Московский государственный университет культуры и искусств
Факультет Социально-культурной деятельности
Кафедра Социально-культурной деятельности
Реферат по теме:
«Рок-концерт как форма досуга молодежи.
Особенности организации»
Дисциплина: Сценарно-режиссерские технологии
культурно-досуговых программ
Преподаватель: Рубекина И.В.
Выполнила: студентка группы 03211о
Николаевская А.В.
Москва, 2010
Содержание:
Введение……………………………………………………………….………….3
1. Из истории концерта…………………………………………………………..4
2. Из истории рок-концерта…………………………………….……………......7
3. Рок-концерт – одна из популярных форм досуга ………………………….11
3а. Рок-концерт в контексте социально-культурной деятельности………….11
3б. Рок-концерт как продукт культурно-досуговой деятельности…………...13
4. Применение сценарно-режиссерских технологий при создании
программы рок-концерта………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………...19
Введение
На сегодняшний день музыкальное искусство является одним из самых востребованных в молодежной среде. По данным опросов интересы современной молодежи охватывают практически все музыкальные стили и направления, исключение среди которых составляют лишь фольклор и классическая музыка[1].
Появившись, сродни, недавно, рок-концерт стал одной из самых распространенных форм продвижения тяжелой музыки. Выступление в клубе, на эстраде в парке или на большом фестивале – все это дает возможность рок-музыкантам заявить о себе.
Цель данной работы охарактеризовать рок-концерт в пределах клубного учреждения как явление культуры.
Автор ставит перед собой следующие задачи:
· Проанализировать рок-концерт как форму молодежного досуга, выявив его сильные и слабые стороны
· Поставить рок-концерт как досуговую форму в рамки культурно-досуговой и социально-культурной деятельности
· Рассмотреть рок-концерт с точки зрения сценарно-режиссерских технологий: насколько важны они и применимы в концертной деятельности музыкантов
Организация клубных рок-концертов в России на сегодняшний день не представляет собой сформированной системы, особенно в среде начинающих музыкантов, поэтому выбранная нами тема актуальна к рассмотрению.
1.Из истории концерта
Одной из наиболее популярных форм приобщения к различным сценическим видам искусства, в том числе и музыкальному, является концерт. Наши бабушки и дедушки с удовольствием отправятся на концерт классической музыки. Мамы и папы посмотрят концерт с участием звезд эстрады и приглашенных артистов балета, театра и цирка. Молодежь отправится в клуб на концерт рок-группы друзей, а, может быть, взорвет своими криками целый стадион, радостно приветствуя западную рок-звезду. Концерт – это удивительное явление, которое вмещает в себя практически все виды и направления искусства и может тронуть до глубины души, а может быть забыто уже на следующий день. Давайте проанализируем, что же это за форма, и каково ее содержание.
Слово концерт произошло от латинского «concerto», что в переводе означает «состязаться». В итальянском языке оно приобрело несколько иной смысл, так как слово «concertare» переводиться как «согласовывать».
Обратимся к трактовке понятия концерт:
· Концерт – это музыкальное произведение, исполняемое оркестром и солирующим инструментом (от итал. «согласовывать»).
· Концерт – это публичное выступление артистов по определенной подготовленной программе[2].
· Концерт – это массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытой площадке[3].
· Концерт – это развлечение для публики, составленное из разнообразных номеров вроде «букета» для слушателя[4].
Таким образом, в концерте как форме изначально должны присутствовать три составляющие, а именно: Артист, Зритель и Программа, т.е. то, чем мы готовы заинтересовать зрителя.
Предшественниками концерта можно считать различные состязания, которые проводились в Древней Греции и в Древнем Риме. Именно здесь родилась основная потребность Человека-Зрителя – «хлеба и зрелищ». Наряду с физической выносливостью, гармоничные греки и римляне ценили умение красиво излагать свои мысли, держать спор и владеть музыкальным инструментом. Сегодня смело можно сказать, что выделяемые в культурно-досуговой практике виды концертов – музыкальный, литературный, эстрадный – получили свое рождение еще в древности.
Начиная со Средних веков, вплоть до 2-й половины XVIII века, концерт был прерогативой аристократии и по форме был исключительно музыкальным: богатые вельможи охотно выписывали себе именитых музыкантов из разных стран. С XVI-XVII вв. солисты и коллективы выступали на собраниях академий и музыкальных коллегий (например, Collegium Aureum[5]). Такие концерты имели закрытую форму, и лишь избранные приглашались туда.
Но ситуация постепенно изменялась. В 1672 году в Лондоне за небольшую плату были организованы первые публичные концерты; их идейным вдохновителем стал английский композитор и скрипач Джон Банистер. Аналогичные концерты проводились с 1678 года в доме лондонского промышленника Томаса Бриттона. Появление на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (конец XVIII – начало XIX в.). После сыгранной пьесы шел дивертисмент (от фр. «увеселение»), в котором актеры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера из разных жанров, например, исполняли песни, танцевали балет.
В XIX веке наметилась тенденция к выгодному сосуществованию мира театра и мира развлечений в целом. Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице)[6]. Такое существование позволяло некоторым актерам иметь кров над головой, кусок хлеба и постоянного зрителя. Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во 2-й половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов (от фр. «кафе для пения») и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.
Таким образом, можно с уверенностью сказать о трех разновидностях концертной деятельности в XVIII-XIX веках: собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьезной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т.д.).
В ХХ веке понятие «концерт» приобрело немного другое звучание. Наиболее полно предмет нашего изучения в его видах был охарактеризован в Большой советской энциклопедии:
· Концерт музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.),
· Концерт литературный (художественное чтение),
· Концерт эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)
Таким образом, ознакомившись вкратце с историей концерта, в том числе и музыкального, давайте обратимся к рок-концерту, который является предметом нашего изучения.
2. Из истории рок-концерта
Как музыкальное течение рок-музыка зародилась и выделилась на фоне джаза, ритм-энд-блюза и других им близких жанров в середине ХХ века. Царившие на сцене нравы того времени отличала традиционность. Она проявлялась в организации и подаче выступления, характеризовала тематику и музыкальную составляющую проводимых концертов. Вот как характеризует музыкальную рок-сцену музыковед Л.М. Кадцын: «Большинство рок-групп в середине 1960 годов имеет ярко выраженную эстрадную ориентацию как основное направление рок-музыки>…<Влияние рок-н-ролла, ритм-энд-блюза, фолькрока, соул, Битлз и эстрадных традиций соединялись в их творчестве с акцентами на том или ином круге средств и приемов исполнительства. Вместе в тем, в их творчестве появляются приемы и средства выразительности, которые в деятельности отдельных ансамблей становятся основой иной направленности рок-творчества, отличающейся от эстрадной. Это и использование новейшей звуковой техники с увеличением громкости и тяжести звучания, это и театрализация концертных выступлений с объединением отдельных песен и инструментальных пьес в развернутую и целостную композицию»[7].
Ситуация начала кардинально меняться, когда рок-музыка «решила» выйти за рамки приличий. Изменилось содержание песен: в массе простых любовных баллад стали появляться произведения социального характера, песни, в которых молодые люди выражали свой протест против консерватизма и конформизма своих родителей. Изменилась манера подачи музыкального материала: рок-исполнители открыли для себя эпатаж как один из важнейших факторов самопрезентации, благодаря которому они могли теперь бесконечно меняться.
Многие рок-группы, такие как Black Sabbath, игравшие хард-рок или Pink Floyd, подарившие миру прогрессивный рок, активно прибегали к визуализации своей музыки. Изначально техническое обеспечение клубных площадок, где начинали свою деятельность музыканты, позволяло лишь продумать скромное светопреставление, которое образовывало бы единую композицию вместе с музыкальным материалом. Большие экраны, которые сегодня есть практически в каждом клубе и на любой концертной площадке для удобства зрителя, были доступны музыкантам исключительно при работе над первыми клипами. Участники группы располагались перед экраном, на котором в смысловой синхронности с музыкой могли транслироваться кадры хроники, актуальные или художественные фотоснимки и т.п. На сегодняшний день смонтированный фильм на экране, «звучащий» вместе с коллективом на протяжении всего концерта, – это неотъемлемая часть сценографии профессиональных выступлений. Например, английская группа Franz Ferdinand, изначально сложившаяся как художественное объединение, самостоятельно создает объекты визуализации для своих концертов.