Смекни!
smekni.com

Типология культур 2 (стр. 3 из 8)

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в ос­новном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла празд­ничная культура»2.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,

все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т. д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Посте­пенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаи­моконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, дей­ствиями). Неработающие соседи обеспечивают при­смотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, вы­бор брачного партнера и иные ключевые вопросы под­вергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит ос­новой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обраще­ние на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по от­честву, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная ин­терпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ог­раниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и обще­человеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющей­ся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес кол­лективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже про­смотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание эко­логической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан мно­гих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограни­чивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние по­требности, умение выбирать среди нескольких филь­мов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сель­ский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10. Раннее занятие физическим трудом на откры­том воздухе сформировало иное отношение к физкуль­туре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организо­ванная ритмика рабочего дня, способность рациональ­но подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастро­фических размеров. Правда, с массовым распростра­нением телевидения былое культурное отставание бы­стро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показыва­ют социологические исследования, уже не служит ос­новной причиной миграции в город1. Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого вы­сокого качества. В 90-е годы в деревню широким по­током хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в со-

ветские годы поток низкопробной продукции сдержи­вали идеологические ограничения и партийный кон­троль. В годы экономических реформ никаких препят­ствий на этом пути нет.

3.4. Городская культура

Городская культура (культура города, индустри­альная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и адми­нистративных центров. Малые города и поселки город­ского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше сте­пень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа куль­туры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Пе­тербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и раз­мерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтер­ские города (Кемерово), центры автомобильной про­мышленности (Тольятти), города науки, или «науко­грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гар­низонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Есте­ственно, что в каждом типе города свой уклад и тип

культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающи­ми ее от сельской, выступают такие признаки, как вы­сокая плотность застройки городской территории; на­личие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развяз­ки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано со­всем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность социальных отношений), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефон­ными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Ха­рактерная черта городской жизни и городской культу­ры — транспортная усталость, возникающая вследст­вие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные пере­грузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоя­нием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахожде­нием в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим чис­лом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологи­чески человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень ме­дицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными ме­роприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. От­сюда массовое увлечение садово-огородническим дви­жением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты го­родской культуры.

Если для сельской культуры характерно триедин­ство — единство места работы, места жительства и мес­та отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений

культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спаль­ных районах на окраине. Поэтому ездить в обществен­ном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

3.5. Обыденная и специализированная культура

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную1. Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, про-фанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной.