Смекни!
smekni.com

Типология культур 4 (стр. 7 из 8)

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.

5.2. Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание тела, или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе название - телесная культура. Она включает поддержание своего здоровья, жизненного тонуса, физической формы.

Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собственно физкультуру, т.е. любительское занятие физическими упражнениями, 2) спорт, как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар, 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой, 4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм)и лечебное голодание, 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т.п.; 6) современная и традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телесности имеет две основные формы: медицина и спорт 1). Медицина - это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина - проверенные долгой практикой методы лечения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшими свою эффективность; псевдонародная медицина - ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство - разновидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных целителей много профессионалов, а среди врачей - много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как и в художественной культуре здесь можно выделить основную и вершинную части айсберга. Будем относить к спорту любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т.е. результаты профессионального занятия физкультурой. К примеру, спортивные танцы - это спорт, а хоровод или диско-танцы - это любительские занятия. Татуирование тела в одном случае является любительством, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобразить схематически.

Подведем итоги. Мы рассмотрели основные отрасли, формы, типы, виды культуры и установили, что в каждом существует высокий и низкий уровень достижений. Их можно назвать аспектами культуры. Высокий уровень характеризует в одних случаях позитивные ценности (собственно культуру), а в других - искусство (профессиональное занятие данным видом деятельности). Напротив, низкий уровень характеризует в одних случаях негативные ценности (например, экономическая преступность), в других - любительские занятия, невысокую степень компетентности.

6. Типы культуры

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины простое и дописьменное, а также сложное и письменное общество. Дописьменное означает отсутствие писаного языка и соответственно описывает большинство доземледельчиских обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала. Современное общество начинается с наступлением индустриальной эры.

На протяжении всей эволюции в прошлом люди жили небольшими группами от 20 до 60 человек, поддерживавших существование собирательством: мужчина и женщина в равной мере заботились о потомстве, делились результатами своего труда, объединялись кровными узами и браком и принимали решение как единое целое. С наступлением охоты - это случилось примерно 0,5 млн. лет назад - появилось разделение труда: молодые мужчины охотились, а женщины продолжали собирать, отделяемые от основного лагеря на период деторождения и вскармливания. Охота прибавила знаний, инструментов и навыков групповой культуры, а именно приготовление и выпечка мяса, использование шкур для одежды, оружия, инструментов.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры:

·культура охотников и собирателей

·культура огородников и фермеров

·культура скотоводов

·культура земледельцев

·промышленная (индустриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип - исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития 1)

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, полуоседлые морские зверобои и рыболовы и сезонно кочующие охотники на дикого оленя (а позднее оленеводы), поливные земледельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т.д.2)

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Самый древний тип хозяйственной культуры - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называютпериодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество (простейшее фермерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются <бандами>, или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Бродячие группы охотников и собирателей не имели постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемещались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для одной такой группы требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4 - 5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.