3.2 ЗАВТРАК ИЗ ХРИЗАНТЕМ
Японцы говорят, что их кухня иностранцам либо не нравится, и тогда уж не нравится так активно, что ничего японского в рот не возьмут, либо, наоборот, очень нравится, и тогда уж они ее предпочитают всем другим. Самим же японцам больше всего нравится разнообразие, и поэтому в японских городах можно найти рестораны итальянской, французской, немецкой, американской, индийской и, конечно же, всех вариантов китайской и корейской кухни. Но за границей японцы быстро начинают тосковать по своим самым простым блюдам, к числу которых относится прежде всего гохан - белый комковато-рассыпчатый рис, сваренный без соли, без масла, вообще без добавок. Едят его на завтрак, на обед и на ужин. Однако к пресному рису обязательно прилагаются блюда-закуски интенсивного вкуса - сладко-кислые, остро-соленые, солено-сладкие, и уж их разнообразию нет конца. Как и в Китае, в Японии пища разделяется на основную и дополнительную. Хлеба японцы раньше вообще не ели, а сейчас едят немало, в основном в виде бутербродов (сэндвичей), но это еда второсортная, когда нет возможности поесть риса. Современная поговорка гласит, что плохая жена утром мужа кормит чаем о бутербродами, а хорошая не поленится встать на полчасика пораньше и приготовить
горячего риса. Японцы употребляют довольно мало мяса, оно для них все-таки еще остается определенной роскошью, очень мало потребляют и жиров. Молочных продуктов в старину не знали вовсе, сейчас употребляют и сыр, и масло, и йогурт, но тоже немного. Так что до сих пор можно оказать, что пища японцев состоит из трех компонентов: рис, овощи и рыба. Овощи в Японии всевозможные, и не только известные в Европе, но и о которых европейцы понятия даже не имеют (соцветия сурепки, корневища лотоса, оиоо , пряные листья периллы). Однако самый важный овощ - это редька, которую едят сырую, тертую, соленую, квашеную. Рыбы насчитывается множество видов. Сюда относится не только собственно рыба, но и прочие морские продукты - моллюски любых форм и размеров, ракообразные от крошечных креветок до гигантских крабов, трепанги, морские ежи (едят их икру), даже медузы (их сушат, затем строгают и отваривают). Форм приготовления овощей и рыбы тоже множество: их солят, квасят, сушат, вялят, маринуют, засахаривают в карамели (рыбу тоже), тушат, варят, парят, жарят, запекают в тесте или в кляре и обрабатывают еще многими другими мудреными способами. Японцы охотнее всего едят сырые, натуральные и свежие продукты, лишь макая их в соленый соус или острую приправу. Так едят не только овощи, но и рыбу, моллюсков, лангустов, кальмаров, осминогов . Большинство японских супов делаются на основе отвара из овощей, рыбы или сушеной рыбной стружки. В супы кладут кусочки листовых и корневых овощей, разные грибы, мелких грибов и другие компоненты. Фрукты в основном едят в свежем виде. Сладости делают из рисового или бобового теста, масличных семян, желатина. Основной напиток японцев - это, конечно, чай. Японцы пьют в ходе японской трапезы зеленый чай, а с сэндвичами и европейскими кондитерскими изделиями - обычный красный. Японская рисовая водка сакэ некрепкая, около 1 – 6 о алкоголя, пьется обычно подогретой. В новейшее время самым популярным напитком стало пиво. Особенность японской кухни в том, что в ней, даже в самой обычной домашней трапезе, не говоря уже о банкетной, много внимания уделяется тому, как выглядит накрытый стол и каждое отдельное блюдо. Посуда; чашки, пиалы, тарелки, блюдечки бывают самых разных форм - круглые, квадратные, многоугольные, фигурные. Их стараются подобрать так, чтобы они гармонично контрастировали бы по цвету с подаваемым блюдом. Само блюдо оформляют - нарезают, раскладывают по определенным художественным правилам. Так что хорошо накрытый японский стол - это прекрасный натюрморт, настоящее произведение искусства. А как же хризантемы? Они идут в пищу, но особой эстетической роли не играют. Есть несколько сортов хризантем, разводимых как листовой овощ ради съедобных молодых листьев и мелких, мало примечательных цветочков. Нарезав, из них делают салат, заправленный уксусом или каким-нибудь кисловатым соусом. Салат чуть-чуть горьковатый, но, в общем, вкусный.
3.3 ИСКУССТВО ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ - ПОКЛОНЕНИЕ КРАСОТЕ. Чайная церемония по праву считается одним из величайших достижений японской традиционной культуры. Культ чая был заимствован японцами из Китая, и первоначально обычай чаепития был распространен в основном среди дзэн-буддийских монахов, позднее обычай ритуального чаепития проник в аристократическую среду, а затем и в городскую. По маленькому саду, прилегающему к павильону, где проводится чайная церемония, ведет дорожка ив камней, в саду устанавливаются каменные фонари, лежат камни, поросшие мхом. Особое значение имеют каменные сосуды с чистой водой ( цукубаи ). На таком сосуде - колодце лежит маленький ковшик из бамбука о длинной ручкой. Каждый посетитель обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот. Затем специальным движением, поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика. В наши дни цукубаи непременная деталь любого храма, перед входом в храм и на его территорию необходимо совершить этот милый обряд омовения. В саду обычно высаживают сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленые кустарники. Вое элементы сада чайной церемонии должны создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности. Особое значение придавалось конструкции чайного домика - тясицу . Это небольшая комната всего в два. или даже в полтора татами, в которую ведет маленький низкий вход - около 60 см в длину и ширину. В идее столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто захотел приобщиться к этому высокому искусству, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал и возможности аристократам из военного сословия войти вовнутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это тоже имело особую символику: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на изящном. В интерьере чайного домика самым важным местом считается ниша токонома . В ней обычно помещается свиток с каллиграфической надписью и ставится букет цветов. Каллиграфический свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным предметом обсуждения во время церемонии. Важное значение придается освещению тясицу . Как правило, в домике 6-8 оконцев разных по размеру и форме, дающих оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно раздвинуть рамы, и тогда гости получают возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике закрыты. Когда гости уже рассмотрели и оценили предметы в токонома , появляется хозяин чайного дома. Он низко кланяется гостям и садится напротив них около очага - ирори , над которым уже висит котелок с водой. Перед хозяином лежат все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка о зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Хозяин не торопясь насыпает в чашку порошок зеленого чая, залив его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивает эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдают за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем хозяин с поклоном передает чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивая чай и неторопливо обтерев края, передает ее хозяину. Пройдя по кругу, чашка возвращается к хозяину, но затем снова передается из. рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть ее, ощутив руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступают в беседу. Здесь нельзя говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорят лишь о красоте свитка в токонома , об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония учит видеть красоту в обыденном и простом. Понятия нормы и порядка были введены ею в ранг эстетических. "Излишнее - безобразно" - таков закон чайной церемонии. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных домиках, но и в одной из жилых комнат и даже в комнатах, обставленных по-европейски:, нередко чайной церемонии предшествует угощение. Однако несмотря на эти новые черты, неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отключения от суетных, повседневных забот. Чайная церемония - это по-прежнему время для изысканных бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи.