Требник (Потребник) – богослужебная книга, употребляемая в частных или особых случаях (требах). Содержит священнодействия и молитвословия, совершаемые по необходимости для одного или нескольких христиан; как правило это касается церковных таинств (кроме евхаристии) – крещения, исповеди, причащения больного.
Триодь – богослужебная книга песнопений, в которой излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней годичного круга, в которые поются неполные каноны (трипеснцы). Состав книги сложился в XIV веке.
Триодь бывает Цветная и Постная.
- «триодь цветная» содержит молитвенные песнопения на период от Пасхи до недели всех святых. Отличается от Октоиха тем, что содержание песен касается Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов.
- «триодь постная» содержит молитвословия на период поста и приготовительных к нему недель. Триодь этого вида также подобна Октоиху, но отличается содержательно (в основном – покаятельные песнопения) и формат (неполные поклоны).
Трезвоны. После выделения в конце XVI века песнопений великих двунадесятых праздников в отдельную книгу, остальные песнопения стихаря в честь «великих и народных святых» вошли в состав другой книги – Трезвоны. Трезвоны образуют песнопения в честь апостолов, богородичных икон, наиболее почитаемых святых, так называемых средних и малых праздников (Козьмы и Дамиана, архангела Михаила, местных чудотворцев)[21].
Устав (Око церковное) – богослужебная книга, содержит в себе систематическое указание порядка и формы совершения церковных служб. В составе: полное описание воскресных всенощных бдений, подробное и крайние указание как соединять с изменяемыми частями богослужения службы святым и праздникам – они изложены по дням и месяцам всего года; правила о пище для мирян, священнослужителей и монахов; храмовые главы, Пасхалия (Прил.1, стр.83).
Часовник (Орологион) – богослужебная книга для ежедневных служб. Название книги дали молитвы, называемые «часы» - то есть молитвы в определенное время дня. Часовник состоит из нескольких частей:
1.Неизменяемые молитвословия ежедневных служб (утреня, полуношница, вечерня, повечерие);
2. Чины и молитвы (утренние молитвы, благословение трапезы, канон Богородице, молитвы на сон);
3. Краткие изменяемые песнопения (тропари, кондаки, богородичны, прокимны, причастны);
4. Месяцеслов с тропарями, кондаками, прокимнами, причастными, величаниями и указаниями евангельских и апостольских чтений;
Чин (Чинопоследование, Устав) – богослужебная книга, где изложены определенные молитвословия и их порядок в общественном богослужении.
Таким образом, богослужебное пение старообрядцев сформировалось в дониконианский период, поэтому оно сохраняло и сохраняет до сих пор исконно русскую певческую традицию знаменного распева для которого характерно: однородность звучания, целостность, монодийная форма. Богослужебное пение в Западном Забайкалье имеет свои местные особенности, а именно прослеживается сокращение служб, в связи с отсутствием ряда треб, например, евхаристии; сокращением царских часов и устное исполнение богослужений. Кроме этого, необходимо отметить, что при всем различие в певческих традициях старообрядческой и новоправославной культуры, нельзя забывать о том, что они имеют одни исторические корни.
В свою очередь, изучение певческой культуры старообрядчества невозможно без освоения его духовно-книжной культуры, корни которой уходят в традиции Древней Руси и с наибольшей полнотой отражают «состояние духовного просвещения» в старообрядческом движение от самых его истоков и до настоящего времени. Это, по сути своей средневековая культура с культом рукописной книжной традицией. На территории Западного Забайкалья наиболее часто встречаются такие богослужебные книги, как Апостол апракос ,Библия, Евангелие апракос, Канон, Каноник, Минея Служебная, Обиход церковный, Псалтырь и др. Богослужебно-певческие книги старообрядцев Забайкалья сохранились на протяжении нескольких столетий и были основными источниками древних певческих канонов, по которым совершались и совершаются сейчас службы.
Литература
1. Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей / В. Н. Батажкова, И. А. Бражников. – М.: «Наука», 1983. – 285 с.
2. Болонев Ф. Ф. Календарные обычаи и обряды семейских / Ф. Ф. Болонев. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд - во, 1975. – 96 с.
3. Болонев Ф. Ф. Русские православные посты / Ф. Ф. Болонев. Новосибирск : Кн. изд - во, 1992. – 56 с.
4. Болонев Ф. Ф. Семейские : историко - этнографические очерки / Ф. Ф. Болонев. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд - во, 1992. – 205 с.
5. Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. / Ф. Ф. Болонев. – М. : ИПЦ «ДИК», 2004. – 350 с.
6. Болонев Ф. Ф. Церковь в народной жизни старообрядцев Забайкалья / Ф. Ф. Болонев. // Мировые религии в истории народов Сибири : сб. статей – Новосибирск : АОЗТ Изд.-во «Февраль», 1989. – Вып№1. - С. 30-47
7. Буганов В. И. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви / В. И. Буганов, А. П. Богданов. – М. : Политиздат, 1991. – 525 с.
8. Бураева С. В. «Богодуховенные» книги старообрядцев (семейских) Забайкалья / С. В. Бураева. – Улан-Удэ : Изд – во БНЦ СО РАН, 2003. – 99 с.
9. Бураева С. В. Из истории изучения книжной культуры старообрядцев Забайкалья / С. В. Бураева // Филологический сборник. – Улан-Удэ : Изд – во БНЦ СО РАН, 1998. – 106 с.
10. Бураева С. В. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья : метод. рекомендации / С. В. Бураева. – Улан-Удэ : Издат. – полигр. комплекс ВСГАКИ, 2002. – 93 с.
11. Васильева С. В. Религиозные воззрения старообрядцев Забайкалья / С.В. Васильева // История, культура и язык старообрядцев Забайкалья : тез. регион. науч. - практ. конф. (Улан-Удэ,19-20 окт. 2000г.). – Улан-Удэ : Издат. Бурят. Гос. университета, 2000. – С. 46-51
12. Васильева С. В. Политика правительства и православной церкви по отношению к старообрядцам Забайкалья во II половине XVII – первой половине XIX веков / С. В. Васильева // Шестая Дальневосточная конференция молодых историков. – Владивосток : Дальнаука, 2000. – С. 50-68
13. Владышевская Т. Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства / Т. Ф. Владышевская // Из истории русской и советской музыки : сб. статей. - М. : Музыка, 1976. – Вып.3. - С. 40-62.
[1] Болонев Ф.Ф. Семейские : историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992. – С. 3-96
[2] Костомаров Н.И. История раскола у раскольников // Собр. соч. - Спб., 1984.- Т.12. - С. 87-142
[3] Буганов В.И. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М,1991. – С. 161-280
[4] Болонев Ф.Ф. Семейские. – Улан-Удэ, 1992. – С. 6-105
[5] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. – М.,2004. – С. 434-490
[6] Мотицкий В.П. Старообрядчество Забайкалья : прошлое и настоящее (XVIII-XX века). – Улан-Удэ, 1976. – С. 36-72
[7] Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. – С. 244-275
[8] Васильева С.В. Религиозные воззрения старообрядцев Забайкалья // История, культура и язык старообрядцев Забайкалья : тез. регион. науч-практич.конф.(Улан-Удэ,19-20 окт. 2000 г.).–Улан-Удэ.-С. 46-52
[9] Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. – Улан-Удэ, 1975. – С. 34-68
[10] НАРБ, ф.207, оп.2, д.307, л.8
[11] Сидоров Д.М. О праздниках, постах и обрядах. – М., 1962. – С. 107-203
[12] Болонев Ф.Ф. Русские православные посты. – Новосибирск, 1992. – С. 8-46
[13] Федоренко Т.Г. Певческая культура старообрядцев Сибири: богослужебное пение // Традиционная музыкальная культура народов Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т.1. - С. 92-127.
[14] Федоренко Т.Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: автореф.дис.канд.искусствоведения.- Новосибирск, 1995.- С. 3-15
[15] Федоренко Т.Г. О культовом пении в старообрядческих семейских общинах // Совр. проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. науч. трудов. – Новосибирск, 1994. – Вып №7. - С. 66-74
[16] Владышевская Т.Ф. Традиции древнерусского церковного пения и современная практика старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры : материалы музыковедческого конгресса: сб. статей. – М.,1989. – С.427-435
[17] Старикова И.В. Представление о церковном пении в старообрядчестве // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы VI науч. – практ. конф. (Москва,19-20 ноября 2002 г.). – М., 2002. – С. 280-384
[18] Бураева С.В. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья : метод. рекомендации. – Улан-Удэ, 2002. – С. 11-52
[19] Бураева С.В. «Богодуховенные» книги старообрядцев (семейских) Забайкалья. – Улан-Удэ, 2003. – С. 34-78
[20] Бураева С.В. Из истории изучения книжной культуры старообрядцев Забайкалья // Филологический сборник. – Улан-Удэ, 1998. – Вып.№4. - С. 69-74.
[21] Вознесенский А.В. Старообрядческие издания XVIII – начала XIXвека : ведение в изучение. – Спб, 1996. – С. 40-134