Смекни!
smekni.com

Неолимпийские виды спорта (стр. 3 из 9)

Чтобы совсем уж ограничить число райдеров, ESPN стало допускать к участию 30 человек в каждом классе среди профессионалов и "середняков". Все райдеры должны зарегистрироваться заранее. Райдеров заставляли кататься по тем же трассам, что и скейтеров и скейтбордистов. Как бы это плохо ни звучало, это еще не конец света. Местные соревнования снова набирают популярность.

В России BMX начал действительно развиваться только в прошлом году. Сейчас bmx'еров можно встретить на улицах крупных городов, таких как Москва, Питер и города поменьше: Сосновый Бор и Псков. Первые люди начинают делать 360 и реальные вылеты. Flatland развили московские циркачи, которые делают просто невероятные трюки. Есть несколько парков с трамплинами для DirtJumping'a. Но все же мы отстали от Америки лет на 6-8. Как бы печально это ни звучало, но нам никогда их не догнать, если не появится звезда, которая докажет всему миру, что Россия тоже что-то может...

Роликовый спорт.

Никто в точности не уверен, когда появились первые роликовые коньки. Похоже, что первые ролики были просто переделкой ледовых коньков, хотя считается, что еще за 500 лет до этого японские супер-шпионы ниндзя молнией скользили по каменным полам замков своих врагов, раскатывая на хитро закрепленных бамбуковых каточках.

Первым признанным изобретателем роликовых коньков был бельгиец Джозеф Мерлин (Jozeph Merlin). Он изготовил первые ролики с металлическими колёсами в 1760-м году. Он показал своё изобретение в Лондоне, катаясь по полу и играя на дорогой скрипке. Говорят, что из-за того, что его коньки не могли повернуть или остановиться, он врезался в зеркало и получил серьёзные увечья.

Первый "удачный" показ роликовых коньков состоялся в 1849-м году, когда француз Луи Легранж (Louis Legrange) использовал роликовые коньки, чтобы изображать катание на ледовых коньках в пьесе "Le Prophete". Он сделал ролики, приделав к ледовым конькам маленькие колёсики. В середине девятнадцатого века множество других изобретателей приняло вызов и появилось большое количество различных типов коньков. Все они, однако, страдали теми же недостатками, что и коньки Мерлина - их было невозможно эффективно контролировать и остановить. Итак первая волна популярности роликов пошла от Джеймса Плимптона, получившего в Нью-Йорке патент на четырехколесные коньки с парой осей - <тележки>, или <табуретки>. Чуть позже появился ринк-хоккей и фигурное катание на роликах, до сих пор популярные в Англии, Португалии, Германии, Италии и Австралии.

Вторая волна началась в 20-е годы во Франции (перечитайте первые главы "Лолиты" Набокова) и к концу Второй мировой войны охватила всю Западную Европу. Но еще в 1916 году особо лихие феминистки не просто катались на роликах, а еще катали перед собой обруч от бочонка с помощью специального крючка. Для этого шили специальные платья (по тем временам вызывающе короткие и облегающие). Еще с ХIХ века для роликов строились огромные крытые катки, многие из которых потом были заброшены. Но в 80-е годы нашего века пришла эра "диско", только в Соединенных Штатах тогда работало 6 тысяч ангаров с громкой музыкой, легким баром и душевыми. Диско-ролл-шузы, на которых все еще докатывают многие пионеры экстрим-культуры, имеют двухосную платформу и полужесткий или мягкий ботинок с тормозом впереди - они действительно хороши для танцев, но и устойчивы на вылетах с трамплинов. На них скользят по перилам и крутят сальто, но по лестницам на них не скатишься - это уже другое поколение "копыт".

Тем не менее, уже с <тележек> в роликах, наряду со спортивным и танцевальным направлением появился уличный экстрим - Street Style (Стрит Стайл). Вскоре его объявили вне закона, и появились даже специальные дорожные таблички. Трюки на скейтборде, роликовых коньках, а потом и на велосипеде - не в спортзале или в цирке, а просто на улице, а чаще еще и на памятниках, соборных лестницах и прочих центровых местах, вскоре стали головной болью для полиции, дворников и городских властей, предметом дискуссий в прессе и дебатов в парламентах. Любимая тема скейт-комиксов: вокруг типичный городской криминал (мужик выкидывает с балкона тещу, негры тащат телевизор из разбитой витрины, от машины откручивают колеса), а в центре толстяк-полисмен, увешанный наручниками и дубинами хватает за шиворот маленького мальчика на роликах. Вот оказывается главное зло! Однако те же власти вынуждены расширять зоны безмоторного транспорта, а в них создавать специальные подразделения полицейских на роликах (самое крупное в Париже). Уличный стиль стал воплощением пацифистских и экологических ценностей нового поколения, нового взгляда на независимость, свободу передвижения и свободу в целом. А большие деньги, которые западная промышленность извлекает из любого молодежного увлечения, вскоре сокрушили военизированные устои спорта и воспитания.

В 1995 году американская корпорация ESPN получила патент на проведение X-games (Экстрим-игры). Это стало официальным признанием стритстайла и четко отделило его от спорта. Все-таки, откуда он взялся? Как это не странно, дух стритстайла происходит от такого пляжного (а потому безответственного и анархичного) развлечения как серфинг (катание на доске по гребню приливной волны). Уже в конце пятидесятых годов ленивые калифорнийские и австралийские серферы стали скатываться на пляж, стоя или сидя на тележках из автомастерских. У нас они до сих пор никак не заменят промасленных ватников, а вот на западе под машины механик закатывает на специальной тележке с подшипниками вместо колес. В 1965 году появились первые заводские (мануфактурные) роликовые доски.

Считается, что впервые полиуретановые колеса для роликов разработала и изготовила фирма <Криптоникс>. Долгое время скейтбординг развивался как некое цирковое <уродство> - необычная акробатика, которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х в так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику <олли> - прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю Америки, в Калифорнии в это время фермеры перешли на капельное орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во владение скейтеров. Вскоре появилась первая профи-команда, выступавшая на рампе, специальном сооружении с плоским дном и закругленными (не в пример каналу) краями. Продажа досок резко подскочила, но команды скейтеров все же больше напоминали бродячий цирк и были жестко отгорожены от молодежи, прежде всего опасностью рампы (попробуй скатись с высоты в 3 или даже 5 метров) и ее недоступностью (3 тысячи долларов минимум). К середине 80-х годов уже была известна техника вылетов, флипов (сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться было негде. Скейт-фирмы закрывались... Но фирма Powell-Peralta вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала частью, а точнее центром всего стиля жизни. Они просто не расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке. Они хулиганили - вели себя вызывающе, одевались не как все, не знали границ. Им не нужна была рампа - они скользили по перилам и прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи стритовых роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со специальным оборудованием, имитирующим городские <препятствия>: скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты. Рядом со скейтерами на них стали кататься роллеры и велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их название.

Например легендарная темка Мак Твис 540 придумана и сделана еще в те времена на роликовой доске. Ее автор Майк МакГилл. Техника прыжка очень быстро развивалась благодаря скейтеру Тони Алва. На рампе был королем Тони Хок. В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер, наряду со скейтбордным бизнесом основал фирму Титус Ролл Спорт и активно продвигал <тележки> на рампе и в стрите. В начале 91 года начался экстрим в Крыму, а потом наУкраине. В Москве в начале 90-х Наталья Бондаренко стала писать о роликовых коньках в прессе и продвигать "Activity-Team", команду <Радиация>, которую собрал Роман Дырин (Акробат).К тому времени в России уже было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда: Ленинград (первую рампу сварил собственноручно Сергей Синодалов) и Саратов, где до сих пор минирампа - лучшая в России Под влиянием этих центров находился украинский Харьков. В российских соревнованиях участвовали обычно и скейтеры Риги. На открытом кубке Поволжья в 92 году выступали скейтеры 20 стран, помимо Центрального телевидения эти соревнования снимал американский <Суперчэнел>. В Питер приезжал сам Родней Маллен и были взаимные с Калифорнийской лигой (самой сильной в мире) обмены для поездкок на соревнования.