Смекни!
smekni.com

Духовная культура старообрядцев Западного Забайкалья (стр. 2 из 4)

На новых местах поселения, а именно в Западном Забайкалье, старообрядцы совершали религиозные обряды. Религиозность – это качество, присущее религиозной группе или личности. Благодаря ему в сознании формируются соответствующие идеи, представления, потребности, которые находят свое внешнее проявление в религиозном поведении – культе (обряде), а также в повседневной личной и общественной жизни последователей каждого вероисповедания. При этом необходимо иметь в виду, что в любой религии обнаруживается два уровня религиозного мировоззрения: официально-богословский и обыденно-религиозный. Между ними существует достаточно большой разрыв. Поскольку культ является важнейшим средством воздействия на чувства и поведение верующих, то важно оценить культовую практику вообще в данном течении, выявить характер и силу отдельных элементов культовой системы[8].

В систему культа старообрядчества входят молитвенные храмы, богослужения и таинства ( крещения, покаяния или исповедь, причащение) и другие обряды (молитвы, культы икон, святых, креста), праздники, пост, религиозно-культовые акты (поклоны поясные и земные, двуперстное знамение, сложение рук во время богослужения). Тесно связаны с культом и религиозные обычаи, которые составляют предписания, действующие в сфере семейно-бытовых отношений и обусловленные вероучительными положениями и традициями.

Религиозные обряды старообрядцев Забайкалья отличались своеобразием. Это многократно повторяемые традиционные действия, которые происходят в строгом порядке. По случаю каждого более или менее значительного события в жизни человека церковь требует соблюдения определенных обрядов. При рождении человека производится обряд крещения, затем ежегодный обряд исповеди, причащения, при свадьбе – обряд венчания, после смерти – обряд похорон[9].

Обряд крещения совершался, как правило, в доме уставщика, для чего он держал специальную купель (лохань). Ребенка крестили в холодной воде, трижды окуная его, а затем читали «Символ веры». Бывали случаи, когда в зимнее время его окунали в специально вырубленную на реке прорубь, после чего заворачивали в шубу, при этом нередко простужали новорожденного. Имя ребенку давали по святцам (Святым Отцам)[10]. Как и у бурят, у семейских было два имени: одно по святцам, другое в миру. Девочке выбирали одно из имен святых, приходившихся на восьмой день до или после рождения. Поэтому у многих семейских очень редкие имена, которые у православных почти не встречаются, например: Афимья, Фикинья, Ефросинья, Лукерья, Пистимея и прочие. На окрещенного во время обряда одевали крест.

Старообрядцы – поповцы соблюдали такую же последовательность при крещении, только обряд совершался священником в старообрядческой церкви (Прил.2, стр.86-87, табл. 1).

Обряд похорон. Семейские хоронили покойников не в гробах, а в так называемых домовинах, которые выдалбливали из сухого толстого дерева, предварительно расколов его на две части. Одна из них была собственно домовиной, куда клали покойника, одетого в белый саван (закутывали поверх одежды в белую ткань с головой), другая служила крышкой. Необходимо сказать, что домовины ничем не обшивались. Выносили покойников по-разному: поповцы – через дверь и отпевали (Прил.1, стр.83) умершего в церкви, а беспоповцы – через окно и во время похорон все родственники «голосили» - плакали с причитаниями и даже специально приглашали плакальщиц, с которыми и отпевали покойного. Готовили на поминки специальные кушанья (блины, оладьи и др.).

Обряд венчания совершали лишь старообрядцы – «поповцы». Беспоповцы жили без всякого благословения церкви как «блудно сошедшиеся». Брак у них был основан на чисто договорных условиях и заключался, как правило, между единоверцами. Вступать в брак с православными, а тем более с представителями другого вероисповедания считалось позором и грехом. Запрещались браки и с родственниками до 8-го колена. Во время совершения обряда венчания в церкви зажигали свечи (огонь), жениха и невесту окуривали дымом ладана и читали молитвы.

Кроме этого, старообрядцы – «поповцы» исповедовались и причащались. Исповедь или покаяние заключалось в том, что верующий рассказывал свои грехи священнику и получал от него «прощение» грехов, а обряд причащения обеспечивал вечное блаженство на небесах. Его сущность заключалась в следующем: служитель религиозного культа нарезал мелкими кусочками хлеб и опускал его в чашу с вином. Затем верующие должны были принять и поглотить это причастие, и верить, что они вкусили тело и кровь Христа.

Большое значение старообрядцы Забайкалья придавали следующим постам[11]:

1) Рождественский пост (с 26 ноября по 6 января включительно)

2) Великий пост (продолжался в течение 7 недель до Пасхи)

3) Пост «Святых апостолов» или как называли старообрядцы «Петровский пост» (продолжается 6 недель до 12 июня)

4) Успенский пост (с 14 августа по 27 августа включительно). Отмечается 28 августа

5) Однодневные посты (накануне праздников)

Все посты и постные дни, как понедельник, так и особо положенные уставом соблюдались строго. Во время них церковники говорили «Не хлебом единым жив человек, слово Божье заменяет пищу. В дни поста церковники призывал верующих бороться со своими страстями, отрешиться от всего земного[12].

Нельзя оставить без внимания и молитвы, в которых старообрядцы Забайкалья проводили много времени. Поповцы, а также некоторые беспоповцы устраивали общественные богослужения. Проводились они в молитвенных домах, часовнях или церквях. Каждые субботу и воскресенье семейские ходили на богослужение. В субботу вечером – вечернее служение, а в воскресенье утром – «часы». Перед всеми большими праздниками они молились всю ночь, например от Рождества Христова до Крещения каждый день дома староверы – беспоповцы молились всей семьей долго, усердно, стоя на коленях перед иконами, а поповцы молились в церквях. Необходимо отметить, что молитвы староверов почти не отличались от молитв православных.

Таким образом, в XVII веке реформация русской православной церкви привела к возникновению такого явления в русской культуре как «старообрядчество», которое усмотрело в религиозных изменениях угрозу развития старорусских традиций. Правительство и господствующая церковь предприняла различные попытки искоренить данное течение, вплоть до казни, сожжения, ссылки староверов, но даже этим они не смогли сломить стойкий дух и упорство приверженцев старых обычаев и обрядов. Сам старообрядческий раскол через два, три десятилетия распался на два основных течения: «поповщину», первоначально существовавшую в форме, беглопоповщины и «беспоповщину». Староверы – «поповцы» выступали за то, чтобы старообрядческая церковь имела своих священников, которые совершали бы богослужение по старым книгам и обрядам, а старообрядцы – «беспоповцы» не признавали попов и жили без благословения церкви.

Во второй половине XVIII века правительство Екатерины II усмотрело в раскольниках колонистов, и возложила на них задачу развития земледелия в Сибири. На новых местах поселения, а именно в Западном Забайкалье, старообрядцы совершали богослужения, которые имели свои характерные особенности и совершались в строгом порядке. В систему обряда староверов входили молитвенные храмы, богослужения и таинства (крещения, покаяния, причащение), а также праздники, молитвы, культы икон, религиозно-культовые акты (поклоны поясные и земные, двуперстные знамение, сложение рук во время богослужения). И если старообрядцы – «поповцы» совершали данные обряды в церквях, часовнях, молельных домах, то старообрядцы – «беспоповцы» обряды проводили в доме уставщика, поэтому в настоящее время у беспоповцев некоторые элементы богослужений утратились.

2. Церковно-певческая культура старообрядцев Западного Забайкалья.

Роль пения в старообрядческом богослужении – одна из главных. В пении и службах староверы сохраняют древнехристианские традиции, сложившиеся к XVII веку в отличие от новоправославной церкви (Прил.2, стр.88,89-90,табл.2,3). Цикл певческой христианской обрядности старообрядцев возник в письменной культуре: певческих книгах, посвященных праздничному и обиходному календарю, службах почитаемым святым.

В старообрядческой традиции, наиболее ревностно придерживающейся древнерусского календаря, мы встречаем наиболее архаичные в музыкальном отношении богослужебные обряды, модифицированные под влиянием конфессиональных различий. Все праздничные службы, в которых принимают участие старообрядцы оформились в дониконианский период. Они отличаются развернутой последовательностью богослужебного ритуала, обеспечены обширным корпусом певческих книг со строгой иерархией праздничных циклов[13].

Основной цикл двунадесятых праздников (Прил.1, стр.81) отражен в нескольких типах книг: Минее праздничной, Праздниках и Стихираре праздничном. Если в первой из названных книг дается полное последование праздничной службы со всеми необходимыми текстами, то в последних двух изложены только песнопения, приуроченные к конкретному празднику и нигде больше не повторяющиеся. Отдельные песнопения двунадесятых праздников включены также в Ирмологий, Триоди и различные части Обихода. Повсеместно празднуемые службы из цикла нарочитых святых: «Месяца декабря в 6 день Николе Святителю», «Месяца июня в 29 день святым апостолам Петру и Павлу», «Месяца июня в 20 день святого пророка Илии», «Покрову Пресвятой Богородицы» и так далее.