Смекни!
smekni.com

Типология культур 2 (стр. 6 из 8)

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собира­телей, культура огородников и фермеров; культура ско­товодов; культура земледельцев; промышленная (инду­стриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сло­жившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например пер­вобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой поло­сы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыж­ные земледельцы и лесные охотники, поливные земле­дельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земле­дельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д. Благодаря тому, что технический прогресс посто­янно двигался вперед и соответственно ему развива­лись средства производства, классификация типов хо­зяйственной культуры носит эволюционный характер. Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состоя­ло из локальных родственных групп (триб). По време­ни оно было самым продолжительным — существова­ло сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушест­во) и огородничество (простейшее фермерство). Ско­товодство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жиз­ни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — пере­ходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взра­щиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, прими­тивные деревянные мотыги — деревянному, а позже

железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государст­ва, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благо­даря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за

10 дней.

Производительность труда при орошаемом земле­делии в Месопотамии в 3000 году до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами пита­ния на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так назы­ваемое простое общество (термин антропологов, обо­значающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследо­ватели обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собира­телей.

В науке принято выделять два типа (два этапа раз­вития) простых обществ: локальные группы и перво­бытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подраз­деляется на два периода: а) родовая община, б) сосед­ская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных соби­рателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называе­мому хищническому, или потребляющему хозяйствова­нию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их пого­ловье за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям по­степенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а прими­тивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превра­щались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фу­ражированием.

Община — это союз нескольких сотен людей, свя­занных между собой узами кровного родства, взаим­ными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые на­зывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превы­шала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселен­ной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрессивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел да­леко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог про­кормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плут, за­пряженный волами. Резко поднялась производитель­ность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продук­тивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — не­олитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотовод­стве.

Росло население, создавались города. Города заро­дились как центры, где специализировавшиеся на ре­меслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обме­ном. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в де­ревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно — дитя двух революций — экономической и поли­тической. Под экономической подразумевается вели­кая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская револю­ция (1789—1794).

За три века культура европейского общества из­менилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа зако­нодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитар­ных условий жизни и качества питания резко сокра­щается смертность. Средняя продолжительность жиз­ни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культур­но разнообразного досуга, лучших возможностей по­лучить образование.

К появлению такого типа общества привели два гло­бальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и рас­пространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриали­зация — применение научных знаний к промышлен­ной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Пе­реход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время пере­ход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинст­во населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Гер­мании — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовлен­ных работников, так как сложность технологии посто­янно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительст­ва: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транс­порте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае со­тен специальностей доиндустриального общества поя­вились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые,возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.