Смекни!
smekni.com

Культура Ацтеков 3 (стр. 5 из 5)

Завоевание ацтеков испанцами

Эрнандо Кортес, сын обедневшего испанского дворянина из Эстрамадуры был большим беспредельщиком и однажды так надоел местным властям, что ему пришлось бежать из Испании. Кортес отправился в морское путешествие и высадился на острове Санто-Доминго. В 1511 году он вместе с Веласкесом захватил Кубу, а затем стал пиратствовать, уничтожая маленькие поселения индейцев и грабя испанские корабли. В 1518 году пошли слухи, что севернее Юкатана, в глубине материка, есть могущественная, многолюдная и богатая золотом страна ацтеков.

Добравшись до ацтекских границ, Кортес через местных индейцев попросил у Монтесумы встречи. Семь дней ждали конкистадоры ответа, а в это время во дворце Монтесумы шли непрерывные совещания: столицу охватило чувство страха и неуверенности. А виной всему был бог ацтеков Кецалькоатль, которого ацтеки представляли белым человеком с волнистой бородой. Легенда утверждала, что бог прибыл из «страны, где восходит солнце» на крылатом корабле (сами ацтеки парусов не знали) и сошел на землю как раз в том месте, где разбил лагерь Кортес. Белый бог научил индейцев ремеслам и добрым обычаям, дал им мудрые законы и религию, а также основал страну, где выращивали хлопок различных цветов, а кукуруза давала початки больше человеческого роста. Исполнив свою миссию, Белый бог возвратился туда, откуда прибыл. Но еще Белый бог предсказал появление белых завоевателей из-за моря, которые покорят все индейские племена и низвергнут богов, заменив их иноземным богом.

Испанцы двигались дальше, постоянно воюя с местными индейцами и пересекая высоченные горные хребты, их дорога лежала через перевалы горного хребта, окружающего долину Мексики. Поднявшись на очередной перевал, испанцы не поверили собственным глазам: "Вот она - земля обетованная!". В кристально чистом воздухе, пронизанном яркими лучами солнца, виднелась, как на ладони, цветная мозаика небольших полей, садов, лесов и ярко-голубых озер. Посередине самого большого озера, словно на полированной глади хрустального зеркала в тени бесчисленных пирамид лежала белоснежная столица ацтеков - Теночтитлан - "Венеция Запада", как сразу же назвали ее конкистадоры.

8 ноября 1519 года армия испанцев и их союзников направилась к городу. Озеро Тескоко перерезала ровная, как стрела, плотина, построенная из камней и песка. С обеих ее сторон плыли бесчисленные пироги, нагруженные всевозможными товарами. В конце плотины, окруженный сановниками в парадных одеяниях, их ожидал, сидя в золоченом паланкине, сам Монтесума. Это был мужчина около 40 лет. Высокого роста, с лицом хищной птицы. На его голове развевался огромный головной убор из пурпурно-зеленых перьев, усыпанных жемчугом и бирюзой. Плащ Монтесумы представлял собой настоящее чудо ремесленного искусства: тысячи перьев всех цветов радуги сливались в ослепительно богатый орнамент. Весь царский наряд блистал золотом и драгоценными камнями. Даже подошвы его башмаков были сделаны из чистого золота. Монтесума подарил Кортесу нитку шлифованного хрусталя, который ценился у ацтеков дороже золота. Потом он повел испанцев в город. Толпы индейцев смотрели на иноземцев с любопытством и беспокойством.

На другой день Кортес со своими офицерами посетил дворцы
Монтесумы и огромную пирамиду, которые находились на центральной площади города. На вершину пирамиды вели 340 ступеней, и с головокружительной высоты Монтесума показал Кортесу все великолепие и мощь Теночтитлана, состоявшего из отдельных, но тесно связанных между собой городов. В Тескоко насчитывалось 300 тысяч жителей (в Лондоне тогда 200 тысяч), а население всего Теночтитлана достигало 3 млн. жителей. Вот как выглядел город с высоты птичьего полета: Теночтитлан лежал в центре озера на овальном острове, соединенном с материком тремя плотинами, пересекаемыми каналами, с переброшенными через них разводными мостами. Кроме того. через озеро к городу тянулся большой акведук с терракотовыми трубами, по которым текла вода с соседних гор, так как озеро было соленым. Испанцы с беспокойством заметили, что в случае вооруженного конфликта из города будет трудно вырваться. Перед храмом торчал огромный монолит из красной яшмы, на котором в жертву богам закалывали людей. Внутри храмовой башни испанцы увидели бога войны, вечно алчущего крови. Это был уродливый и огромный идол Уицилопочтль. "Это изваяние, - пишет один из офицеров Кортеса Берноль Диос, было целиком покрыто золотом и драгоценностями. В правой руке чудовище держало лук, а в левой пучок стрел. На шее огромного идола весело ожерелье из человеческих черепов, инкрустированных сапфирами". Жуткое впечатление производила чаща, стоявшая перед статуей, на которой все еще дымились три человеческих сердца. А у подножия пирамиды испанцы увидели деревянное сооружения из гигантских лестниц, где насчитали 136 тысяч человеческих черепов, аккуратно нанизанных на перекладины. Через неделю Кортес стал вынашивать планы захвата империи Монтесумы. Зная по опыту, что индейцы перестают сопротивляться. если их вождя убивают или берут в плен, он решает захватить Монтесуму и от его имени взять власть в свои руки. Кортес во главе нескольких испанцев ворвался во дворец и там захватил короля ацтеков. Он сам лично заковал Монтесуму в кандалы. Но даже испытав такой позор, властелин индейцев не призвал народ к борьбе. Страх перед пришельцами лишил его не только разума, но и чувства собственного достоинства. Народ уже ему не верил... Монтесума выдал Кортесу всю ацтекскую сокровищницу, но его покорность привела только к тому, что конкистадоры совершенно распоясались. Невозможно подробно рассказать о событиях, произошедших в стране ацтеков... Монтесума был смертельно ранен кем-то из индейцев, метнувших в него камнем, он умер в одиночестве и отчаянии. Испанцы выдали тело Монтесумы ацтекам, и до сих пор неизвестно, где он погребен. В течение нескольких месяцев Кортес пытался сломить яростное сопротивление ацтеков. Морем крови, огня и измен, - ведь даже Тескоко, лежащий рядом с Теночтитланом, стал союзником Кортеса. сопровождалась осада ацтекской столицы. В городе испанцам пришлось брать приступом каждый дом и каждую пирамиду. Блокада длилась три месяца. Потери ацтеков, по разным источникам, исчислялись от 120 до 240 тысяч убитыми. Среди союзников конкистадоров - тласкаланцев погибло 30 тысяч. Испанцам же победа досталась ценой незначительных потерь. Итак, вся тяжесть войны легла на плечи индейских племен, хотя выгоды от нее имели только белые пришельцы из-за моря. Сразу же после одержанной победы испанцы стали систематически разрушать столицу. Обломками дворцов и храмов засыпали каналы, пирамиды сравняли с землей и на месте Теночтитлана построили свой город, назвав его Мехико. Там, где на пирамиде возвышался храм бога войны, ныне стоит кафедральный собор, а на руинах дворца Монтесумы высится бывшая резиденция испанского губернатора. Не прошло и пяти лет, а столица ацтеков - богатейшая сокровищница скульптуры и архитектуры - оказалась настолько основательно погребенной под фундаментами испанских домов, что от нее не осталось и следа. Индейская метрополия перестала существовать, однако народ ее не погиб. Живописные толпы индейцев: ремесленников и лавочников, ткачей и гончаров, ювелиров и огородников снова заполнили улицы и рынки испанского города. Испанские дворцы и виллы были лишь островками среди широкого и полноводного индейского моря. Элементы чисто индейские и привнесенные испанцами послужили основой новой мексиканской культуры с ее своеобразным, глубоко национальным обликом.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

Список использованной литературы

1. Косидовский З. Когда солнце было богом. М.: Наука, 1991.

2. Http://www.mesoamerica.ru

3. Токарев С. А. Религии в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986.

4. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.