Смекни!
smekni.com

Византийская культура 4 (стр. 2 из 3)

Высшие учебные заведения контролировались императорской властью.

Университет в Константинополе был организован около 425 г. указом Феодосия II. Университет призван был готовить не только ученых, но и государственных чиновников. Из числа профессоров университета наиболее известны Георгий Хировоск и Стефан Александрийский. Оба носили титул «вселенских учителей».

Центр юридического образования находился в Бейруте вплоть до 551 г., когда город был разрушен землетрясением. Одним из первых средневековых университетов был университет в сирийском городе Нисибисе. Кроме названных центров просвещения, существовали также высшая школа в Эдессе, школа риторов и софистов в Газе, медицинское училище в Нисибисе, христианское училище в Кесарии, основанное еще Оригеном училище в сирийском городе Амиде.

3. Исторические сочинения и литература.

Начало византийской литературы относится к VI—VII векам, когда греческий язык становится господствующим в Византии..

Среди дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов. Наиболее крупными представителями её являются: Роман Сладкопевец (VI век), сириец, написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан Великий (527—565), Сергий, патриарх Константинопольский, которому принадлежит акафист богородице по случаю победы над аварами в 626, Софроний, патриарх Иерусалимский и другие.

От эллинистической прозы Византия унаследовала много. Сюда надо отнести например египетскую повесть об Александре Македонском, полную сказочных эпизодов, которую Византия христианизировала и обработала в разных редакциях. Манеру эллинизма повторяют и многие другие произведения: любовные романы приключений Гелиодора («Эфиопики» о Теогене и Хариклее) IV века, Ахилла Татия (о Клитофоне и Левкиппе) V века, Харитона (о Хереасе и Каллироэ), Лонга (о Дафнисе и Хлое) и др.

Из прозаических видов в первый период византийская литература особенно процветает история, авторы которой подражали манере Геродота, Фукидида, Полибия и их эпигонов, например в VI веке — Прокопий Кесарийский, Пётр Патрикий, Агафия (историк и поэт), Менандр Протектор, Феофилакт Симокатта; к тому же времени относится Иоанн Малала, монах из Антиохии Сирийской, составивший всемирную хронику, вульгарную по содержанию, а в плане языка близкую к живой речи. Раннее творчество Византии особенно обнаруживалось в церковном красноречии и догматике.

Лучшими церковными писателями, воспитанными в языческих школах на античности, в IV веке являются: Афанасий, патриарх Александрийский (писал против язычества и арианства, составил житие Антония Египетского), Василий, епископ Кесарийский, прозванный «Великим» (защитник форм «светской», то есть языческой, литературы, подражатель Плутарха, писал против монахов, об аскетизме, составил литургию), Григорий Назианзин, епископ, прозванный «Богословом» (церковный оратор и поэт, наполнявший формы античной лирики христианским содержанием), Иоанн, патриарх Константинопольский, прозванный «Златоустом» (церковный оратор, составил литургию).

Колониальный, преимущественно восточный, элемент нашёл яркое выражение в многочисленных сборниках рассказов V-VI веков о пустынниках-аскетах византийских окраин (так называемые «патерики»).

В VII и VIII веках Византия пережила тяжёлые неудачи военного характера (авары, славяне, арабы), социально-политические и религиозные движения (иконоборчество); расцветает агиографическая литература (жития святых были собраны в огромные двенадцатимесячные сборники — Минеи (четьи)). Из писателей VII-VIII веков необходимо отметить: Анастасия Синаита, диспутанта с иудеями и монофизитами в Сирии и Египте; Косму, епископа Майюмского, гимнографа; Андрея, епископа Критского, проповедника и поэта, написавшего «великий канон»; Иоанна Дамаскина, полемиста с иконоборчеством и исламом, проповедника и автора 55 канонов, богослова, построившего свою «Диалектику» по Аристотелю.

С прекращением иконоборчества, то есть с IX века, появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкелл, Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол).

Вторую половину IX века византийской литературы называют веком учёных энциклопедий; в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей. В первом ряду деятелей IX-X веков следует назвать Константинопольского патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного.

Также к X веку или несколько позднее относятся объёмистые сборники изречений (например «Мелисса», то есть «Пчела», «Антония»).

В XII веке наблюдается расцвет литературной деятельности и у церковников, писавших по богословию и философии, грамматике и риторике — и не только в столичном центре, но и на территории древней Эллады, где, например, Николай, епископ Мифонский (середина XII века), спорил с неоплатонизмом, грамматизировал Коринфский митрополит Григорий; следует ещё назвать комментатора Гомера Евстафия, архиепископа Солунского, и его ученика, архиепископа Афона, Михаила Акомината, изучившего Гомера, Пиндара, Демосфена, Фукидида и многих других, писавшего ямбом и гекзаметром. Характерными для этой эпохи являются следующие фигуры: Цец, Продром, Глика, Константин Манассия, Анна Комнина, Никита Евгениан.

4. Изобразительное искусство и архитектура.

Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течении многих веков.

Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного портрета.

Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.

Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне

Согласно теории Иоана Дамаскина:

Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Шедевры Византийского искусства

Мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Аполинаре де Нуова (Равенна), Церковь Сан-Витале (Равенна), Собор Святой Софии (Константинополь).

5. Влияние Византии на культурное развитие Европы.

Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно Византийское культурное влияние, естественно сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с Константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Влияние византийской культуры в средние века во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточно-эллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы.

Восприятие элементов византийской цивилизации в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. Со стороны правящих классов перечисленных стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой. Как правило, степень эффективности проникновения византийского влияния зависела не только от активности Византийского государства и православной церкви, но и от уровня развития дохристианской народной культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранились в ней локальные традиции и элементы народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации. Еще важнее то, что перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур духовные ценности, созданные Византией, как правило, подвергались здесь глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи.