Смекни!
smekni.com

Благотворительность и меценатство 2 (стр. 1 из 6)

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________1

ГЛАВА I. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО ______________4

I.1. Социально-культурная сущность благотворительности и меценатства___4

I.2. Анализ истоков благотворительности в мировом контексте____________7

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО _________________________________________________14

II.1. История благотворительности в Казахстане_______________________14

II.2. Благотворительность и меценатство в современном Казахстане: обзор ситуации, проблемы и попытки их решения __________________________21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________30

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В решении многих социальных проблем, существующих в нашем обществе, немаловажное значение приобретает возрождающаяся благотворительная деятельность производственных и коммерческих предприятий, различных специализированных общественных объединений и частных лиц.

Расслоение общества и социальная нестабильность стали причинами особой востребованности филантропии. Отсутствие правовой и законодательной базы благотворительной деятельности не может остановить её возрастающее влияние на казахстанское общество. Современный человек все более осознает, что многое можно сделать самостоятельно, проявив социальную активность, гражданскую позицию, не дожидаясь действий со стороны государства, осуществляя благотворительную деятельность.

Сегодня вследствие системного кризиса в социальной практике происходят крупномасштабные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, неуклонно снижается уровень жизни. Государственные структуры не в состоянии справиться с растущим потоком социальных проблем, вести эффективную социальную политику. В этом контексте возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу об обездоленных.

Интенсивное развитие социальных и экономических процессов в последние десятилетия поставило целый ряд проблем, требующих серьезного и всестороннего анализа: безработица, бедность, неравенство. Сегодня, когда принципиально меняются экономические основы и социальные ориентации нашего общества, вновь становятся актуальными вопросы о месте благотворительности в системе современных общественных отношений.

В этом контексте исследование тенденций развития благотворительной деятельности представляется своевременным и актуальным.

В настоящее время благотворительность все чаще становится объектом внимания исследователей. Среди российских и зарубежных научных исследований можно выделить следующие направления:

• благотворительность как социальная деятельность (О.П. Алексеева, Р.Г. Апресян, Н.Г. Аристова, Н. Беляева, И.Е. Городецкая, А. Соколов, Э.А. Фомин и др.);

• благотворительность как социальный феномен (И.В. Антонович, Э.А. Фомин, Е.З. Чикадзе и др.);

• благотворительность как социальный институт (Ю. Зеликова, И. Модель, Б. Модель, Л.А. Темникова и др.);

• типология исторических этапов эволюции благотворительности (Л.В. Бадя, В. Гаген, А. Горовцев, П. Кропоткин, М. Сущинская, М. Фирсов, Л. Хорева, Я. Щапов, А. Якобий и др.);

• конфессиональная благотворительность (Н. Вознесенский, П. Дерябин, Н. Елагин, М. Кляйнеберг, Н. Милютин, В. Молчанов, К. Ровинский и др.);

• роль и место благотворительной деятельности в истории и практике социальной работы (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова и др. );

• мотивация благотворительной деятельности (Р.Г. Апресян, М. Веблен, Г. Силласте, Л. Хорева и др.);

• гендерный аспект благотворительной деятельности (Е. Путилова, Г. Смагина, О. Хасбулатова и др.);

• функциональные особенности благотворительной деятельности, осуществляемой общественными организациями (В.Гордин, Ю. Зеликова, Э.А. Фомин и др.);

Таким образом, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания: историки, психологи, философы и т.д. [1]

Цель данной работы – выявить основные проблемы и тенденции в развитии благотворительности и меценатства путём освещения и анализа культурно-исторических этапов развития этих явлений от истоков их зарождения до наших дней.

Задачи:

1. Раскрыть социально-культурную сущность благотворительности и меценатства;

2. Осветить историко-культурные предпосылки зарождения и развития благотворительности и меценатства;

3. Определить тенденции развития благотворительности и меценатства в Казахстане, проанализировать препятствующие развитию проблемы, выявить возможные пути их решения;

Работа состоит их введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА I. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО.

I.1. Социально-культурная сущность благотворительности и меценатства.

Благотворительность (или филантропия) – это добровольная и бескорыстная деятельность субъектов (физических и юридических лиц) по вложению своих частных ресурсов в решение личностных и общественных проблем. Ресурсы могут быть финансовые, материальные, административные, маркетинговые, социальные (например, известность, имя); личностные (например, время и энергия людей – деятельность волонтёров).

Осуществлять благотворительность значит «творить благо». Это понятие всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различается.

Альтруизм и сострадание – необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку.

Вторым необходимым условием благотворительности является наличие частного ресурса, который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, потраченное на благое деяние.

В социальном плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счёт собственного благосостояния или свободного времени при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона.

В макроэкономическом аспекте благотворительность – это независимый от государства механизм перераспределения частных средств в интересах осуществления общественно полезных программ, своего рода механизм добровольного налогообложения, в котором «налоги» уплачиваются добровольно и не в централизованный «бюджет», а непосредственно в бюджет исполнителя программы. Благотворительный ресурс при этом может принимать любую форму: денег, услуг, имущества, труда.

Можно выделить общие признаки благотворительности:

· Свобода выбора субъекта (она осуществляется без административного давления). Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования, и решения здесь принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

· Отсутствие утилитарных мотивов (эта деятельность не предпринимается с целью получения прибыли, но косвенные льготы есть – налоговые, маркетинговые и т. д.)

· Организованность и целенаправленность (то есть вклад осуществляется в реализацию программ)

· Преимущественно безличный характер (по объекту помощи – в отличие от милостыни, которую даёшь по просьбе конкретному лицу)

· Наличие общественно значимых целей.

Основные функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

1. Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

2. Социальная: снятие социальной напряжённости путём выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоёв населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

3. Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счёт оперативности и адресности доставляемой помощи, то есть повышение её эффективности;

4. Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

5. Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

6. Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Особую роль в развитии благотворительности играют меценаты. Меценатство охватывает ту часть благотворительной деятельности, общественная полезность которой очевидна, но она не сводится к удовлетворению насущных, жизненно важных потребностей конкретных людей. Сюда относятся культура, искусство, наука, спорт.

I.2. Анализ истоков благотворительности в мировом контексте.

Познание благотворительности как социокультурного явления объективно предполагает уточнение ряда исторических аспектов её развития и существования в различных социальных и культурных контекстах, выявление закономерностей её динамики и трансформаций в ту или иную эпоху.

В Древнем Китае, Индии, Египте, а также в Древней Греции и Древнем Риме имелись некоторые виды социально-ориентированной деятельности, которые можно уподобить современному понятию «фонд». Истоки их создания коренились в религиозных ценностях, и собственно благотворительность в современном её понимании зарождается с формированием мировых религий.

Так, например, в контексте исламской культуры есть понятие «вакуф». В переводе с арабского языка это слово означает «имущество, изъятое из гражданского оборота и переданное государством на религиозные или благотворительные цели». Анализ Корана показывает, что в исламе сочувствие бедным и падшим, озабоченность в отношении их жизни занимают одно из центральных мест, а участие в подъёме их благосостояния является одной из высших добродетелей. Ислам требует, чтобы богатые уделяли внимание отчаявшимся беднякам и старались различными способами облегчить их положение. Стремясь установить справедливый экономический строй, пророк Мохаммед проповедует, что неравенство в распределении средств производства должно исправляться посредством добровольной жертвенности со стороны имущих членов общества в интересах остальных его членов. Ислам ввёл в жизнь так называемый «закаат» - своеобразную систему налогообложения капитала (не дохода), который платят обеспеченные люди. Этот налог не только обеспечивает нужды государства, но и нужды бедных. То, что следует бедным по «закаату», с точки зрения ислама, не является милостыней, а принадлежит им по праву. В целом в исламе большое значение придаётся добровольным пожертвованиям. В Коране есть ряд сур, прямо обращённых к богатым с просьбой помнить о лишениях бедных, слабых, сирот и калек. В настоящее время в такой исламской стране, как Иран, насчитывается более 20 тысяч благотворительных организаций, ряд которых существует уже на протяжении нескольких веков. Только в Тегеране их более 2,5 тысяч.