Смекни!
smekni.com

Основание города Уфы (стр. 3 из 6)

Приход большой массы кочевников привел к глубоким изменениям в жизни населения центральных районов Башкирии. Часть местных племен вынуждена была уйти на запад или северо-запад; часть — поглощена пришельцами. Процесс ассимиляции местного населения проходил, вероятно, без крупных осложнений и столкновений, так как хозяйству аборигенов были присущи некоторые кочевнические элементы, в частности, преобладание скотоводства.

В связи с кочевым образом жизни пришлого, древнебашкирского, населения приходит в «запустение» еще недавно густо заселенный район города Уфы. Это не означает, конечно, что Уфимский полуостров был совершенно необитаем. Широкие пойменные луга долины устьев рек Уфы и Демы являлись прекрасным летним пастбищем для скотоводов-кочевников. Не приходится сомневаться, что древнебашкирские племена, обосновавшись первоначально на Белебеевской возвышенности, уже в самом начале своего пребывания на Южном Урале достигали района Уфы, а может, и севернее. Возможно, к тем далеким временам относятся курганы у поселка Александровка в северной части города. В одном из таких курганов в 1914—1916 гг. во время корчевания леса были найдены монеты, стремена, украшения сбруи. Подобный инвентарь характерен для курганных могильников VIII—X вв. южной и северо-восточной Башкирии, связываемых с тюркскими племенами.

В XI—XIII вв. левобережье реки Белой становится ареной постоянных передвижений многих тюркских племен, особенно в период монгольского нашествия. В XIV в. в бассейне реки Демы и в низовьях реки Уфы расселяется одно из самых крупных башкирских племен — племя мин[16].

Башкиры не строили каменных жилищ. Древние башкирские юрты и наземные деревянные дома, в которых жили зимой, не сохранились до нашего времени. Наиболее древними, дошедшими до нас каменными сооружениями в окрестностях Уфы, являются два мавзолея, расположенные в Чишминском районе и датируемые предположительно XIV—XV вв. н. э. Развитие строительного дела в Башкирии в начале II тысячелетия обусловливалось проникновением и утверждением мусульманской религии. Как известно, распространение последней повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над могилами «святых», предназначенных освятить покорность трудовых масс феодальной верхушке[17].

Ярким свидетельством прочной заселенности территории являются замечательные памятники древней архитектуры — мавзолеи Хусаин-бека («Кэшэнэ») и Тура-хана XIV—XV вв., расположенные в 60 километрах южнее Уфы, близ железнодорожной станции Чишмы.

В XV в. после распада Золотой орды основная часть Башкирии, в том числе и территория племени мин, оказалась под властью Ногайской орды. Сохранилось немало свидетельств о пребывании ногайцев в окрестностях Уфы — шежере, предания, легенды и т. д. Таково, например, предание, записанное во второй половине XIX в. известным краеведом Р. Г. Игнатьевым, в котором говорится, что на крутом правом берегу реки Уфы, на месте «Чертова городища», находилась ставка ногайских ханов; «ханы жили на городище, а их подданные в нынешней Уфе, в гористой части нынешнего города и теперь называемой старым городом». На месте Уфы на 10 верст якобы простиралось кочевье[18].

Многие историки восприняли предание как реальный факт. Однако других доказательств пребывания ставки ногайских ханов на «Чертовом городище» пока не обнаружено. Едва ли на небольшой площади городища могла находиться резиденция могущественных ханов, а территория нынешней Уфы — быть их кочевьем. Скорее всего предание отражает, с одной стороны, реальность ногайского господства, а с другой, — наличие здесь древнего укрепления.

Глава 2. Возникновение города Уфы

Предпосылки возникновения первого города в Башкирии

В XVI в. башкирские племена занимали обширную территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Уралом (Яиком). Большая часть Башкирии была подвластна Ногайской орде. Западные районы Башкирии по рекам Ику, Мензеле и Бую подчинялись Казанскому ханству, Зауралье — Сибирскому ханству. Основой хозяйства башкир было кочевое скотоводство. Они занимались также охотой и бортным промыслом. Земля у башкир считалась собственностью племени или рода. Однако лучшие кочевья, охотничьи и бортные, угодья захватывались местными феодалами.

Трудящиеся массы жестоко эксплуатировались татарскими ханами, ногайскими мурзами, местной знатью, которые взимали огромную дань (ясак), главным образом, скотом и пушниной. Помимо ясака население должно было выставлять своим властителям воинов и лошадей. Междоусобные войны собственных феодалов еще более разоряли простой народ. Все это невыносимым бременем ложилось на плечи трудящихся башкир. Известный русский ученый XVIII в. П. И. Рычков писал об этом периоде истории Башкирии: башкиры «от своих владельцев совсем были разграблены и разорены, и пропитание свое имели с крайнею нуждою от ловли зверей и рыбы». Сведения Рычкова подтверждаются данными башкирских шежере. В одном из них говорится, что «многолюдные и богатые улусы совсем опустели, скот и люди гибли от несносного холода»[19].

Башкиры не раз поднимались на борьбу против гнета иноземных поработителей, за свою свободу. Однако в условиях феодальной раздробленности страны отдельные стихийные выступления населения не могли привести к прочному успеху. Разгром Казанского ханства в 1552 г. и присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству создали условия для освобождения башкир от господства ногайских и сибирских феодалов. Первыми русское подданство приняли западные башкирские племена, ранее подвластные казанским ханам, а в 1555—1556 гг. — башкиры, подчиненные ногайским мурзам. Несколько позже в состав Русского государства вошли зауральские башкиры. Царь Иван Грозный «жаловал» своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и содержались гарантии безопасности и экономических льгот. За «пожалованную» землю башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной, медом, позднее — деньгами).

Присоединение Башкирии к Русскому государству имело огромное прогрессивное значение. «...Россия, — писал Ф. Энгельс в письме к К. Марксу, — действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...». Этот исторический акт положил конец хозяйничанию татарских и ногайских князей и мурз, покончил с раздробленностью и бесконечными феодальными войнами и привел к объединению башкирских земель. Вхождение в состав Русского государства вело к сближению башкирского народа с великим русским народом, ускорило развитие экономики и культуры края.

Вместе с тем присоединение Башкирии к России было сопряжено с политикой национального угнетения, проводившейся царизмом. Богатейший край стал объектом хищнической эксплуатации господствующей верхушки Русского феодально-крепостнического государства.

Управление Башкирией было сосредоточено в приказе Казанского дворца, созданном после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. В административном отношении территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги (области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Дороги свидетельствовали о былой политической раздробленности страны и примерно соответствовали прежним владениям Казанского, Сибирского ханств и Ногайской орды. Что касается Осинской дороги, то она охватывала узкую полосу между Сибирской и Казанской дорогами. Дороги делились на волости, которые в свою очередь распадались на роды (аймаки или тюбы). Население уезда непосредственно подчинялось власти казанских наместников и воевод.

Однако отдаленность уезда от Казани вызывала ряд трудностей и неудобств. Затруднялось, главным образом, управление обширным краем и его защита от набегов соседних кочевников. Отсутствие городов с постоянными военными гарнизонами открывало широкую возможность частым вторжениям сибирского хана Кучума и ногайских мурз, которые продолжали претендовать на власть над башкирами, требовали с них дань, угоняли скот, уводили пленных. Несколько позже башкирские земли стали объектом опустошительных набегов калмыцких тайшей.

Вызывало озабоченность царского правительства и то, что часть местных феодалов находилась под влиянием крымских, ногайских и сибирских ханов и участвовала в антирусских интригах. В последней четверти XVI в. активизировалась борьба Русского государства с Сибирским ханством, которая завершилась в 1598 г. разгромом Кучума и присоединением Сибири к России. В связи с этим Башкирия, через территорию которой пролегала Казанско-Сибирская дорога, — одна из жизненно важных артерий государства, приобретала все большее значение во внешнеполитических планах царя Ивана IV и его правительства[20].

Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае, организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в казахские степи и Сибирь царскому правительству нужен был опорный пункт. В свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков, нуждались в постоянной вооруженной помощи московского правительства. Такую помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам нужен был город и как место уплаты ясака, который они до этого вынуждены были возить в далекую Казань.

Вот почему башкиры в 1573 г. обратились к Ивану Грозному с просьбой о строительстве на их земле города. Опираясь на документы, которые до нас не дошли, П. И. Рычков писал об этом событии: «По достоверным выправкам нашлось, что башкирцы о построении сего города челобитье свое имели в 7081 году (то есть от Рождества Христова 1573) не только для того одного, чтобы им положенный на них ясак тут, как внутри их жилищ, платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту».