей Новомещанской слободы были определены к "комедиальному делу", потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре.
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно - Греко - латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.
Романтические драмы раскрывали пробуждение национального самосознания, в них звучали освободительные идеи, протест против социальной несправедливости, унижения человеческого достоинства.
Развитие Драмы в России шло иными путями, чем в Западной Европе. Русская классическая драматургия росла на основе незатухавших народно-освободительных движений. Ей присущи воинствующий демократизм, глубокий гуманизм и восходящая линия развития даже в то время, когда западноевропейская драматургия шла к распаду.
Русская драматургия начала складываться еще в древний период русской культуры - в фольклоре и народных играх и обрядах, связанных с крестьянским трудом и бытом(хороводные игры, свадебные обряды).
Литературная драматургия возникла в России в связи с прогрессивными реформами петровского времени, давшими толчок развитию русской национальной культуры.
Русская литература XVII века медленно начала освобождаться от средневековых традиций. Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и автобиографических жанров положило начало собственно художественной литературе. Появились новые области литературного творчества - стихосложение и драматургия.
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.
Заключение
Изучив культуру России XVII века, можно сделать следующие выводы. Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная
жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье,
когда, по словам современников, "старина и новизна
перемешалися". Некоторые исследователи приходят к выводу, что в это
время происходит культурный переворот, означающий переход
от древнерусской культуры к культуре "нового времени"[6].Но на самом деле возникли лишь предпосылки, переворот же произошел в XVIII в при Петре I.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.
Список использованной литературы
1.Балакина Т.И. История русской культуры/Т.И. Балакина – М.,1995. – С. 84
2. История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. – С.-231.
3. История русской культуры IX - XX вв./ под ред. Л. В. Кошмана. – М.: Дрофа, 2006. – С.-425.
4. Каверин, Б. И. Культурология/ Б. И. Каверин. – М.: Юнити, 2005. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 197.
5.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII веков. – М., 1984.-С.-98.
6.Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова – Смоленск «РУСИЧ» – С.-39
7. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси. – М., 1995.-С.-135.
8.Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры X – XVII вв/ А. М. Сахаров. – М.: Просвещение, 2007. – С.-234.
Приложение 1
«Дивная» Успенская церковь в Угличе
Приложение 2
Царский дворец в подмосковном селе Коломенское
Приложение 3
Насаждение древа государства Всероссийского
[1] Балакина Т.И. История русской культуры/Т.И. Балакина – М.,1995. – С. 84.
[2] Там же С.88.
[3] Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова – Смоленск «РУСИЧ» – С.-39
[4]Каверин, Б. И. Культурология/ Б. И. Каверин. – М.: Юнити, 2005. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 197.
[5]История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. – С.231.
[6]Под ред. Фроянова, И.Я. История от древнейших времен до начала XXв/ И.Я Фроянов. – СПб.: 1992.-С.74