Смекни!
smekni.com

Основание города Уфы (стр. 2 из 6)

Другим интересным памятником эпохи бронзы является Демская стоянка, обнаруженная в 1934 г. у устья реки Демы в районе Бельского железнодорожного моста. Во время раскопок здесь были найдены кости домашних животных (лошади, коровы, свиньи), несколько изделий из бронзы и кости, а также большое количество керамики, богато украшенной насечками, ямками, оттисками гладкого и гребенчатого штампов, образующими узоры в виде зигзагов, горизонтальных елочек, флажков. Обитатели Демской стоянки занимались скотоводством и примитивным земледелием. Внутри жилищ встречаются очаги, хозяйственные ямы, следы лежанок и перегородок[10]. Скотоводство и металлургия выдвинули на передний план мужчину; совершается переход от материнского рода к отцовскому.

Эпоха железа

Наибольшее количество археологических памятников, выявленных на территории Уфы, относится к эпохе железа, которая начинается с VIII—VII вв. до н. э. Изготовление и применение в хозяйстве железных орудий заметно повысило производительность труда, что дало возможность накапливать значительные богатства в руках отдельных семей и родов. Военные набеги для захвата богатств соседей становятся обычным явлением. Постоянная угроза нападений заставляет население сооружать свои поселения на высоких труднодоступных берегах рек, укреплять их валами и рвами.

Одно из таких укрепленных поселений, известное ныне под названием «Чертово городище», располагалось на крутом правом берегу реки Уфы на территории нынешнего санатория «Зеленая роща». С трех сторон площадка городища ограничена крутыми склонами, а со стороны поля защищена земляным валом, по верху которого шел деревянный частокол, и рвом длиной 97 метров. Высота вала в отдельных местах достигала 5 метров со дна рва. Сооружение городища относится к IV—III вв. до н. э. Во время раскопок здесь найдены костяные наконечники стрел, железный нож, обломки глиняных сосудов. За валом городища выявлен и частично раскопан могильник, в котором обнаружено много женских украшений (бронзовые шейные гривны, стеклянные бусы, браслеты, перстни, различные подвески, бляшки, накладки) и вооружения (остатки колчанов со стрелами, копья, ножи). Интересны бляхи-накладки со стилизованными изображениями животных, выполненные с большим художественным вкусом.

«Чертово городище» — не единственное в окрестностях и на территории Уфы. На узкой высокой стрелке правого берега реки Уфы находится Усть-Уфимское городище[11]. В 1967 г. на правом берегу реки Белой, там, где ныне высится памятник Салавату Юлаеву, обнаружены остатки укрепленного поселения в черте самого города. Мощные культурные наслоения, большое количество археологических находок свидетельствуют, что древние племена жили здесь не менее 3—4 столетий. На территории Уфы известны также десятки захоронений и несколько неукрепленных поселений эпохи железа, расположенных на низких речных террасах.

Остатки аналогичных поселений и могильников распространены на узкой прибрежной полосе правого берега реки Белой от Стерлитамака до Бирска. По сравнительно полно изученному городищу возле Благовещенска у озера Кара-абыз эти памятники объединены в так называемую кара-абызскую культуру. Ученые единодушно считают, что кара-абызцы принадлежали к древним финно-угорским племенам. Они вели оседлый образ жизни. Основу их хозяйства составляли скотоводство и земледелие. В стадах преобладали лошади и мелкий рогатый скот. Животные паслись на сочных пойменных лугах и лесных полянах. Для содержания скота в зимние месяцы производилась заготовка сена. Об этом говорит находка железного орудия, напоминающего косу-горбушу, на одном из городищ близ села Охлебинино Иглинского района. Обработка почвы под посевы производилась, очевидно, палками с костяными, бронзовыми или железными тесловидными наконечниками. Основными злаковыми культурами являлись полба и ячмень. Подсобным занятием населения были охота и рыболовство. В лесах водились лоси, олени, медведи, бобры, лисы, куницы и т. д.

Кара-абызские племена находились на стадии развитого родового строя. Выявленные городища, по всей вероятности, и служили укрепленными поселениями отдельных родов. Имущественное расслоение среди их насельников уже началось, но развивалось чрезвычайно медленно. Во всяком случае, изучение инвентаря могильников и городищ свидетельствует о сравнительно равноправном положении сородичей.

Эпоха великого переселения народов

С III в. н. э. начинается эпоха «великого переселения народов», вызванная движением гуннских племен на запад. Этот процесс не обошел стороной и территорию Южного Приуралья. В конце IV — начале V вв. сюда продвинулась большая группа кочевых племен, скорее всего неоднородная в этническом отношении.

Они вступили в тесный контакт с местными оседлыми племенами бахмутинской (мазунинской) культуры, сменившей кара-абызскую.

Непосредственно территорию Уфы передвижение кочевников на запад не затронуло, но сюда постоянно откочевывали племена, стремившиеся укрыться от многочисленных орд, двигавшихся из глубин Азии на запад через Урало-Каспийские ворота. Очевидно, одной из таких групп были турбаслинские племена, получившие название по могильнику у деревни Новые Турбаслы[12].

Раскопки могильника, насчитывавшего около 100 курганных насыпей, начались еще в конце XIX века. В 1957 — 1958 гг. исследования были продолжены. В раскопанных курганах находилось от 1 до 5—7 погребений[13]. Захоронения совершены в узких глубоких ямах, иногда в изголовье вырыта небольшая ниша, куда ставили заупокойную пищу (сосуд, видимо, с какой-то жидкой пищей и конину). В тех могилах, где ниши не было, пищу клали прямо на дно возле головы или в ногах покойника. Умерших хоронили без гробов, клали на спину с вытянутыми руками и ногами, головой — к северу. Почти все погребения оказались ограбленными еще в древности. Но и сохранившийся немногочисленный инвентарь позволяет заключить, что могильник был довольно богат. Здесь найдены позолоченные серьги, поясные и обувные бронзовые пряжки и наконечники ремней, обложенные золотой фольгой, браслеты, бронзовые накладки поясов и т. д. Датируются курганы V—VII вв. н. э. Турбаслинское население оставило не только курганные погребения. На территории Уфы известны такие необычайно редкие для Южного Урала памятники, как погребения в каменных склепах. До нашего времени склепы не сохранились[14].

В прибрежной полосе правого берега реки Белой между автогужевым и железнодорожным мостами в разное время выявлено более 10 пунктов, где найдено по одному или несколько погребений IV—VII вв. с богатым инвентарем (в районе бывшей Семинарской горы, у здания Башкирского государственного театра оперы и балета и в других местах). Во время раскопок было извлечено много бронзовых, серебряных, позолоченных и золотых украшений (пряжки, фибулы, серьги, перстни, браслеты, шейные гривны, колты, медальоны и т. д.), а также вооружение — мечи, ножи, копья, накладки луков.

В 1936 г. во время земляных работ во дворе Башкирского медицинского института (ул. Ленина, д. 3) было обнаружено 3 погребения: мужское, женское и детское. Женский скелет лежал на спине с вытянутыми конечностями, головой ориентирован на северо-восток. Расположение украшений в могиле позволяет в общих чертах представить костюм погребенной женщины. Ее одежда состояла из длинного шелкового платья и верхнего кафтана, опоясанного ремнем с золотым наконечником. На ней были длинные штаны и кожаная обувь, украшенная медными бляшками и застегивающаяся бронзовыми пряжками. В косу заплетен золотой колт, с обеих сторон головного убора прикреплены височные подвески в виде парных золотых медальонов, выполненных с большим искусством. Платье ниже воротника и, возможно, кафтан были застегнуты золотыми брошками. К поясу справа подвешено бронзовое зеркало. Вдоль левого бедра лежала ложка с длинной ручкой в костяной оправе и железный нож.

Мужское и детское погребения были почти полностью разрушены. В мужской могиле нашли остатки лука с костяными накладками, наконечники стрел, части железной кольчуги; в детской — шейную гривну, скрученную из бронзовой проволоки, обломки глиняного сосуда и медную пластинку. По мнению исследователя, эти погребения представляют семейное кладбище знатного лица, возможно, родоплеменного вождя, обладавшего значительным богатством[15].

Археологические данные свидетельствуют, что общественный строй и хозяйственная жизнь населения, обитавшего на территории Уфы, не претерпели коренных изменений по сравнению с предшествующим периодом. В связи с приходом кочевых племен увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства. Об этом говорят находки рядом с могилами костей ног, черепа, хвоста лошади, что, должно быть, символизировало захоронение целого коня — спутника и помощника пастуха, воина, кочевника.

Усиливается имущественная дифференциация, что наглядно отражается в погребальном обряде и сопровождающем умершего вещевом материале. Наряду с «бедными», «средними» погребениями встречаются богатые захоронения с большим количеством золотых и серебряных изделий прекрасной ювелирной работы. Неравенство погребального обряда и инвентаря отражает, безусловно, неравноправное положение захороненных.

Ранние башкиры

В VIII—X вв. в связи с активизацией в евразийских степях кочевого, преимущественно тюркоязычного населения, на территорию Южного Урала продвинулись значительные группы кочевников монголоидного облика. Курганные могильники этих племен широко представлены в южных и северо-восточных районах Башкирии. Отдельные историки связывают эти памятники с ранними башкирами. Во всяком случае, для времени начала II тысячелетия н. э. уже с уверенностью можно говорить, что степные и лесостепные районы предгорий Южного Урала заселялись древне-башкирскими племенами.