Содержание
Введение
1. Исторические и социальные условия развития искусства Англии 18 века.
2. Просветительский реализм английского искусства.
2.1. Творчество Уильима Хогарта.
2.2. Теоретик искусства - Джошуа Рейнолдс
3. Английский сентиментализм портретной живописи 18 века.
3.1. Поэт природы - Томаса Гейнсобо.
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Представления о том, что можно считать искусством, за последние 100 лет поменялись кардинально. Еще в XIX веке искусством считалось лишь античное и европейское. В связи с чем Лев Толстой писал, что «не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки, живут и умирают, не зная этого единственного высшего искусства, но, мало этого, в нашем христианском обществе едва ли одна сотая всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством…» Открытия середины ХХ века, когда были обнаружены произведения первобытных художников и скульпторов, заставили ученых совершенно по-новому взглянуть на то, чем для человека являются занятия творчеством и почему искусство обладает такой магической властью над людьми. Настоящий художник способен выразить в своем произведении то, что остальные лишь чувствуют. В странах Востока считали, что искусство возникло тогда, когда впервые человек не смог сдержать свои эмоции. Искусствоведы в своих научных трудах пишут о том, что искусство – это чувства человека, выраженные через материалы и формы.
Глядя на путь, пройденный человечеством, мы видим, как менялись людские эмоции от эпохи к эпохе. Радость, восторг, ожидание чуда – основные настроения эпохи Возрождения пронизывают картины Леонарда да Винчи. Картины же мастера кисти Викторианской эпохи Уильяма Эгли выражают романтические чувства, которые характерны для времен правления королевы Виктории. Благодаря творчеству великих художников, архитекторов, скульпторов история человечества становится для нас чем-то, по-настоящему живым. И чувства людей, которые жили задолго до нас, через шедевры мирового искусства вызывают отклик в наших душах. Ценность знания английского искусства 18 века и актуальность ее изучения объясняются интересом к данной теме. 18 век английского искусства интересен для нас тем, что именно в этот период выдвигаются национальные художники, открывается национальная художественная академия, закладывается фундаментальные основы английской живописи. В большинстве стран Европы 18 века был беднее художественными ценностями, чем 17 век. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской стране, на полтора столетия раньше Франции осуществившей буржуазную революцию, национальный гений рано и блистательно проявился в литературе, но поздно – в пластических искусствах. Только в 18 веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому времени послеренессанского искусство в других странах уже прошло большой исторический путь, и значительно прогрессировала теория, эстетическая мысль. И в самой Англии философия искусства опережало его практику, что сообщило особый отпечаток английскому искусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра. «Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность, ценила рассказ, построенный на материале современности и содержащий моральные выводы.именно на английской почве появился уже в первой половине 18 века предтеча будущего критического и сатирического реализма в живописи – Уильям Хогарт. Хогарт сочинял целые истории, обличающие нравы, разделял их на акты и каждый акт запечатлевал в отдельной картине. Он создал циклы «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак», «Прилежание и леность» и многие другие – каждый из шести, восьми или больше композиций, связанных общим сюжетом. Хогарт и язвит, и развлекает, и бичует. Плеяда портретистов второй половины 18 века является гордостью английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые в какой то степени противопоставляли себя друг другу, - Рейнлодс и Гейнсборо. Деятель незаурядного масштаба и серьезный, эрудированный теоретик искусства, Рейнлодс обращался со своим крупным художественным талантом, как опытный мастер со своим инструментом, направляя его сознательно. Он заранее рассчитывал художественный эффект и достигал его обдуманно. Томас Гейнсборо как портретист тоже был очень популярен в тех же кругах, что и Рейнольдс, часто им позировали одни и те же заказчики. Но, в отличии от Рейнолдса, Гейнсборо тянуло к природе и тишине. Портереты Гейнсборо сохраняют недосказанность. Зато они и не вызывают чувства пресыщения, той законченности, за которой уже ничего больше не следует. XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братстваАнглия 18 века выбран мной, именно потому, что, в этот период развивается искусство Просвещения. Вторая половина 17 века и 18 век — это период, к которому относятся формирование и выдающиеся успехи национальной английской художественной школы. Именно с 18 века отмечается яркий расцвет английской живописи. Таким образом, целью курсовой работы является выявление особенностей искусства Англии 18 века по сравнению с искусством Франции этого периода. При реализации этой цели поставлены следующие задачи: - изучить исторические и социальные условия развития искусства Англии 18 века; - проанализировать творчество выдающихся английских живописцев 18 века. При изучении литературы, содержащей сведения об изучаемом историческом периоде в и особенностях искусства Англии 18 века, был рассмотрен ряд трудов исторического и художественного характера. Основными явились следующие: Всеобщая история искусств 4 т. – этот источник явился одним из основных наставников и помощников в написании курсовой работы. В данном источнике очень глубоко исследуется эволюция, основные течения, национальные особенности искусства страны, дается возможность ознакомиться с живописью Англии (на этом виде искусства сосредоточено мое исследование) особенно глубоко благодаря множеству иллюстраций. Характеристика английского искусства дается с 17 века что дает на возможность проследить и осознать причины тех или иных явлений происходящих в искусстве уже 18 века. «При дворе Карла I Стюарта работал в течение ряда лет блестящий фламандец Ван Дейк. У английских портретистов того поколения, которое формировалось при Ван Дейке, поражает то, как быстро, отказавшись от присущей прежде английскому портрету плоскостности, узорчатости, перенимают они систему приемов станковой живописи, сложившуюся к тому времени в крупнейших художественных школах Европы, осваивают моделировку формы светотенью, учатся передавать материальность предметов. Конечно, в этом сказалось влияние Ван Дейка, но, помимо того, в самой английской живописи, видимо, назрела потребность в новых средствах выражения». Всеобщая история искусств в 4 т. – М., 1960. Гомбрих Э. История искусств – исследование произведений английской архитектуры, декоративно-прикладного искусства и живописи сочетает непосредственное впечатление от встречи с памятником искусства с обширным фактологическим материалом и широкими обобщениями, позволяющими представить историко-культурный фон эпохи и общие закономерности формирования национального искусства Англии 18 века. «Положение английского художника под протекторатом разума и хорошего вкуса было не очень завидным… с победой протестантизма в Англии воцарилась пуританская враждебность к творчеству и роскоши, затормозившая развитие искусства. Фактически спросом пользовалась лишь портретная живопись, но и эта область была в основном оккупирована приглашенными иностранцам и, успевшими завоевать репутацию у себя на родине… некоторые из заказчиков знали толк в живописи и собрали великолепные коллекции старых мастеров, не удосужившись однако поддержать своих соотечественников и современников». Гомбрих Э. История искусств. М., 1998. Ильина Т.В. История искусств. Картина развития английского искусства последовательно прослеживается как на характеристиках его основных этапов, так и на примере творчества отдельных наиболее значительных его представителей, таких как Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо; освещаются особенности искусства эпохи в целом, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени. Труды других авторов были использованы в меньшей степени, Дмитриева Н.А. позволила рассмотреть историю искусства Англии изучаемого периода; Янсон Х.В. Янсон Э.Ф. Основы истории искусств, в данной книге изучения рассматриваемой темы происходит через знакомство с произведениями искусства.
1. Исторические и социальные условия развития искусства Англии 18 века
Политический и экономический расцвет Англии начинается с XVI в. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировали в стране сильную буржуазию, и в XVII в. в Англии произошла революция (1640—1660). Движущей силой английской революции были городские плебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений и жестокостей «огораживания» — захвата лендлордами крестьянских наделов. Народным движением воспользовались буржуазия и новое дворянство; их союз составляет отличительную особенность английской революции 17 века. Эти классы и присвоили себе ее плоды, что ясно проявилось уже тогда, когда республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649), сменилась в 1653г. протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля. После периода феодальной реакции (реставрация Стюартов, 1660—1688) блок буржуазии и крупных землевладельцев окончательно закрепил за собой господство с помощью государственного переворота 1688 года, именуемого в английской историографии «Славной революцией». Этот переворот заключался в установлении буржуазно-конституционной монархии с ограниченной властью короля и верховенством парламента. Экспроприация крестьянства, несмотря на революцию, не получившего земли, и завоевание все новых колоний — Ирландии, захваченной еще войсками Кромвеля, значительной территории в Северной Америке, а в 18 в. Индии — повлекли за собой приток свободных рабочих рук и огромных средств в промышленность Англии. Все это обеспечило бурный рост ее производительных сил. Ко всем завоеваниям, связанным с победой буржуазной революции, Англия пришла на столетие раньше, чем Франция, и, в то время как французская буржуазия еще только готовилась к штурму абсолютизма, Англия стояла уже перед таким следствием интенсивного развития буржуазно-капиталистических отношений, как промышленный переворот. С конца XVI века в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для будущих ученых от Ньютона до Дарвина. Союз буржуазии с дворянством не мог не отразиться на английской культуре и эстетических вкусах, характер которых несет черты умеренной демократизации. С XVI века Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра благодаря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него. Но изобразительное искусство Англии в «просвещенный век Елизаветы» еще жило традициями Гольбейна Младшего, а затем подражанием французскому искусству. В английской литературе 18 в. очень характерна в этом смысле фигура такого поборника буржуазной этики и морали, как Сэмюэль Ричардсон, отнюдь не отличавшегося воинственностью по отношению к дворянству (и совершенно не похожего в этом отношении на идеологов французской буржуазии). Именно в первую очередь к дворянству обращался он с проповедью буржуазных добродетелей, с призывом следовать этим добродетелям в своих популярных в свое время нравоучительных романах «Памела», «Кларисса Гарло», «Грандисон». Однако процесс умеренной демократизации социальных концепций и эстетических вкусов высших классов далеко не исчерпывал ни всех сложных и острых противоречий эпохи, ни всех ее достижений. Смелые порывы творческой мысли в Англии той поры объективно связаны с народными чаяниями, с попытками лучших умов разобраться в конкретно-исторических итогах революции 17 столетия для судеб народных, понять, что несет с собой массам промышленный переворот. В годы революции в среде самого народа родилась высокая мечта. Это был утопический коммунизм Уинстенли — руководителя представителей наиболее радикального течения в английской революции — диггеров. Величие народной борьбы ощутил поэт и публицист революции Мильтон; в период торжества реакции после возвращения Стюартов он имел мужество воспеть эту борьбу в библейских образах грандиозной поэмы «Потерянный рай». Уродство нравов и политические противоречия Англии после 1689г. отразила горькая сатира Джонатана Свифта — его памфлеты и бессмертная книга «Путешествия Гулливера». Под впечатлением пауперизации крестьянина и ремесленника, сопровождавшей утверждение в Англии принципов буржуазной собственности, некоторые из деятелей английского просвещения, твердо верившие в то, что эти принципы разумны, задумываются над тем, как должно их использовать, чтобы найти путь к благосостоянию и культуре для человека труда. Мы видим такие попытки у Даниэля Дефо и у замечательного художника первой половины 18 в. Уильяма Хогарта. Правдиво изображая современный быт, они невольно выявляют не только отвратительные пережитки феодального прошлого, но и темные стороны буржуазного уклада жизни. Генри Фильдинг, крупнейший мастер реалистического романа, талантливо и убежденно связывал задачи просвещения, воспитания общества с защитой прав и достоинства простолюдина. Архитектура быстрее других видов искусства впитывает новые веяния. В XVII в. английское зодчество осваивает принципы ренессансной архитектуры, беря за образец в основном Палладио и Виньолу (например, творчество Иниго Джонса; 1573—1652). Поколением позже Кристофер Рен (1632—1723), строитель знаменитого собора св. Павла, величайшего протестантского храма (1675—1710), и множества приходских церквей Лондона (более 50), один из строителей дворца Хемптон-Корт (новые части, 1689—1694), создатель проекта перепланировки лондонского центра после «Великого пожара» 1666 г., остается верен в основном классицистическим принципам разумности и рационализма. Но это не исключает и некоторых других элементов в английской архитектуре, например барочных и готических[3. с 392]. Весь XVIII век в Англии связан с правлением королей Георгов, поэтому в науке существует относительно архитектуры этого времени термин «георгианский стиль». В духе Палладио в XVIII в. строятся городские особняки, обычно трехэтажные, с рустованным первым этажом, символы английской респектабельности и независимости. На смену регулярным французским паркам приходят парки английские, ландшафтные. Откликаясь на рокайльный стиль континента в первой половине XVIII в., англичане создают свой собственный вариант, особенно сказавшийся в прикладном искусстве, где замысловато переплетаются черты рококо и «китайщины» с готикой (мебель Томаса Чиппендейла, серебряная посуда и так называемый костяной фарфор Челси и Дерби) [3.с 393]. Укрепление классицистического направления в архитектуре второй половины века, обращение непосредственно к античности, минуя Возрождение, вполне естественно объясняются общеевропейским интересом к искусству древних. Свои собственные национальные пути английская неоклассика находит в градостроительной деятельности братьев Адаме, в мебели Томаса Шератона и Джорджа Хепплуайта, в изделиях из керамической массы (посуда, вставки для мебели) прославившегося на весь мир Джозайи Веджвуда. Героика английской буржуазной революции не получила сколько-нибудь значительного отражения в изобразительном искусстве. На это были свои причины. Революция осуществлялась в религиозной форме, и крайние протестанты-пуритане, не признававшие никакой пышности культа, отрицательно относились к живописи. Они с тем большей враждебностью смотрели на это искусство, что его поощрял король. Эти обстоятельства, а также тот факт, что в предшествующее время — в эпоху Возрождения — не сложилось собственно английской традиции в живописи на библейские и мифологическе сюжеты, помешали появлению картин, отражающих события 1640—1660 гг. в той торжественной иносказательной форме, в тех библейских одеждах, в каких показал эти события поэт английской революции Мильтон. Но время революции наложило определенный отпечаток на искусство портрета. При дворе Карла I Стюарта работал в течение ряда лет блестящий фламандец Ван Дейк. У английских портретистов того поколения, которое формировалось при Ван Дейке, поражает то, как быстро, отказавшись от присущей прежде английскому портрету плоскостности, узорчатости, перенимают они систему приемов станковой живописи, сложившуюся к тому времени в крупнейших художественных школах Европы, осваивают моделировку формы светотенью, учатся передавать материальность предметов. Конечно, в этом сказалось влияние Ван Дейка, но, помимо того, в самой английской живописи, видимо, назрела потребность в новых средствах выражения [1.с 451]. Большое развитие в Англии на протяжении всего 18 в. получили картины особого рода, представляющие собой небольшие групповые портреты, где фигуры изображаются в интерьере или на фоне пейзажа и в которые введен определенный сюжетный мотив — занятия музыкой, танцами, охота, прогулка, а чаще всего семейные беседы (почему, вероятно, их и называют «conversation pieces», то есть «разговорные сцены»). В этих своеобразных композициях, отражающих специфические особенности быта высших слоев английского общества того времени, совмещаются черты, свойственные буржуазному бытовому жанру голландцев, а с другой стороны — галантным сценам французского рококо. Как только с началом промышленного переворота стала обнаруживаться оборотная, антигуманистическая сторона буржуазного прогресса, многие деятели английской культуры начали настоящую войну против таких кумиров, как «расчет» и «польза». Зачинатели идейного и литературного течения, получившего название сентиментализма, утверждали необходимость согласия разума с человеческим чувством и даже провозглашали первенствующее значение последнего, подчеркивали ценность личности. В отрицании справедливости законов купли-продажи заключается правота Стерна, Гольдсмита, Шеридана в их романах и комедиях [5.с.237]. Представления о значительном и прекрасном, воплощенные Рейнольдсом в его лучших портретах или Гейнсборо в его полных лиризма портретных и пейзажных полотнах, в сущности, также идут вразрез и с ограниченным буржуазным здравым смыслом, мещанской моралью и с кастовыми аристократическими предрассудками. Казалось, для английской живописи снова начался длительный период ученичества у мастеров континента. Но уже к 1730-м гг. в Англии появляется самобытный и удивительнейший художник — Уильям Хогарт.