Городская дума Петропавловска решила открыть приют и столовую для голодающего населения. Она выделила 300 рублей «для покрытия расходов и питания третьей части нуждающихся», предполагая, что оставшуюся для других двух третей сумму «закроют» благотворители. Так оно и получилось. Омский Попечительный комитет Красного Креста организовал для помощи голодающим благотворительную лотерею. Вырученные средства — 1200 рублей — также пошли на закупку продуктов и других предметов первой необходимости. Для лотереи сами члены комитета и все желающие, которых оказалось очень много, пожертвовали личные ценные вещи и предметы искусства. Например, председатель комитета отдал картину из своей коллекции.
…Интересно, что важную роль в сборе средств в казахстанских городах играли Дамские комитеты. Их влияние в среде местной общественности было огромным, они затевали множество добрых начинаний. Например, в 1904 году Кармакчинский Дамский комитет, возглавляемый А. Полетаевой, активно занимался устройством благотворительных вечеров, аукционов и лотерей, раздавал вещи и продовольствие бедным.
Наряду со всеми этими организациями, в конце 19 века в Казахстане начали возникать общества, главной задачей которых было оказание помощи своим членам, например, появившееся в апреле 1898 годаобщество приказчиков города Верного(это были самые низкооплачиваемые служащие). Интересно, что и сами жители Верного по возможности пытались оказать посильную материальную помощь приказчикам своего города. Скажем, местный торговый люд выразил согласие делать всем действительным членам общества скидку на товары. Известный в крае купец Г. А. Шахворостов снизил цены на вино, бакалейные и другие товары (кроме водки и карт) на 5% с рубля. Владелец магазинов И. В. Михайлов на 3% с рубля удешевил мануфактурные товары, готовое платье и обувь, а аптекари Сенчиковский и Шлинке снизили цены соответственно на 5 и 10 процентов с рубля. Половинный сбор с постановки спектакля сдали в пользу общества приказчиков любители драматического искусства, аналогичный вклад сделали служители верненского цирка «Товарищество».
Есть много свидетельств о разнообразии и массовости благотворительности, о том, что стремление делать добро ближним охватило самые разные слои казахстанского населения. О внимании к этому жителей говорит хотя бы то, что в Казахстане огромным спросом пользовался специальный журнал, посвященный вопросам благотворительности и общественного призрения — «Вестник благотворительности».
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революций не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.В бывшем Советском Союзе благотворительные организации создавались исключительно под эгидой государства. Например, Детский Фонд имени Ленина, Литературный Фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР, предназначались для решения различных общегосударственных задач в отдельных областях науки, культуры, общественной жизни. Некоторые советские фонды имели политическую направленность — в частности, памятный многим из нас «Фонд мира». Эти организации помогали коммунистическим движениям, «угнетенным трудящимся» разных стан. В помощи и сострадании нуждались кто угодно — повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика, бездомные Америки, но только не «наш» человек. Еще к 1923 году Ленин полностью запретил в стране светскую благотворительность, назвав ее «буржуазным явлением», а к 1928 году та же участь постигла даже церковные пожертвования. В трудное время советский народ мог рассчитывать только на государство. Правда, история знает, как оно поступало со своими гражданами в годы лишений и бедствий. Это был верх холодного цинизма. Вспомним хотя бы унесший миллионы жизней голод 1933 — 34 годов в Казахстане, когда люди варили суп из лебеды, ели кошек и лягушек. В двадцатые годы, когда голод охватил огромные регионы Поволжья и сотни тысяч людей умирали, правительство запретило М. Горькому обращаться к западным писателям, с тем чтобы организовать помощь погибающим детям и женщинам. Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью. Политические цели были для него превыше социальных. На самом деле у советского государства никогда не хватало денег на социальные нужды, потому что огромные средства шли на оборону, административный аппарат, на «стройки века» и многочисленные памятники. Однако определенный уровень социальной защищенности советские граждане все же имели. Каждому из них была гарантирована работа, жилье (как минимум место в общежитии), а уровень зарплат позволял худо-бедно существовать. Это был минимум, который всех уравнивал и обезличивал, но — минимум гарантированный, а поэтому человеку можно было расслабиться, не беспокоиться о завтрашнем дне, ведь государство все за него решит и все устроит. Не случайно воспитанное в то время социальное иждивенчество поныне направлено на государство; эта инерция все еще сильна в нашем обществе — даже спустя 18 лет после краха советского строя.Тем серьезнее оказался удар нового времени, «дикого капитализма» ранних 90-х годов, по людям, оставшимся в плену такой привычки.
Сегодня государство не в состоянии помогать всем нуждающимся; впрочем, оно и не ставит перед собой такой задачи. Оно никому не гарантирует работу, почти не предоставляет бесплатного жилья. Государственная система социальной адаптации для безработных и бездомных не позволяет им как-то устроить свою жизнь. И именно благотворительность могла бы как-то восполнить эти потери — ведь сегодня в Казахстане достаточно как весьма состоятельных людей, так и очень богатых компаний. Однако пока, к сожалению, благотворительность у нас не в особом почете. Видимо, потому, что в обществе нет привычки, нет устоявшихся традиций благотворительности — они были разрушены советским строем. Нет и представления о ее престижности, как во многих западных странах. В Казахстане по-прежнему много нищеты, хотя нашу страну, с учетом ее экономического развития в последние годы, никак нельзя назвать бедной.[3]
II.2. Благотворительность и меценатство в современном Казахстане: обзор ситуации, проблемы и попытки их решения.
В настоящее время как в казахстанском обществе в целом, так и в среде казахстанского бизнес-истеблишмента, благотворительность понимается только как одна из форм такого рода деятельности, а именно: как помощь инвалидам и сиротам. Наверное, это неслучайно. Немалое влияние на такое понимание благотворительности оказывает западный, прежде всего, американский стиль мышления, транслируемый массовой культурой, Голливудом. В самом деле, другие аспекты благотворительности стали в западном обществе так привычны и естественны, что уже не воспринимаются как собственно благотворительная деятельность.
На сегодняшний день вопрос стоит так: стоит ли Казахстану проходить все те этапы, которые проходило в понимании благотворительности западное общество, или следовало бы сохранить культурное своеобразие, имеющее корни в казахстанском менталитете? Конечно, такая постановка вопроса далека от жесткой дихотомии: «или - или», и всё же, перенимая западный экономический стиль и образ мыслей, казахстанцам стоит задуматься и над этим вопросом.
Существует несколько аспектов благотворительной деятельности. Первый аспект, конечно, - это помощь неимущим и социально или физически обделенным.
Второй - спонсорство, предусматривающее поддержку каких-либо организованных направлений деятельности: спорта, молодых талантов и т.п. В современном маркетинге спонсорство рассматривается как самостоятельная целенаправленная стратегия. Соответственно и относятся к нему как к высшему средству реализации программ для потребителей и торговых операций. К сожалению, Казахстану о подобном полноценном восприятии этого аспекта благотворительности пока приходится только мечтать. В настоящее время многие казахстанские компании воспринимают социально направленные действия как пустую формальность, мысля по принципу «нам достаточно выполнить обязательства». Увы, спонсорство только тогда может служить социальным маркером в сознании потребителя (иначе говоря, изменять потребительское поведение в сторону осуществления той или иной покупки), когда оно возбуждает любопытство, осуществляя проекты, которые замечают все. Пока же многие компании полагают, что для успеха спонсорской акции достаточно, если она требует меньших материальных затрат, чем покупка аналогичного количества прямой рекламы в СМИ.