Смекни!
smekni.com

Восточные традиции и современность в Японии (стр. 3 из 6)

Строились в Японии И храмовые ком­плексы. Они имели свободную планиров­ку и включали главный Золотой храм (крыши покрывались листовым золотом), храм для проповедей, библиотеку и со­кровищницу. Самым ранним таким комп­лексом является ансамбль Хорюдзи в г. На­ра. Конструктивно японские жилые дома и дворцы сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша. Но в Японии нет китайской усложненности, вычурности силуэта крыш, измельченности деталей, обилия декора.

Монументальная скульптура Японии развивалась под влиянием буддизма, поэто­му каноничность, сакральность была ее ха­рактерной чертой. Храмовая скульптура ­это прежде всего статуи Будды, бодхисаттв, стражей света, драконов, львов, демоничес­ких существ. Будда Вайрочана (санскр. вез­десущий. всемогущий) в Нара - одна из крупнейших скульптур мира. Почитаемы в Японии были статуи Будды Шакьямуни в Киото и Будды Камыкура близ города Иоко­гамы. Все они величественны, изображены в позе лотоса и выражают главную идею просветления - душевный покой, бесстра­стие и созерцательность.

К XV11 в. в Японии большое распрост­ранение получила мелкая пластика нэц­ке - костяные и деревянные скульптурки, изображающие фантастических зверей, монахов, ремесленников, актеров. Для нэцке характерны юмор и гротеск.

2.3 Живопись

Живопись в Японии развивалась также сначала под влиянием китайской. В Япо­нии жанры «горы и воды», «цветы и пти­цы» получили название стиля сумиэ. Этот стиль имеет древние истоки в светских шко­лах монаха-поэта Сэссона Юбая (XIV в.), в творчестве художников Сюбуна (1414­-1465) и Сэссю (1420-1506).

«Сюбун, чье творчество прославляется в литературе Пяти Монастырей ... Талантли­вый скульптор в той же мере, что и волшеб­ник кисти ... Хотя другие имена известны лучше, Сюбун - истинный основатель и. как считают некоторые, лучший живопи­сец этой школы » .

Ученик Сюбуна Сэссю отражал в своем творчестве принцыпы вкуса, присущие дзен, и взгляды дзен на мир. Его картины, несмотря на энергичную кисть, несут в себе черты покоя, словно художник, ухватив суть красо'гы, свел ее выражение к край­ней степени простоты, но такая простота дзен в пейзажах и фигурах Сэссю находит­ся в гармонии с настроением воспринима­ющего мир художника.

Целая плеяда художников - Мусо Ко­куси, Те Денму, Сюбун, Миямото Мусаси ­прославились в стиле сумиэ. Его характе­ризует отражение истинной реальности, природы, умение в немногом высказать многое, отсутствие симметрии, геометри­ческих форм, искривленные линии. К на­чалу XVII в. японские художники выра­ботали еще более «импровизационный» стиль, который получил название хайга, исследователи называют его «живопись без живописи». Хайга - это непринужден­ные, моментальные зарисовки к японским стихотворениям хокку или буддийским сутрам. Это уникальное явление, характер­ное только для искусства Японии.

Еще одно направление в живописи, воз­никшее в XVII в., получило название Укиё-э («образы бренного мира»). Картины этого направления показывали многообразные сцены жизни: быт ремесленников, торгов­цев, актеров, народные празднества. На­правление укиё-э способствовало появле­нию гравюры на дереве. Сначала гравюра была черно-белой, затем художник Хару­нобу первым применил цветную печать. Харунобу любил изображать жизнь сред­них слоев, особенно женщин, в бытовой обстановке.

В творчестве художника Утамаро основной становится тема, раскрывающая жизнь гейш во всех проявлениях: во время празд­ников, за туалетом, на прогулке или в со­зерцательном раздумье. Он не стремился передавать внутренний мир своих героинь, его интересует красотa и плавность линий, танцевальность ритма, изысканность, де­коративность цвета. Художник Хиросигэ создал свои знаменитые серии: «53 станции Токайдо», «36 видов Фудзи», « 100 видов Эдо», В которых запечатлел конкретные пейзажи Японии в разные времена года, суток, в разном состоянии и настроении. Всемирную известность получил худож­ник Хокусай: «старик, одержимый рисун­ком» - так подписывал он свои работы. Хокусай создал около 30 000 рисунков и иллюстраций к 500 книгам.

2.4 Театр

Сложившийся в V11I в. под влиянием китайцев театр в Японии создал представ­ление саругаку («обезьянье искусство»), включавшее в себя потешные фарсы, пан­томиму, фокусы, жонглирование. Однако к XIV в. саругаку превратился в серьезное мистериальное представление, централь­ным моментом которого было исполнение изящного женского танца под музыку и пение. Сначала этот театр назывался Саругаку-Но, однако очень скоро в на­звании осталось только одно слово Но («умение»). Так возник знаменитый театр Но - синтез народного фарса и философ­ской драмы, поэзии, приемов военного искусства, танца, пантомимы, музыки. Эстетика театра Но сочетала два прин­ципа: мономане («подражание, правда») и Юген («сокровенный, темный»), т. е. красоту реального мира и его скрытую одухотворенную красоту.

В театре существовали актерские амп­луа: первый актер (сuтэ) и сопровождаю­щее его лицо (цуре), второй aктёp (ваки) и сопровождающее его лицо, а также комик­-простак. Женщин-актрис в театре Но не было. Маски во время игры носили только ситэ и цуре, если исполняли роли старух и демонов, остальные актеры даже не гри­мировались. Все монологи актеры не го­ворили, а пели особым искусственным тембром, либо очень высоким, либо очень низким, речь других персонажей также не произносилась, а протяжно декламиро­валась. Жесты были предельно скупы и условны: так, рука, поднесенная к лицу, означала рыдания.

Сюжеты для пьес в театре заимствова­лись из мифов, легенд или знаменитых литературных произведений. Таким обра­зом, театр Но в своих спектаклях изобра­жал особый поэтический мир, стремясь вызвать у зрителей возвышенные мысли и переживания. Театр Но был элитарным, рассчитанным на образованного зрителя. Однако зрелища нужны были всем горожа­нам, и эту потребность удовлетворил на-

родный: театр Кабуки, спектакли которого совмещали бытовую драму и фарс.

Е театре Кабуки маску носил только актер, игравший роль фантастического существа, Остальные актеры играли без масок, но применяли иногда условныи грим: так, красные полосы на лице озна­чали гнев. Спектакли отличались слож­ной интригой, стремительностью разви­тия действия и постоянно держали зрите­лей в напряжении.

Очень большой популярностью в Япо­нии пользовался театр марионеток Дзёру­ри, который окончательное оформление по­лучил к XVH в. Его истоки уходят в театр Тикамацу Мондзаэмона эпохи такназыва­емого японского Ренессанса. Он наряду с Басё и Йхара Сайкаку был одним из трех столпов этой творческой волны. Кукловоды театра Дзёрури участвовали в спектаклях с открытыми лицами в церемониальных кос­тюмах либо в черных капюшонах с проре­зями для глаз. Они управляют куклами на виду у зрителей, в их руках куклы фехту­ют, пшляшут, сотрясаются от рыданий - сло­вом, смотрятся, как живые. Ведущая роль в театре Дзёрури принадлежит певцу-рас­сказчику, который ведет повествование под аккомпанемент сямиuсэна (трехструн­ный щипковый плекторный инструмент) от лица автора и от лица всех героев пьесы и должен обладать способностыо к мгно­венному перевоплощению.

В противовес условной, усложненной игре в театре Но, рассчитанной на понима­ние символики :жеста, цвета, ритуальной одежды, в XVI в. возникла предельная про­стота чайного ритуала, но простота, про­шедшая через мистический опыт - ваби. В свою очередь чайный ритуал тяною поро­дил такие искусства, как икэбана, стиль ке­рамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на фарфор, живопись, интерьер японского дома.

Искусство цветов, комментирует Макодо Уэда, нечто большее, чем развлечение. Когда им занимаются с полной отдачей и преданностью, оно вызывает просветление . Цветы, как уже говорилось, имеют особое значение в жизни японцев, являют­ся частью природы и включаются в закон природы и Будды. Мастер икэбана, обща­ясь с цветами, может войти в такое состо­яние, когда мирские страсти его не каса­ются. Он может в свое удовольствие рас­ставлять цветы в вазе, может предпочесть нежным цветам сухие ветки старого дере­ва, а роскошной вазе - разбитый кувшин. Все это зависит отсостояния души. Вели­кое умение японских мастеров - извле­кать радость из обыкновенных вещей. Следует отметить, что тяною, икэбана, каллиграфия, сумиэ, парковое искусство, театр Но являются элементами самурай­ской культуры, и зарождаются они под влиянием дзен.

Культура страны восходящего солнца в конце ХХ и на рубеже ХХI в. сохраняет свое самобытное значение, дарит миру ощуще­ние тонкости, гармонии, красоты, чуткого восприятия прекрасного, обращенного к лучшим сторонам человеческой души.

3.Традиции Японии

3.1 ДОМА ИЗ БАМБУКА И БУМАГИ.

Своеобразием продолжает отличаться материальная культура японского народа, в которой, несмотря на многочисленные инновации, традиционная основа остается доминирующим началом. Рядом с гигантскими небоскребами, сложнейшими переплетениями современных автострад для скоростного транспорта, в системе колоссальных мегаполисов с их многомиллионным населением продолжает жить традиционная культура японского народа. Что касается традиционного японского жилища, то оно, как говорят сами японцы, создается из бамбука и бумаги, в традиционных домах сегодня живет население сельских районов. Во многих префектурных и уездных городах традиционная застройка по-прежнему занимает значительное место. Еще недавно считалось, что иметь свой дом, построенный по традиционным канонам, - мечта каждого горожанина. Сегодня эта мечта вследствие высокой стоимости земли становится почти безнадежной. Японское традиционное жилище - это низкосвайный дом каркасно-столбовой конструкции, прямоугольный в плане; одноэтажное, сегодня чаще двухэтажное, строение с массивной крышей, с одной или тремя внешними раздвижными стенами. Главным в конструкции японского дома являются опорные столбы, которые устанавливаются на каменные подушки или врываются в землю. Сначала строят каркас, затем возводят крышу. Потолочные балки имеют дугообразную форму, что, как и приподнятость самого дома над землей ( на 60-70 см ), предохраняет жилище от небольших толчков землетрясений. Крыша в японском доме - в прошлом соломенная, сегодня обычно черепичная - огромна. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Обращенные к улице или к проезжей дороге стены дома - постоянные. Стены, обращенные во внутренний двор усадьбы, в сад, раздвижные. Эти внешние раздвижные стены ( амадо ) делаются из твердых деревянных пластинок. В жаркое время года амадо снимаются совсем. Перегородки, отделяющие веранду от жилых комнат, называются " седзи ". Рама седэи и ее решетка делаются из дерева, а верхняя ее часть оклеивается с наружной стороны рисовой бумагой, пропускающей свет. Внутреннее жилое пространство дома делится на комнаты с помощью раздвижных стен - фусума . Деревянная рама и решетка фуоума с двух сторон оклеиваются непрозрачной плотной бумагой. Иногда в нижней части фусума бумага закрепляется бамбуковыми планками. Нередко на бумаге помещается рисунок. Часто это пейзажи, цветы и птицы, изображения гор. Прямые линии японского дома, четкое и ясное членение внутренних помещений придают его облику особую гармонию. Графический рисунок силуэта интерьера дома усиливается сочетанием темного дерева, и белой бумаги. В этом сочетании как бы уже заложены каноны монохромной живописи тушью. Деревянные конструкции дома никогда не окрашиваются, они приобретают свой золотистый, темно-золотистый, всегда мягко светящийся, теплый оттенок - от времени, от жизни, от обращения с людьми, жившими или живущими в этом их цвет особенно ценится японцами как драгоценная патина времени. Входя в японский дом, обязательно снимают обувь. Обувь оставляют на специальном камне, лежащим у входа. По деревянному полу веранды или комнат сегодня разрешается ступать в домашних тапочках. Но когда входишь в комнаты, пол которых покрыт татами, необходимо снять и домашнюю обувь. Татами - это щиты (маты) из прессованой рисовой соломы, обшитые циновками из травы игу-са . По краям татами закреплены специальной плотной, чаще черной (но иногда и цветной) тканью. Мебели как таковой в японском доме почти нет, обеденные столики, несколько подушек для сидения, жаровни хибати , полочки для книг (тана) - составляют убранство японской комнаты. Предметы повседневного обихода, в том числе постельные принадлежности, убираются во встроенные шкафы, японцы сидят, отдыхают, спят, проводят свой досуг на татами. Татами содержатся в идеальной чистоте. Эстетическим центром дома является ниша ( токонома ), в которой вывешиваются вертикальные свитки ( гакемоно ), устанавливаются цветы. Появление токонома определило развитие искусства. аранжировки цветов (икебана), а также возникновение сначала в храмах, позднее в жилищных дома:": традиции создавать и вывешивать в токонома вертикальные свитки. Сегодня японский дом невозможно себе представить без токонома . Правда, в наши дни в нише нередко устанавливаются и телевизоры. Во время календарных и семейных праздников в токонома помещают соответствующую им атрибуты и украшения. Свитки могут меняться в зависимости от времени года, от настроения хозяев дома. Неотъемлемой частью традиционного японского дома является сад. Когда снимаются или раздвигаются наружные стены, интерьер дома образует единое целое о окружающей природой. Сад - это мир природы. Даже в городских условиях японцы стремятся создать небольшие сады около дома. Такой сад может включать каменный фонарь, дорожку, выложенную из камней, два-три куста. В саду иногда помещают сосуды со специально выращенными карликовыми деревьями ( бонсай ). Японский дом с его раздвижными стенами и неразрывно связанный с садом, а также с прохладой татами имеет своей главной целью быть местом спасения от жары, от палящих лучей солнца. Поэтому отоплению в японском традиционном доме придается минимальное значение, и это несмотря на то, что зимой в Японии холодно. Японский традиционный дом продолжает жить. Он оказывает известное влияние и на современную архитектуру Японии. Это, например, раздвижные и двигающиеся в пазах стены и окна, огромные проемы в стенах лестничных клеток многоэтажных билдингов , способствующие созданию в домах прохлады. В Японии вообще не было каменной архитектуры, только стены и цоколи возводились из камня. Любой дворец отличался от крестьянского дома площадью, числом помещений, качеством художественной отделки деталей, но сами эти основные детали, элементы здания, принципы и пропорции его построения были те же. Дороговизна земельных участков заставляет не только, невзирая на высокую сейсмичность, наращивать этажность строительства, но и использовать в два, три и более яруса подземное пространство - под землей размещаются не только метро, переходы и транспортные развязки, гаражи и склады, но и целые кварталы торговых комплексов.