План:
Введение……………………………………………………….3
1. Социальная структура Индии……………………………..4-5
2.Основные направления духовной культуры Индии……….6-9
3.Искусство Индии……………………………………………..10-11
Заключение………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Страной чудес выглядела Индия в глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский путешественник Афанасий Никтин (?- 1474/1475) писал следующее: « Дворец его (правителя) весьма чудесный, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды разные».[1]
Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н.э.), автор 40 книг по всемирной истории, с восхищением описывал природу Индии: « Много в Индии больших гор, поросших всевозможными приносящими плоды деревьями, много широких равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек… Изобилует Индия и разнообразными животными- как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм. … Люди там … сведущи в искусствах, быть может, оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду. Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения».[2]
Удивительно в Индии многое, в том числе становление и особенности ее культуры. О них-то и пойдет разговор ниже в данной работе.
1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНДИИ
Общиной индийского общества в древности, так же, как и в других восточных цивилизациях, была сельская община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех богатствах природы требовалось стабильное и надежное производство продуктов. Сельская община Индии имела свои особенности. В Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Но при этом существовали семейные наследственные участки. Семьи были большими и строились по патриархальному принципу: глава семьи- домохозяин ( грихастха) был не только руководителем, кормильцем и воспитателем детей, но и полноправным властелином над всеми домочадцами, к которым принадлежали и жены, и дети, и рабы. Дети рабов (чаще рабынь) не обязательно оставались рабами, а родственники домохозяина не были совершенно полноправными: « хозяин имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения».[3] Все семьи на равных основаниях участвовали в любых важных делах общины, будь то постройка храма, строительство дорог или расчистка земли от джунглей, и совместно выполняли эти работы, что вырабатывало в общинниках чувство единства, взаимопомощи. Община управлялась выборным советом, собранием общины, но правом голоса пользовались только домохозяева. В общине жили нанчтые всем коллективом ремесленники.
Таким образом, община не была однородной, но она скреплялась внутренними связями, например, обязательным обменом различными услугами каждого всем и всех- каждому. Закон взаимных услуг-джадмани- был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство.
Общину связывала друг с другом не только джажмани, но и религиозная общность, которую не нарушало и неравенство в положении людей: просто каждая варна, а позднее и каста знала свое место и не выражала недовольства, поскольку варна и каста определялись кармой, следовательно, были предопределены. Так закрепились в Индии отношения относительной независимости общины от власти монархов, поскольку вся община управлялась изнутри, управлялась теми, кто был избран и имел на это право: старшими по возрасту или общественному положению.
Примерно по такому же принципу ( варно-кастовому) были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга около IX-VIII веков до н.э. В городах селились по большей части ремесленники, которые были организованы в корпорации- шрени и существовали подобно сельским общинам, однако они подчинялись государству и платили налоги, также регистрировались по месту жительства.
В государственном ведении находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля и судоходство. Но в целом Индия отличается от других восточных культур тем, что в ней никогда не существовало сильной административной структуры и политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности менталитета, традиции жесткой фиксации положения каждого человека в обществе через систему варн и каст создавали основание для государственной целостности.
Усложнение жизни людей привело к разделению варн на различные касты. В настоящее время кастовый строй сохраняется преимущественно у крестьянского населения страны.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ
Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, гаммой красок, изобилием форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во многих других культурах, в индийской мифологии мы встречаемся с обожествлением сил природы, и с деяниями богов и героев, но только в Индии мифология весьма сильно окрашена эмоционально, содержит столько необычных сюжетных ходов, что в ней , по мнению А.Н. Быстровой[4],довольно затруднительно выделить рациональное начало. Между тем, оно не только присутствует, но и определяет весь ход представлений о мире, перешедший впоследствии из мифологии в религиозные и философские учения. Кроме того, индийская мифология соединяла в себе древнейшие представления индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны. Можно также найти много общего в индийской мифологии с иранскими мифами.
Почти в каждом из божеств, олицетворяющих силы природы, есть нечто общее с греческими богами- либо имена, восходящие к общим корням, либо связанные с мифами греков и других народов сюжеты. Это бог солнца Сурья, богиня зари Ушас, Твашар- божественный мастер и другие. Среди особо почитаемых богов –бог огня Агни, бог луны Сома.
Еще одной особенностью индийской мифологии является то, что она передавалась устно. Текстами вед владели брахманы.
К древнейшим ведам относятся четыре сборника- самхиты. Веды преследуют различные в большинстве своем имеющие магическое, ритуальное значение, культурные цели. Впоследствие веды были дополнены самыми различными комментариями: это брахманы, араньяки и упанишады.
Брахман как философская категория обозначает высшее духовное начало, высшую объективную реальность, абсолют , в котором все сущее в мире возникает, существует и прекращает свое существование.[5]
Брахман связан со своей противоположностью и, одновременно, тождественностью- атманом. Атман –так же высшее , всепроникающее, но субъективное начало.
Таким образом, брахман- это то, что предопределяет бытие, а Атман то, что в нем заключено, как соль в воде. Эти две сущности мира связаны диалектически: они перетекают друг в друга, они едины, являясь противоположными, и наоборот, противоположны, будучи едиными.
Во всей системе мировоззрения в Индии много места уделяется человеку, к нему сводятся многие рассуждения о мире, хотя он и не является центральным звеном в религиозно-философских взглядах древности. При этом больше внимания уделяется не столько происхождению человека, сколько его месту в мире и возможностям, связанным с этим. Варны и касты предписывали человеку его способ существования.
Однако моральная сторона жизни каждого человека оказывается дважды зависимой: от предназначения свыше, с одной стороны, и от собственных поступков и деяний, с другой. Карма каждого человека определяет степень его благополучия. Кроме того, именно карма- причина того, к какому полу принадлежит человек, в какой варне и касте рожден, какой срок жизни ему предстоит прожить. И , самое главное, карма подчиняет себе весь путь человека в цепи дальнейших перерождений.
Эти и другие близкие к названным воззрения существуют уже в ведических текстах, особенно в упанишадах, где цель жизни и действий человека состоит в глубоком познании, отрешении от страстей и желаний.
Индуизм унаследовал у ведических взглядов идею об иерархии людей и принадлежности их к различным варнам, о роли брахмана как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме.
В индуизме прослеживаются два направления- шиваизм и вишнуизм. В шиваизме, кроме устрашающего бога Шивы, почитается уравновешивающая его богиня Кали, супруга бога Шивы, его женская половина. Поклонение богу-защитнику Кришне породило еще одно направление религии- кришнаизм.
Особое место в религиозно-философских взглядах раннего периода индийской мысли занимает буддизм. Он сложился , с одной стороны, как реакция на постепенно возникающие новые отношения в обществе, связанные с неизбежным распадом прежней патриархальной семьи и общины, где каждый принадлежал к определенной варне и касте и должен был выполнять вполне определенную роль и проделывать заранее предписанный жизненный путь. С другой стороны-, - это чисто человеческое стремление каким-либо образом прервать бесконечный процесс перерождений, как бы вовлекавший человека в безостановочный круг предопределенной обязательной деятельности.
Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама ( 623- 544 до н.э.) В легендах говорит о том, что он получил прекрасное образование у брахманов, был женат, имел сына. Однажды, сев вечером под дерево и просидев под ним всю ночь, он пережил момент просветления, давшее ему знание о том, что жизнь- страдание, но есть путь спасения, освобождения от страданий, и его понял и затем описал Сидхартха Гаутама, ставший теперь Буддой.