Противоречивость культуры Возрождения:
· Радость самоутверждения
· Трагизм мироощущения
Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения.
Раннее Возрождение 15 век - отцы «Возрождения» из Италии – скульптор Донателло, архитектор Брунеллески, живописец Мозаччо
Высокое Возрождение - конец 15 – нач.16века – архитектор Браманте, живописец (математик. Инженер, физиолог, ботаник) Леонардо да Винчи, живописцы Рафаэль, Санти, Микеланжело
Позднее Возрождение - 16 век живописцы Джорджоне, Веронезе, Тициан.
Литература эпохи Возрождения – Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Сервантес «Дон Кихот», драмы Шекспира, сонеты Петрарки.
37. Новоевропейский тип культуры. Идеи просвещения и их воплощение в европейской культуре.
Особенности и характерные черты европейской культуры Нового времени.
Европейская культура Нового времени охватывает период сер 17 – нач.20века. Особенности европейской культуры Нового времени связывают:
1. с традициями, унаследованными от античного полиса, формируются черты полисного генотипа
2. с христианскими корнями европейской культуры. Христианство сплотило Европу как сверху путем унификации всех сторон жизни и распространением папской власти, так и снизу путем вытеснения разнородных мифологических и религиозных представлений
3. с уникальность. Техногенной модели западного общества
Характерные черты европейской культуры Нового времени
1. Антропоцентризм стал носить универсальный характер. В центре ставятся интересы отдельного среднего человека. Формируется новое понимание гуманизма, которому присущи следующие черты:
· Уважение к правам и достоинству личности
· Признание права человека на труд
· Равенство перед законом
Впервые эти черты были сформулированы в декларации прав трудящихся.
2. Рациональный характер
Наука занимает все более важное место в жизни.
17 век – время становления основ рационализма, основоположником которого принято называть Декарта, который один из первых противопоставляет «слепой» вере разумное и логическое рассуждение.
18 век – век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение
Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:
· Англия в форме промышленной революции - Гоббс
· Франция в форме политической революции – Дидро
· Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант
19 век – время интенсивного научного подъема. Дал миру свыше 8527 открытий.
Техника начинает играть важную роль в жизни европейского общества.
3. Потребительское утилитарное отношение к природе
«Природа не храм, а мастерская». Это привело к складыванию глобального экономического кризиса в 20 веке
4. Инновация (нововведение) – способствовало формированию особой техногенной модели (быстрая смена техники и технологии на основе внедрения научных разработок)
Инновационный характер означает стремление к изменению привычного образа жизни, образа мыслей, а, следовательно, предприимчивости и творчества (политика, искусство, мода).
5. Дуализм (двойственность) – проявляется по отношению к человеку, человек – свободная личность, а, с другой стороны, «винтик единого хозяйственного механизма». По отношению к природе это привело к формированию такого явления, как декаданс – упадок (в художественной культуре конца 19 –начала 20в), этим термином обозначают круг кризисных явлений, отмеченных настроением упадничества, пессимизма, впервые эти принципы наиболее ярко проявились во французском символизме ( Бодлер – «Цветы зла»)
6. Демократизм –
7. Европеизм (евроцентризм)
8. Полистилизм (много).
38.Отражение основных тенденций развития культуры Нового времени в художественной культуре.
Развитие культуры:
совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:
Главное – дать человеку расслабиться.
Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.
Модернизм – отход от реализма.
39.Основные тенденции развития русской культуры 18 века.
18 век – век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение
Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:
· Англия в форме промышленной революции - Гоббс
· Франция в форме политической революции – Дидро
· Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант
В России - эпоха просвещенного абсолютизма
В 1721г. Петр объявил себя императором, т.е. все общегосударственные документы могли исходить только от первого лица.
ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ имели как позитивы, так и негативы.
Позитивный потенциал:
1. Началась европеизация России на основе западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере.
2. Подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации.
3. Впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. отход от традиционных путей развития.
Негативный потенциал:
1. Европеизация не превратила Россию в передовую страну. Россия продолжала оставаться аграрной цивилизацией.
2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, т.к. усилилось его закрепощение (при Петре доля крепостных составляла 2/3 их общей численности)
3. Петровская модернизация определяется как консервативная, т.е. при Петре Россия, смотря в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций. Самое негативное последствие этого было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня.
Зрелые формы социального раскола обнаружились в следующем:
· Раскол разделил власть и народ
· Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. дворянская аристократия усиливала передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянство черпало знания из Библии.
· Раскол проник в душу каждого человека, т.к. при официальной поддержке властей стали разрушаться православные ценности (закрытие монастырей, гонения на монахов, упразднено патриаршество, а для управления церковью создан СИНОД) и насаждение протестантских ценностей (богослужение перевели на латинский язык). Т.е. у людей складывалась двойственная манера поведения – в быту и в обществе.