3. Английский сентиментализм портретной живописи 18 века.
3.1. Поэт природы - Томаса Гейнсобо.
Томас Гейнсборо - один из самых талантливых художников Англии и его вклад в мировую, и английскую живопись огромен. Гейнсборо - яркий образец той эпохи. Первый президент лондонской Королевской Академии, Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. Он сказал: «Если бы наша нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы »[22]. Профессия Томаса Гейнсборо - портретист, призвание - пейзажист, увлечение - лепка и гравировка. Его картины полны разного рода новшеств не характерных для Англии того времени. Недаром Джон Констебл говорил о нём: «Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого достиг» [21]. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в прелестном уголке Восточной Англии - Содбери. В этом месте, только выше по течению реки Стур, родился также и Констебл. Отец Томаса торговал сукном и иногда ездил во Францию и Голландию. В школьные годы Томас часто отпрашивался из школы и убегал в окрестности, чтобы рисовать луга, реку, одинокие деревья[19]. В тринадцать лет он убедил родителей отпустить его в Лондон, для обучения живописи. Это случилось после того, как близкий друг матери, увидев портреты и пейзажи, сказал, что он сможет устроить Томасу художественное образование. 15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с красивой девушкой Маргарет Барр, побочной дочерью герцога Бофора, закрепившего за ней ренту в 200 фунтов в год. Их бракосочетание произошло в Мейферской часовне. Эта часовня была знаменита тем, что в ней сочетались против воли родителей. Переехав в Бат, Гейнсборо заболевает от переутомления и так серьезно, что местная газета объявила об его смерти, а потом долго извинялась за ошибку. Для того чтобы поправить здоровье, Томас с семьей переезжает жить в пригород. В этот период происходят некоторые изменения, и художник устанавливается как личность. В 1771 году психически заболела девятнадцатилетняя дочь Гейнсборо Маргарет. Эта болезнь омрачила всю дальнейшую жизнь художника. Врачи говорили, что это наследственно. В этом же году наступил конфликт между ним и Академией. В апреле 1787 года Гейнсборо простудился, и вскоре у него заболела шея ниже затылка. Это была раковая опухоль. Гейнсборо умер в воскресение 2 августа 1788 год. Его последними словами были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами»[14.с.456]. Похороны не были пышными, Гейнсборо завещал похоронить себя на кладбище Кью рядом со своим другом Кибри и поставить на могиле простой камень с именем, без всяких украшений. Посмертно была организована выставка, в которой участвовал также племянник Томаса, Гейнсборо-Дюпон. Чем же привлекателен Гейнсборо для многих любителей искусства, так это тем, что в его картинах много тепла и нежной красоты. Отсутствует вычурность и помпезность. Рассматривая картины Гейнсборо, мы замираем, и наш взгляд ласкает тихая радость, пронизывающая картины художника. Гейнсборо писал родные места, сюжеты его произведений бытовые, присущие именно английской природе и деревне. Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. Он был настоящим патриотом своей родины и стремился оставить за собой особенную традицию письма, присущую англичанам. Многие современники описывали его как человека открытого и доброго с умным взглядом и мягкой улыбкой, на лице - выражение внутренней тишины и спокойствия. Это можно увидеть на автопортрете, написанном в 1759 году. Гейнсборо был элегантен и скромен в поведении, был очень любознательным человеком[22]. Также интересен факт, что Гейнсборо, когда собирался писать какую-нибудь картину, очень редко делал наброски и эскизы. Это говорит об истинном таланте, так как, писать сразу маслом может быть не выгодно - один неверный мазок и всё полотно испорчено. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. Писал Гейнсборо чуть ли не двухметровыми кистями, стараясь находиться на одинаковом расстоянии от модели и от холста; клал тени привязанным к палочке кусочком губки, а пробелы прорабатывал обломком белил, зажатым сахарными щипчиками; краски разводил очень жидко. Его портреты часто кажутся чрезмерно яркими, но надо помнить, что дамы в XVIII веке не мыслили себя без косметики, были модны очень красные губы, черные брови и ресницы, белила, румяна, сильно напудренные волосы. «В портретной живописи, - писал Гейнсборо, - нужно разнообразие быстрых и неожиданных эффектов - таких, чтобы сердце взыграло... нужны блеск и отделка, чтобы выявилась внутренняя жизнь личности» [13.с.169]. «Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – пишет Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть»[12.с.403].