Смекни!
smekni.com

Культура Руси и древнего мира 2 (стр. 3 из 4)

Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках церкви. Грамотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках) . Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции) .

Появляется “скоропись” - новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для частного чтения (читьи) .

Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское летописание (“Троицкая летопись” и “Владимирский полихрон” ) . Из светских книг были воинские повести (“Повесть о разорении Рязани Батыем” ) . После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: “Задонщина” , “Сказание о мамаевом побоище” , “Слово о житие князя Дмитрия Иваныча” .

Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород - крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церьков Федора Стратилата) . В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн) .

14-15 вв. - расцвет живописи. Черта живописи - драматизм. Феофан Грек умел великолепно расписывать церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире) . Икона “Троица” - шедевр Рублева.

5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.

Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен - его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу.

Просвещение. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили “мастера грамоты” в своих частных училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать.! -е печатные книги: “Апостол” , “Часослов” , “Букварь” .

Политическая мысль. Теория происхождения московской власти от Киевских князей. Москва - 3-й Рим (как центр мирового христианства) . Движение еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом. “Никоновская летопись - самая известная.

Архитектура. Распространенность кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой) , Архангельский собор, храм, Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись. Краска делалась из глины и разводилась водой. Добавляли яичный желток и природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке) , темпера (роспись по сухой штукатурке) . Представители живописи - Дионисий (рисовал красивый внешний облик людей) .

5 РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.

Гражданская война в России. Многочисленные восстания. Смута. Смута привела в Россию много иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых в России в обмен на условие обучать русских своему мастерству. На этих же условиях приглашались мастера искусства. В быт входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов. Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась большая группа недовольных (раскольников) . Их ловили и жгли на кострах.

Т. о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга.

6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.

Расширяются связи с западом. Литература. Возникают новые жанры. Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля церкви. Новый жанр - “демократическая сатира” в котором высмеивается государство и церковь. Пример этого - “Повесть о Шемякином суде” , “Повесть о ерше-ершовиче” . Много жизнеописаний: “Житие Протокопа Аввакума” . Сближение лит-ры с бытом, появление любовных романов: “Повесть о Марфе и Марии” . Зодчество. Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле. Строители - Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных деталей. Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом - новый стиль строительства. Стиль “Московское барокко” - - башеннообразные, слитые с колокольней церкви. Пример - храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся оживленнее. Ушаков - иконописец. Стиль живописи - “парсуна” - портретные изображения исторических личностей. Это - чисто светское направление в живописи: писали портреты царей (в основном) . Во фресковой живописи преобладает “бытовизм” (сценки из реальной человеческой жизни) . Просвещение. Все большее количество людей тянется к знаниям. Появляется идея естественных прав человека.

Т. о. в этот период искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским.

7 СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.

Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников) . Издан “Букварь” и “Юности честное зерцало” . Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывает об новых героях - людях незнатного происхождения, но умных и находчивых: “История о матросе Василии Кариотском” . Попытки написания отечественной истории. Новое направление искусства - чеканка медалей. Скульптурное искусство идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей) . Строительство парадных дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно- просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости.

Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев - талантливые портретисты.

В быту мода на немецкое и французское. Ломоносов - видный человек. Открытие МГУ!!!. Кулибин. Татищев.

8 КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.

Екатерина-2 была очень просвещенной бабой. При ней в России был “просвещенный абсолютизм” . В годы ее правления был огромный прогресс в просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные) . Несмотря на огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего образования. Создается много театров. Распространены частные крепостные театры, принадлежащие дворянам (театр Шереметьева - самый известный) . В литературе наступает эпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранных музыкантов гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и патриотизма. В искусстве преобладали люди простого происхождения (дворяне считали искусство занятием недостойным) . Казаков построил здание Сената в Кремле. Баженов построил дом Пашкова. Строили много загородных императорских дворцов. Портретная живопись преобладает. Портретисты - Шибанов, Ерменев. В литературе - сентиментализм. Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин. Выдающееся произведение - “Путешествие из Питера в Москву” Радищева.

9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.

10 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.

Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других сословий. Также были начальные школы и университеты. ВУЗы - универы и академии, институты. Много технических учебных заведений. Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки) . Открыт Эрмитаж. Промышленные выставки. Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области электротехники, гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие хирургии. Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии, он впервые применил наркоз. Карамзин написал “Историю государства Российского” .

Т. о. завершился один из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой эпохи - реализм, народность и гражданственность.

11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

Падение крепостного права положило начало формирования капиталистического строя в России. Распространение просвещения. Создание народных школ. Провозглашена бессословность школы. Начальные школы - земские. Средние - гимназии, тоже бессословные. Гимназии реальные и классические. Доступ к ВУЗу был только из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к получению образования, кроме высшего. Развитие библиотек, музеев. Ослабление цензуры. Менделеев. Русское географическое общество организовывает успешные экспедиции, и исследует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай исследовал острова с людоедами. В философии - материализм. В медицине прославился Павлов. Ключевский написал “Курс русской истории” . “Толковый словарь живого великорусского языка” написал Даль. В литературе главными действующими лицами становятся разночинцы (простые люди) . Тургенев, Толстой, Достоевский. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” . “Война и мир” Толстого. Скульптура и архитектура почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и архитекторы используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко, рококо. Рациональная архитектура - дома практичные, с металлическими перекрытиями.. Появляются многоквартирные жилые дома. “Псевдорусский стиль” Ропета - возрождение традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма - скульптура почти исчезает. В живописи отличился Перов. Движение передвижников в живописи под командованием Крамского. Они писали образы прогрессивных людей современности - рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В музыке отличился Мусоргский и Бородин.