Содержание
1. Культурная политика Совета Европы
1.1. Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы
1.1.1. Краткая статистическая справка
1.1.2. Определения культуры, культурных ценностей и
культурного наследия (достояния)
1.1.3. Количественные характеристики европейского культурного наследия
1.1.4. Качественные характеристики
1.1.5. Современные региональные институты международного сотрудничества и охрана памятников культурного наследия в Европе
1.1.6. Совет Европы и сохранение культурных ценностей
1.1.7. Конгресс местных и региональных властей Европы
1.1.8. Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и Европейского Союза
2. Деятельность ЮНЕСКО
2.1. Краткая справка
2.2. Сфера деятельности ЮНЕСКО
2.3. Среднесрочная стратегия на 2008-2013 гг. ЮНЕСКО
Список литературы
1.Культурная политика Совета Европы
1.2. Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы
1.1.1. Краткая статистическая справка
Европа, исторически будучи одной из трех частей Старого Света, а также одной из шести частей Света в целом, занимает пространственную территорию равную приблизительно 10 млн. кв. км. или 7 % земной суши. В Европе проживает ок. 727 млн. человек или 12 % жителей Земли.
В Европе также частично или полностью расположены 47 государств мирового сообщества.
1.1.2. Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния)
Говоря о сохранении культурного наследия Европы нельзя не сказать о культуре как таковой. В современной культурологии насчитывается более 500 различных определений понятия "культура".
При таком количественном и, что более существенно, качественном разнообразии научно-методологических подходов к теории культуры различных школ и исследователей в целом, и к теории культурных ценностей, в частности, сложно прийти к единому универсальному знаменателю, хотя к нему необходимо стремиться.
Анализ существующих ныне в культурологии концепций не входит в задачу данного обзора, сравнительное исследование официальных дефиниций культурных ценностей, закрепленных в еще б?льшем количестве различных международно-правовых актов универсального и регионального характера, в рамках настоящей статьи также не представляется возможным, а потому ограничимся формулами некоторых фундаментальных исходных положений, дабы уважаемый читатель легко представил себе позицию автора.
Пожалуй, до сих пор никто лучше, более четко и точно, действенно и утонченно, кратко и ёмко не сказал о культуре, чем Николай Константинович Рерих: "Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа".
Предстоя у Высшего первоисточника, будучи общепризнанным мировым лидером Культуры, стоя во главе движения Знамени Мира в XX веке, именно он создал основы современной международной охраны памятников культурного наследия человечества. По абсолютно справедливым словам скульптора С.Коненкова, "нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права".
Иногда бывает очень полезно обратиться к первоистокам, чтобы понять глубинную суть и ценность того или иного земно-человеческого явления или процесса. Предваряя изложение подлежащего исследованию материала и вторя древней мудрости Екклесиаста, можно по праву сказать, что "нет ничего нового под cолнцем".
Практически все основополагающие определения, подходы, доктрины и концепции, закрепленные в договорных и обычных нормах современного международного права в сфере охраны культурных ценностей, анализ некоторых из которых дан нами ранее, представляются лишь развитием, а иногда и просто слабым отражением той первозданной сокровенной Красоты, Цельности и Целостности Знания Единого, к которым прикасаешься и осознаешь, читая строки Н.К.Рериха о Культуре.
Складывается впечатление, что многие из тех идейных первооснов, которые были объективно заложены в фундамент международной системы охраны памятников культурного наследия человечества до сих пор остаются неосмысленными и неосвоенными не только политиками, юристами, чиновниками, законодателями, специалистами-практиками в сфере международных отношений, но и научным сообществом.
Обращаясь к первоистокам, припомним, что изначально, Культура, в понимании Рериха, есть почитание Света. Она есть синтез и триединство Искусства, Науки и Религии. По другому яркому символическому определению, Культура это "Прошлые, Настоящие и Будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности".
Стараясь приложить эти формулы в действии и мыслить в сознании Культуры синтетически и аналитически одновременно, мы исходим из признания взаимообусловленной дифференциации и единства каждой национальной культуры в культуре земного человечества в целом. Другими словами, можно говорить о принципе целостности и разнообразия мировой культуры вследствие уникальной неповторимости каждой национальной культуры человечества.
Чем более непохожа и своеобразнее культура народа, тем большую ценность она представляет для человечества в целом. Для земного человечества в его историческом развитии в целом культура малого этнического сообщества может быть столь же важна и равновелика как и культура великого народа.
С другой стороны, мысленно перекинув мостик от глобалистики к конкретике - от проблематики наций и народностей к человеку как проявленному носителю культуры, нужно сказать, что далеко не каждое отличие одного человека от другого является свидетельством его культурной неповторимости и уникальности, но только то, которое делает его выше, чище, сильнее.
По нашему убеждению, именно на вышеизложенных постулатах построена философия правового регулирования защиты культурных прав и культурного наследия народов, национальных меньшинств, а также культурных прав человека в системе современного международного права.
Культурные ценности как системные объекты бытия, носят как материальный, так и духовный характер. При этом именно зачастую непроявленная связь с духовным бытием, с субъектом, всегда является их сущностным признаком. Именно эта связь с Высшим превращает простую бытовую вещь в произведение искусства, а человек ее создающий становится подобным Творцу, перешагивая тем самым в Вечность и Бесконечность.
Благодаря этой невидимой нити, до того грубое косное вещество оживает и превращается в живую суть.
Только культурным ценностям, вслед за их создателями, в отличие от обыденных предметов и проявлений материального бытия, суждено преодолеть ограничения пространства и времени.
Итак, от философско-культурологических основ и прозы перейдем к определениям международного европейского права.
Предваряя изложение подлежащего исследованию материала и не вдаваясь в детальный анализ дефиниций, необходимо отметить, что определения культурных ценностей и культурного наследия (достояния), даваемые в многочисленных источниках современного европейского права, немногим отличаются от соответствующих определений, закрепленных в международно-правовых источниках универсального характера и, прежде всего, в конвенциях и иных правовых актах, принятых под эгидой ООН и ЮНЕСКО.
Это вполне объяснимо в силу онтологических свойств международного права как регулятивной нормативно-правовой системы и иерархии его источников.
Пожалуй, одним из самых универсальных определений термина “культура”, носящим международный характер, является определение культуры как “совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу, - закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры, - Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры”.
Автору также близко понимание культуры как "сотворенной человеком материальной и духовной среды обитания, а также процессов создания, сохранения, распространения и воспроизводстванорм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества", с одной оговоркой, что любая культурная ценность как и культура в целом не может быть "воспроизведена" в силу ее единственности, уникальности и неповторимости в принципе. Любой повтор есть подделка или просто копия. И слово "производство-воспроизводство" сюда не подходит. Оно не от культуры, оно - от цивилизации, носящей конечный и преходящий характер.
Необходимо также отметить, что во внутреннем законодательстве России универсальная концепция культурных ценностей нормативно-практически впервые закреплена в ст.3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г.:
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты.