Министерство образования и науки Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Кафедра менеджмента
Специальность:032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Контрольная работа
Дисциплина: Культурология
Тема: Древний Египет
Выполнил: Евдокимова Н.С.
Студент группы ДОУ 10-с
Проверил: Титов Я. Н.
Якутск 2011
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………3-4
2.Основная часть:
I) У истоков…………………………………………………………………………..4-6
II) История……………………………………………………………………………6-9
III) Великие египетские сооружения и их создатели……………………………..9-11
IV) Религия. Боги и культ..………………………………………………………..11-15
V) Научные достижения Египта...………………………………………………..16-18
3.Заключение…………………………………………………………………………..18
4.Библиографический список…………...……………………………………………19
Введение
Это случилось 10 тыс. лет назад или чуть раньше…. Небольшой отряд охотников, пришедших из Сахары, тогда еще цветущей равнины, подошел к краю плоскогорья, за которым открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пересыхающими летом речками родных степей, такого чуда не видели ещё никогда! Широкая, полноводная река величественно несла мимо них мутные воды; откуда и куда – не знал никто. Не нарушая молчания, люди долго смотрели на реку, охваченные священным трепетом и желанием пасть на колени перед могущественным властелином этих мест. Перед ними открылась одна из самых красивых, могучих и известных в наше время рек земли – Нил. И одна из самых древнейших восточных стран – Египет.
Египет – самая популярная арабская страна современности. С интереснейшей историей, древними загадками и мифами, не разгаданными даже в столь технически развитое время. Со своей культурой и бытом, имеющая в своем «сердце» аорту – реку Нил; омывающаяся прекрасными морями – на востоке Красным морем, а на севере Средиземным. Ну и конечно египетские пирамиды – на протяжении всего времени с момента их создания манящие своим величием и секретом их сооружения.
За несколько веков до рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала остальные диковинки древнего мира, и увидеть эти чудеса своими глазами стремились многие. Шесть из чудес – сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей – гробница царя Карии Мавсола, Колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос – были разрушены временем. И до наших дней сохранилось только одно из «чудес света» - египетские пирамиды. По этому при выборе темы, я отдала предпочтение именно Древнему Египту. Чтобы и самой окунуться к истокам, и ознакомить своих однокурсников с интереснейшей историей, акцентировать внимание именно на последнем из семи «чудес света» сохранившимся до наших дней, которое можно реально увидеть самому!
Основная часть
I. У истоков
Охотники, о которых я упомянула выше, тогда даже не решились спуститься вниз, к самой воде, около которой кишели ядовитые змеи. Берега реки на сотни метров были заболочены и поросли густым тростником. На отмелях отдыхали бегемоты и крокодилы. И тогда охотники ушли, но им, а впоследствии и их потомкам пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам.
Заселение людьми территории древнейшего государства планеты началось сравнительно поздно – по разным оценкам историков в 10- 6 тысячелетии до н. э. и в 6-4 тысячелетии до н. э. Население долины Нила складывалось постепенно из небольших, «просачивающихся» сюда групп, среди которых были люди с разным цветом кожи – оливково- желтым, коричневатым или совсем темным.
Поселения располагались на высоких участках речной долины, далеко от воды, т. к. люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны. Но уже в 5 тысячелетии до н. э. здесь распространилось земледелие, ставшее экономической особенностью египетской державы.
Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлении древних – это тот, кто дает еду, заботится о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное – плодородные земли своих берегов и воду для их орошения.
Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» - «Черная». Необыкновенную землю приносила сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменистое основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, и остатки растений, принесенные притоками из прибрежных тропических лесов. В стоячей воде взвешенные частицы постепенно оседают вниз, и, когда река возвращается в свое русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень её повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот. А уже к августу – сентябрю подъем достигает своего апогея – 8-10 метров над обычным уровнем воды! И держится высоко до середины ноября.
Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» была связана с тем, что после спада воды влага распределялась неравномерно - высоко расположенные участки теряют её слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются. И египтяне придумали очень простое устройство, позволяющее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Почти так же как дети, строящие весной на ручейках земляные запруды, египтяне начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтоб сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клетку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» - бассейны, и люди могли её распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких местах, или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.
Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а её правителя – «номарх». Правители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых земляных стен – плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили за тем, чтоб весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно в течение года более или менее поровну раздавалось всему населению. А сами номархи, конечно, жестоко боролись между собой за верховную власть над всей страной.
Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в Древнем Мире урожаи, хотя орудие труда для работы почти не отличалось от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Но о том, как и что египтяне строили, я расскажу позже.
И еще один интересный факт я хотела бы осветить в этой главе. Египтяне редко готовили еду сами – чаще всего они относили полученное зерно в специальные «столовые», в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень.
II. История
Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к 6-4 тысячелетиям до н. э. Приблизительно в середине 4 тысячелетия образовалось два царства – Верхний и Нижний Египет. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя; покровительницей города считалась богиня с головой грифа, Некхебет. Столицей Нижнего Египта был Пе, город в Дельте; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры. Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали «Правителями Двух Стран» или «Царями Верхнего и Нижнего Египта». Обе святые покровительницы – Эджо и Некхебет распостранили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной – красная обозначала Нижний Египет, а белая Верхний.
Около 3000 г. до н. э. эти два царства объединяются в единое государство. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом (Мина), могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли «королем скорпионов». Считается, что примерно в 3100 г. до н. э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой страны и основал первую династию. С этой даты обычно и связывают начало египетской истории. Столицей своего царства Менес избрал город Мемфис, город среди пальм на западном берегу Нила. То, что столица находилась у самого начала дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом.
Сейчас конечно можно только догадываться о том, какую большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории и период Раннего Царства (3000-2800 гг. до н. э.) До нас дошли всего несколько табличек (или «палеток») с изображениями первых фараонов, поражающих своих врагов. Большое количество титулов и должностей, упоминаемых в древнейших египетских надписях, говорят о том, что египтяне искали наилучший способ организации государства. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории.