Смекни!
smekni.com

Типология культур 2 (стр. 5 из 8)

По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар­навальные шествия).

Аудитория народной культуры — всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

4.3. Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозна­чает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — куль­тура низов. Одни и те же виды искусства могут принад­лежать высокой и массовой культуре: классическая му­зыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Од­нако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к попу­лярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями ис­кусства.

Органная месса Баха относится к высокой культу­ре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному ката­нию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки про­изведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этниче­ской. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная —любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимуще­ственно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют еди­ную национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной куль­туры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. обра­зованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образован­ное меньшинство и становится носителем националь­ной культуры »'.

Высокая и национальная культура создаются не эт­носом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспери­ментальный, или авангардный, характер. Впервые при­меняются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не­профессионалов многие годы спустя. Специалисты на­зывают иногда срок 50 лет. С таким опозданием образ­цы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, пер­вым делом они постарались сократить культурное запаз­дывание, призвав всех художников не увлекаться фор­мотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецко­му марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Ис­кусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного кре­стьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хоро­шему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангард­ное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

§ 5. Комплексные виды культуры

5.1. Художественная культура

Ее сущность заключается в том, что человек, назы­ваемый художником (а им может быть не только про­фессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же мо­делирует какой-то фрагмент реальности, а затем пере­дает это зрителю или слушателю в эстетически выра­зительной форме, будь то стихотворение, романс или

танец.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивыс­шую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно —

вершина айсберга.

Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства:

устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фунда­ментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.

5.2. Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда вто­рое название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физи­ческой формы.

Широко понимаемая физическая культура вклю­чает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е. лю­бительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших дости­жений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные за­нятия физкультурой; 4) специализированные виды ук­рашения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная рос­пись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религи­озный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортив­ные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная и традиционная медицина, на­правленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

По мнению некоторых культурологов, профессио­нальная культура телесности имеет две основные фор­мы: медицина и спорт. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традици­онную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе науч­ных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формально­го сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, дока­завшие свою неэффективность. Знахарство — рановидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как сре­ди народных целителей много профессионалов, а среди врачей —много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм фи­зической культуры. Как и в художественной культуре, здесь можно выделить основную и вершинную части айс­берга. Будем относить к спорту любые высшие достиже­ния или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкульту­рой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоро­вод или дискотанцы — это любительские занятия. Татуи­рование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятель­ности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобра­зить схематически.

§ 6. Типы культуры

При обсуждении типов культуры мы будем исполь­зовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответст­венно описывает большинство доземледельческих об­ществ. Земледельческое общество относится к истори­ческим, так как письменность уже существовала.