Смекни!
smekni.com

Возникновение ислама и становление арабо-мусульманской культуры (стр. 2 из 3)

- быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов);

- происходить из племени курейшитов;

- быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.

Халиф не может передавать свою власть по наследству, выбирать себе преемника; умма смотрит на него как своего представителя, он должен выполнить предписание Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата.

Халифат был сложным конгломератом различных этносов, стремившихся к восстановлению независимости. Власть халифатов со временем слабела. При всем своеобразии модели развития халифат, как и многие европейские страны, вступили в период раздробленности. К середине X в. У некогда могущественной империи осталась лишь небольшая территория в Месопотамии вокруг Багдада. На этом заканчивается история Арабского халифата, но не ислама и его культуры. Турки сохранили за халифом духовную власть, отобрав светскую. Светским главой турецкого государства был провозглашен султан. Халифы становятся «папами Востока». Разгромив турецкий султанат в 1258г., монгольский хан заставил халифа дать ему титул «султана Запада и Востока». Но вскоре халифы вынуждены были покинуть Багдад, а халифат был упразднен.

Особенности художественной практики арабского средневековья?

Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров.

Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Даже суры Корана читаются на распев, в такой же манере. Арабская музыка обогатила мир такими инструментами, как кеманча, даф, рабаб. Основной для формирования системы поэтических форм послужила касыда – особая композиционная форма арабской поэзии. Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм, наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры».
Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи.В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

В заключение следует отметить, что вся мусульманская литература строится вокруг Корана. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, создавали, вместе с исключительными сложностями, и огромные творческие стимулы для исполнителей – музыкантов, певцов, танцоров.

Коран запрещал изображения святых и людей, даже животных, поэтому в арабской культуре отсутствуют живопись и скульптура в обычном понимании. Живописное мастерство проявлялось в основном в области орнамента. Знаменитая арабская связь, арабеска, построенная по принципу бесконечного повторения затейливых узоров, украшает книжные миниатюры, стены и полы мечетей. Простор для творческого воображения давало также ковроткачество.

Значительного развития достигла архитектура. Олицетворение наивысших достижений мусульманской архитектуры является культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, мосты и т.д. Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в X в. Абу-а-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» -- выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Больших успехов достигла медицина - она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина - Авиценна (980--1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.Известными философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870--950), называемый «вторым учителем», т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.Развивалась и историческая мысль. Если в VII--VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, алъ-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII--XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV -- XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже III--IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.
Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» - своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В X--XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».