Приведенная П. И. Рычковым просьба была не единственной т. к. имеющиеся в распоряжении историков материалы свидетельствуют, что с подобными просьбами башкиры обращались и раньше. Так, в родословной уфимских дворян Артемьевых говорится, что их родоначальник Иван Васильевич был послан Иваном Грозным после 1569 г. из Казани «по просьбе башкирцев для обчерчевания и построения города Уфы». Эти сообщения подтверждаются данными башкирских шежере. Так, в шежере племени Юрматы говорится: «Трудно было возить ясак в город Казань, который был далеко: у великого царя (башкиры) просили построить город Уфу на своей земле». В шежере юго-восточных племен повествуется о том, что добровольное принятие башкирами русского подданства настроило против них сибирских татар и других кочевников и поэтому «башкиры стали просить царя, чтобы для отражения набегов… и для удобности взноса ясака дозволено было на их земле построить город».
Профессор М. В. Лоссиевский, отдавший многие годы жизни изучению истории Башкирии, в 1883 году, в связи с публикацией хроники «Старинные ханства», писал: «Замечательно, что хроника эта, вопреки некоторых мнений, прямо показывает подданство башкир добровольным и что самый г. Уфа построен по их же просьбе в защиту от нападений ногайцев, … и что все это решалось собранием целого народа, на общем сходе»[21].
Строительство города-крепости
В 1574 г. отрядом русских стрельцов на высоком правом берегу реки Белой недалеко от устья реки Уфы сооружается небольшой укрепленный пункт. Место для его строительства было выбрано весьма удачно. С севера на юг протекала река Сутолока, защищавшая поселение с востока, с юго-запада был крутой подъем, а река Белая представляла для степняков почти непреодолимую преграду; с северо-востока оно оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись вплоть до конца XIX века. Исключительная выгодность расположения поселения в смысле его защиты способствовала впоследствии успешному отражению всех нападений соседних кочевых племен.
Строителями крепости на реке Белой были русские служилые люди, башкиры, мишари. Башкиры не только непосредственно участвовали в сооружении построек, но и обеспечивали ее население продуктами, уплачивая ясак.
Основу будущего города составил «кремль», начало строительства которого относится к 1574 — 1586 годам. Кремль, или детинец, был возведен на южной оконечности высокого мыса на правом берегу речки Сутолки при впадении ее в Белую. Ныне на этом месте возвышается монумент Дружбы в честь 400-летнего юбилея добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству.
Что же скрывается под асфальтовыми тротуарами, многоэтажными домами и цветочными газонами по улице Октябрьской революции? Это, очевидно, остатки первого уфимского кремля, не сохранившегося до наших дней. Хотя археологических поисков древних уфимских сооружений не производилось, историки по более поздним материалам восстановили внешний вид первого уфимского кремля.
В плане кремль представлял собой ломаный четырехугольник площадью не более 1,2 гектаров. Длина стен составляла около 450 метров. Стены были сооружены из поставленных вертикально огромных дубовых бревен. В укрепления стен входили три башни — Михайловская, Никольская (названы по иконам, прикрепленным на башнях) и Наугольная (в углу крепости)[22]. У каждой башни было определенное назначение. Через северные ворота, находившиеся в Михайловской башне шла единственная сухопутная дорога, связывающая Уфу с другими городами. Южные ворота в Никольской башне вели в посад, к рекам Сутолоке и Белой[23]. Наугольная башня была сторожевой и обеспечивала обзор в сторону дороги, ведущей на северо-восток, в Сибирь.
В кремле были возведены соборная церковь, пороховые погреба и хлебные склады, дом воеводы, приказная изба, тюрьма и другие строения. Здесь же были дома местной знати. Проживало в такой крепости около двух сотен служилых людей. Рядом с кремлем вскоре возник посад, местоположение которого указывает улица Посадская[24].
Считается, что улица Посадская — первая улица Уфы — появилась за оградой крепости в XVII в. Она сохранилась до нашего времени, прилегая к холму, где высится Монумент Дружбы. Как и во всяком русском посаде XVII в., жили здесь торговцы и ремесленники[25]. Другая улица носила название Большой Московской (Старая Уфа), потому что селились на ней московские стрельцы. Улицы в то далекое время возникали очень просто: дома размещались вдоль дорог. В начале существования города у него было две главных дороги: Казанская и Сибирский путь. В старинной Уфе они образовали Большую Казанскую улицу (ныне Октябрьской революции) и Большую Сибирскую (ныне улица Мингажева)[26].
В связи с основанием Уфы большой интерес представляют источники, относящиеся к истории уфимских церквей. Р. Г. Игнатьев выявил в архивах Уфы, Оренбурга и Вятки материалы о существовании на территории Уфы в 1574—1586 гг. православной церкви. Наконец в летописи уфимской Троицкой церкви, составленной в 70 гг. XIX в. дьяконом П. Сухаревым на основании более ранних, не дошедших до нас документов, отмечается, что в 1579 г. «освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей матери».
Существование церкви, тем более каменной, в 70 гг. XVI в. говорит о наличии довольно значительного для того времени поселения, составившего церковный приход. То, что такое поселение на месте современной Уфы было и что его населяли русские служилые люди, подтверждается и правилом, выработанным в средневековой Руси и обеспечивавшим успешное заселение и освоение новых земель. Это правило гласило: «Где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там и пушка, где городок, там и управление воеводское, огнестрельный снаряд и монастырь».
Основанное в 1574 г. укрепленное поселение на Уфимском полуострове быстро росло; оно все более успешно выполняло функции опорного пункта царского правительства в Башкирии, являлось надежной защитой местного населения от опустошительных набегов ногайских и сибирских кочевников. Возвышению способствовало и весьма выгодное географическое расположение его на стыке четырех дорог, в самом центре края. Вот почему безвестная до того Уфа в 1586 г. получает статут города и с этого времени начинает упоминаться в официальных документах русского правительства, прежде всего, в разрядных книгах, большую часть которых занимают ежегодные росписи городовых воевод. К концу XVI в. в разрядных книгах определились списки городов по отдельным районам. Здесь в числе других городов за декабрь 7095 г., т. е. 1586 г., впервые и упоминается «новый город на Уфе». (Далее Уфа упоминается в 1590, 1592, 1593, 1595—1597 годах и т.д.)[27].
М. Я. Волков, исследовавший города Европейской России второй половины XVII — начала XVIII в., отмечает, что во второй половине XVII — начале XVIII в. Понятие «город» употребляли в широком и узком значениях. В широком значении его употребляли для обозначения совокупности поселений, которую составляли города, пригороды, посады и слободы с посадскими общинами. В узком значении понятие «город» использовали при обозначении пунктов, за которыми закрепилось название «город»[28]. Он считает возможным при обязательном наличии двух основных (поселение должно: 1) находится на государственной территории; 2) иметь население, подсудное только государственным учреждениям) и одного или всех трех других признаков (3) наличие укреплений и гарнизона; 4) административно-судебной власти с ее аппаратом; 5) населения, принадлежащего к посадскому сословию) признать поселение городским. На данном этапе понятия «город» и «крепость» еще не были расчленены, и, действительно, кроме двух-трех указанных М. Я. Волковым признаков все остальные находились в зачаточном состоянии. Только Уфа сочетала в том или ином объеме все пять перечисленных выше признаков[29].
Сооружение новых укреплений в Уфе, увеличение числа служилых людей, оснащение гарнизона новейшим вооружением, особенно страшными для степняков пушками и пищалями, положило конец набегам кочевников на башкирские земли. Поэтому неизбежным следствием преобразования Уфы в город были бурные протесты князя Большой Ногайской орды Уруса (1578—1590), открытого врага Русского государства, и его мурз. Протестовали они и против строительства на Волге города Самары. Астраханский воевода К. Ф. Лобанов-Ростовский в сентябре 1586 г. сообщал об этом царю Федору Ивановичу: «пишет, государь, Урус князь … чтоб твоим государевым городом на Уфе и Самаре вперед не быти».
Чтобы уладить конфликт с ногайскими феодалами, была придумана версия о том, что эти города построены якобы в интересах самих же ногайцев для защиты их улусов от набегов казаков. К князю Урусу и его мурзам из Москвы с царской грамотой были направлены послы. Однако ногайцы продолжали настаивать на своем требовании. 2 ноября 1586 г. князь Урус повторил свой протест, угрожая разорением города Уфы[30].
Для дальнейших переговоров с ногайцами была выбрана кандидатура царевича Мурат-Гирея, незадолго до того изгнанного из Крыма в результате дворцового переворота. Мурат-Гирей явился в Москву, был принят царем, а затем отправлен в Астрахань. Перед ним была поставлена задача — приведение к покорности феодалов Большой Ногайской орды. 5 ноября 1586 года послы князя Уруса были приглашены на обед к Мурат-Гирею. Во время обеда царевич говорил им о власти, якобы предоставленной ему русским государем над Волгой, Яиком, Доном и Тереком; перейдя затем к вопросу о городах, заявил, что они построены «по его к государю челобитию». Не жалея слов, царевич убеждал послов, что города воздвигнуты в интересах самих же ногайцев. В заключение он подчеркнул: «да и вперед государю город ставити …, где ему надобе».