Наряду с проблемой «Восток-Запад» в последнее время все большую важность приобретает проблема «Север-Юг». Под «Югом» здесь понимается социокультурный мир народов субтропического пояса – африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же севернее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и часто противопоставляется, главным образом, миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».
Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.
Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные (мифологии), а также необозримое число религиозных сект.
В таблице 1 приведены сведения о численности приверженцев различных конфессий (вероисповеданий) на Земле в начале XXI века.
Таблица 1 [1, c. 346]
Конфессия | Численность | |
Христиансво | 2100 млн. | |
В том числе | католицизм | 1000 млн. |
протестатизм | 800 млн. | |
православие | 200 млн. | |
Ислам | 1300 млн. | |
Буддизм | 360 млн. | |
Индуизм | 810 млн. | |
Народные религии Китая | 100 млн. | |
Синтоизм | 80 млн. | |
Иудаизм | 10 млн. | |
Прочая религия и неконфессиональная вера | 300 млн. | |
Всего верующих | 5060 млн. | |
Атеистов | 900 млн. |
Следует отметить, что имеющиеся в литературе сведения о распространенности религий и конфессиональной принадлежности людей разноречивы. В церковных изданиях число «своих» верующих часто преувеличивается. При социологических опросах, когда конфессиональная принадлежность опрашиваемых устанавливается по их словам, многие люди называют себя верующими, но при этом обнаруживается, что они не знают основ вероучения и не выполняют даже самые элементарные церковные ритуалы (т. е. относятся фактически, в лучшем случае, к пассивным верующим). Нередко люди колеблются в определении своей конфессиональной принадлежности или считают себя принадлежащими сразу к двум, а то и больше, конфессиям (большинство японцев считают себя и синтоистами, и буддистами, многие китайцы – и даосистами, и конфуцианцами). Показательно, что в табл. 1 общая сумма превышает численность населения Земли, которая составляла тогда около пяти миллиардов человек.
Заключение
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других
Типология культур – это система выделенных типовых моделей культур.
Отраслями культуры называются такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
Типы культуры – совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого.
Виды культуры – это совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
В историко-этнографической типологии выделяют антропологическую, хозяйственно-бытовую и этнолингвистическую типологию культур.
В региональной типологии культуры исследователи выделяют культуры «Запада» и «Востока», а также «Севера» и «Юга».
Рассмотренные основания типологии культуры не являются исчерпывающими, возможны и иные подходы к проблеме типологизации культуры человечества.