Возникновение либерализма в России во второй половине XVIII века было результатом влияния западных идей на русскую культурную среду
Просвещение возникло в 17 веке в Англии и достигло своего расцвета в 18-м веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.)
К основным идеям просветителей относятся следующие:
- идея о естественных правах человека,
- идея о распределении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти,
- идея о торжестве закона в государстве (правового государства)
- идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д.
Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время её правления называют эпохой просвещённого абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия. В результате, просвещение и просвещённый абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости:
· Просвещённый абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений,
· просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека.
Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На её основе в начале 17 века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение – масонство, которое в 30-е года 18-го века стало проникать в Россию, а во второй половине 18-го века Москва и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире.
Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить христианство в истинное христианство.
Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи, не вполне освоенные даже в Западной Европе.
С Екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы 18-го века в экономике России стал складываться буржуазный уклад.
Освобождённое дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция.
Однако с конца 80-х г. Екатерина стала резко отходить от либерального курса,
была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.
Главное :
Дворянско – светский аспект русской культуры:
· Абсолютизм – неограниченная верховная власть – абсолютная монархия
Петра 1
- просвещенный абсолютизм Екатерины 2
- процесс европеизации: централизация, бюрократизация
управлдения, регулярность армии, флота, полиции.
· Универсализм – «Нарышкинский стиль», русское барокко, рококо, классицизм
· Аристократизм – привилегированность, господствующее положение дворянского сословия – бюрократизация дворянства, чиновничья административная прослойка, дворянское предпринимательство.
Полупривилегированное сословие – деление населения на регулярное и нерегулярное по принципу владения собственностью и Табель о рангах
· Секуляризация – огосударствление церкви – секуляризация монастырских земель, передача судебных и образоватедльных функций в ведение государства.
Секуляризация культуры – обмирщение, эмансипация, индивидуализация человеческой личностию, светские просветительные начала.
Представители –
· В литературе – Ломоносов, оды Державина, Сумароков, трагедии Княжнина
· В театре – Волков, Дмитриевский
· В архитектуре – Баженов, Казаков, Воронихин, Захаров, Росси
· В скульптуре – Козловский, Мартос
· В живописи – Лосенко, Угрюмов
40. «Серебряный век» русской культуры.
Серебряный век (определение Бердяева) – в сравнении с золотым, пушкинским, - в истории русской культуры – это конец 19 – начало 20 столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880г.), а концом речь Блока «Он назначении поэта» (1921г.), тоже посвященную Пушкину.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь – философии и поэзии (русский культурный ренессанс)
Неповторимость Серебряного века видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который
· Одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания,
· Другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
Сорокалетний век – век поисков новых путей, духовная жизнь этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, желанием воскресить к новой жизни все образы и формы, выработанные человеческой культурой.
Художественный мир раскололся на два полярных сознания:
Активный поиск новых форм привел к появлению
Наряду с реализмом господствующим стилем и мировосприятием стал символизм – новая форма романтизма.
С особой силой в творчестве звучит чувство личности в человеке, его достоинства и ценности.
Серебряный век называют времени «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности.
Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. Именно в театре, сфере, соединяющей многие виды творчества, можно достичь желаемого единства, синтеза искусства. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.
Преобразование реализма происходит на рубеже веков, начало его обновлению положили Толстой, Чехов, Куприн, Шмелев, Горький.
Соперники реализма – модернисты.
Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии русской и мировой культуры.
Представители : Бунин, Блок, Куприн, Гумилев, Есенин, Хлебников, Булгаков и др.
41. 19 век России как социокультурная эпоха.
Культура России 19 века - это пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.
Это
· В литературе - Пушкин, Гогль, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Островский
· В музыке – Глинка, Мусоргский, Чайковский
· В живописи – Крамской, Репин
Это были яркие индивидуальности, не похожие друг на друга, хотя жили в одну эпоху, в одном государстве.
Все это позволяет назвать 19 век – Золотым веком русской культуры.
Особое место в культуре Золотого века занимает литература.
Классики русской литературы всегда тяготели к объемному многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность.
Классическая литература 19 века стала синтетическим явлением культуры, универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук.
Многие просвещенные люди строили свою жизнь, ориентируясь на высшие литературные образцы.
К середине 19 века русская культура проникает на Запад.
Лобачевский – строение вселенной, в Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.
Российская культура приобрела европейское и мировое значение.
Несмотря на все достижения культуры Золотого века, в России назревал культурный раскол. В 1897 г. было только 20% грамотных..
После 1881г. возобладали радикальные модернистские идеи в воем разрушительном виде. Золотому веку наступил конец.
42. Актуальные проблемы современной культуры.
Особенности формирования культуры 20в.:
1. 20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват.,человеческая жизнь обесценивается.
2. 20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства
3. 20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.
Глобальные проблемы:
Во 2-й половине 20 века создается ряд международных организаций с целью решения глобальных проблем современности, в частности, Римский клуб (1968г.) – организация объединяла представителей более 30 стран мира, ее основоположник А.Печчея.
Выделяется 2 направления деятельности:
1. социальный пессимизм - Медоус «Человечество у поворотного пункта»
2. социальный оптимизм – Несбит «Мегатенденции, год 2000й»
Считает, что человечество осознало глобальные проблемы.
21 век – век экономического и духовного возрождения.
43. Основные тенденции развития культуры на рубеже II – IIIтысячелетия.
Индустриальное общество - определяется уровнем технического и индустриального развития, процесс создания крупного машинного производства, погоня за сверхприбылью. основа поступательного развития общества считается техника производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль приобретает сфера услуг, наука и образование, корпорации уступает главное место университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам. Сохраняется социальное неравенство, отчуждение личности, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы, частная собственность и социальные конфликты. Постиндустриальное общество – вариант обновленного госмонополистического капитализма.