Иногда прибегают к «зеленому пару»: очень густо высевают многолетние кормовые культуры, которые не дают произрастать сорняку. Через два года количество семян сорняков в почве по сравнению с первым годом сокращается как минимум в три раза.
В основе экологического контроля над сорняками при технологии Но-Тилл – система севооборотов. Специалист в этой области Рэнди Андерсон для снижения густоты произрастания сорняков советует чередовать озимые и однолетние культуры. Разные сроки посева и уборки этих культур дают возможность аграриям предотвратить либо процесс становления сорного растения, либо процесс формирования семян.
Чтобы увеличить конкурентоспособность сельхозкультур по отношению к сорнякам, Рэнди Андерсон рекомендует вносить удобрение точно в полосу посева, сеять в установленные сроки, повышать посевные нормы культур и уменьшать междурядье. Кстати, на этом настаивал Иван Овсинский. Он писал: «Нужно бы, значит, найти способ посадки хлебного зерна густо, но, вместе с тем, каждое зерно отдельно, поодиночке. К счастью, теперешняя техника настолько стоит высоко, что этот вопрос может быть разрешен надлежащим образом».
Идеалист Мэт Хэгни, технический эксперт из США считает, что надлежащим образом этот вопрос не решен до сих пор: «Совершенное оборудование для беспахотного земледелия еще не создано и даже еще не разработано. Мы всегда ограничены своими концепциями, экономикой и физическими законами».
История преодоления физических законов и поиска технического совершенства началась 60 лет назад. Первыми снова оказались англичане. Они разработали первую в мире дисковую сеялку для прямого посева. Три диска этой машины позволяли производить прямой посев: первый диск разрезал пожнивные остатки, а два других следом раздвигали семенное ложе, куда укладывалось семя. Но англичане не смогли в полной мере воспользоваться плодами своего изобретения. Отцом технологии «Но-Тилл» принято считать американского фермера Гарри Янга. Благодаря английской сеялке в 1962 году он первым применил технологию «Но-Тилл» в собственном хозяйстве.
Современные технические средства и технологические решения позволяют производить посев, защиту и уборку с/х культур с наименьшими затратами. Вычеркнув из списка агрономических операций пахоту и даже культивацию, «бесплужники» просто сеют и собирают урожай. Кажущаяся простота решения столь сложной задачи отпугивает сторонников традиционной технологии, они все время пытаются найти какой-то подвох. Но разве может быть подвох в том, что система земледелия воспроизводит природные механизмы саморегуляции почвы.
Ошибка произошла, когда человек решил вмешаться в естественные процессы, чтобы ускорить и улучшить их. Для этого была создана целая инфраструктура производств: технического обеспечения, средств защиты растений, удобрений. Но почему никто и никогда не подсчитывал, сколько же переплачивает пахарь за надуманные операции и агрономические мероприятия? Ведь природа создала уникальный механизм саморегуляции: в почве налажено собственное производство всех питательных веществ, существует собственная система защиты растений и воспроизводства плодородного слоя. По сути, сберегающее земледелие – это земледелие при ограниченном вмешательстве человека в природные процессы.
«Как метафизик, который, упавши в яму, не хотел вылезать из нее с помощью веревки, ввиду того, что этот способ слишком простой, так и приверженцы глубокой пахоты начали подыскивать более хитрые способы, как вывернуться из беды», – снова цитата из книги Овсинского.
Николай Косолап (НАУУ) убежден, что пахари обрабатывают почву больше для себя, чем для культур. Большинство механических приемов обработки почв преподносились как средство приведения физических свойств почв в соответствие с биологическими требованиями культур, в действительности же, одна операция производится для того, чтобы создать благоприятные условия для выполнения следующей операции.
Например, для задержания и накопления влаги ортодоксы традиционного земледелия с осени пашут поля. Однако достичь цели им так и не удастся. Более того, увеличив площадь испарения (за счет гребнистого рельефа поверхности) и оставив почву открытой, они создают оптимальные условия для интенсивного испарения влаги весной. В системе Но-Тилл, как и в природе, влагу сохраняют пожнивные остатки.
Исправить результаты своей осенней деятельности пахари спешат весной: они выравнивают почву, объясняя это необходимостью закрытия влаги (хотя подсушивание верхнего слоя почвы значительно уступает по эффективности мульчирующему слою). На самом же деле они вынуждены это делать исходя из требований техники. На вспаханном поле сеялка не сможет качественно посеять культуру.
Отечественным аграриям сложно поверить в то, что пахота всего лишь агрономический миф 20 века, а пахари не могут быть не земледельцами. Хотя бы потому что «делать землю» означает сеять на ней что-то: земля происходит от зелени. Отмирая, зеленая масса дает жизнь новому ростку. Только таким, естественным путем создается плодородие, основное средство производства в сельском хозяйстве. И если в промышленности основные средства производства со временем можно заменить, то с землей гораздо сложнее. Мы должны работать так, чтобы естественное плодородие почв как минимум не снижалось. У нас же из-за интенсивности традиционных технологий почва деградирует в пятнадцать раз быстрее, чем происходит процесс ее образования.
«Многие из приверженцев глубокой вспашки очутились в положении человека, который, убивши курицу, несущую ему золотые яйца, думал сразу разбогатеть. Но глубоко вспаханная земля родить не хочет», - так рассуждал Иван Овсинский.
На сберегающее, самовосстанавливающееся земледелие Европа, Австралия, Северная и Южная Америка начали массово переходить еще в семидесятых годах. В Канаде не пашут ни одного гектара. В США 90% посевных площадей не пашут отвально. Там успешно внедрили наш отечественный опыт непризванного у нас агронома Овсинского. Но, как говорят, в своем Отечестве нет пророка... Вместо этого плужники отстаивают, как свое исконно русское, «достижение» немецкого ученого Р.Саккса. А в Канаде считают, что изобретение им отвального плуга нанесло больше вреда, чем все немцы во второй мировой войне.
Отечественные производители должны понимать, что дальше пойдут те, кто быстрее перестроится. В условиях глобализации экономики мы не сможем производить продукцию, которая будет стоить дороже, чем на мировом рынке. Сейчас Россия по уровню урожайности зерновых занимает одно из последних мест в мире (13—16 ц/га), а по затратам — впереди планеты всей.
Занимаясь восстановительным земледелием, мы восстанавливаем и плодородие наших почв, и конкурентоспособность сельского хозяйства, и Россию в целом.
2.4. Перспективные технологические комплексы машин для ресурсосберегающего производства продукции растениеводства
Поскольку, как уже было показано, обработка почвы остается группой самых ресурсоемких работ, основное внимание в процессе разработки новых ресурсосберегающих технологий уделялось именно ей. Обработка почвы является основой технологии производства продукции полеводства. Ее основная задача состоит в создании оптимальных условий для роста и развития возделываемых культур. В системе обработки почвы в настоящее время на юге России используется сочетание плужной, поверхностной и нулевой обработок. Их соотношение в каждой сельскохозяйственной зоне определяется набором возделываемых культур, почвенно-климатическими условиями и, в первую очередь, влагообеспеченностью.
В последние годы в условиях сельхозпроизводителей южного региона России все чаще начинают применяться энерговлагосберегающие технологии, основанные на применении комбинированных многооперационных агрегатов, позволяющих за один проход выполнять послойную поверхностную обработку на глубину до 18 см с подуплотнением нижних слоев почвы, мульчированием и выравниванием верхнего посевного слоя для посевов озимых колосовых культур после непаровых предшественников, а также глубокую послойную безотвальную отработку почвы под посев яровых колосовых и пропашных культур. Помимо традиционной и энерговлагосберегающей технологий, отдельные сельхозтоваропроиводители региона начинают применять нулевую обработку почвы, в основе которой лежит прямой стерневой посев возделываемых культур и многократная обработка гербицидами для борьбы с сорной растительностью.
В рамках энерговлагосберегающей технологии при возделывании озимых культур после непаровых предшественников все традиционные операции по подготовке почвы и посеву могут быть заменены двумя технологическими операциями, выполняемыми комбинированным почвообрабатывающе-посевным агрегатом типа КУМ (конструкции ВНИПТИМЭСХ, г. Зерноград Ростовской области).
При его проходе обеспечивается послойная обработка почвы на глубину до 16 см с возможностью внесения в подлаповое пространство необходимой дозы минеральных удобрений. По мере отрастания сорняков может выполняться поверхностная обработка на глубину до 8 см с выравниванием. При отсутствии до посева осадков часто отрастания сорняков не происходит, и в этом случае второй обработки не требуется.
При обработке почвы под посев яровых после пропашных культур вместо двухследного дискования, отвальной вспашки и весенней культивации с поверхностным внесением минеральных удобрений в новой технологии сразу после уборки предшественника проводится комбинированная послойная обработка на глубину 10-12 см с одновременным внутрипочвенным внесением удобрений. После отрастания сорняков выполняется глубокое послойное рыхление с использованием комбинированных агрегатов типа КАО или УНС конструкции ВНИПТИМЭСХ, которые позволяют увеличить глубину обработанного слоя до агротехнически требуемой (20-22 см), уничтожить проросшие сорняки, выровнять и подуплотнить обработанный горизонт и замульчировать поверхность поля. В этом случае в зиму поле уходит в состоянии «компактной вспашки», способной максимально накопить влагу, и весной практически не требует дополнительных обработок.