Смекни!
smekni.com

Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала (стр. 11 из 14)


24. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения. Виды эпидейктической речи. Правила похвалы и порицания: за что, как. Мастерство комплимента. Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь торжественная, произносится в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках, - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников, - или просто приятно провести время вместе, среди друзей (в последнем случае цель речи – не только сплотить коллектив, но и развлечь слушателей). Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи – воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача – хвала всему тому, что делает данную общность коллективом (утверждение общечеловеческих или особых, определенных нравственных или других ценностей) или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею. Виды эпидейктической речи: 1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи (делам) этого лица. 2) похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи. 3) похвала явлению (обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей). В подобной речи оратор, как правило, ставит целью воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи. 4) хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим». Если «хвалебные» речи направлены на возбуждение у слушателей «положительных» активных эмоций (восторга, радости) чувств (любви, преданности, благодарности), то «порицающие» речи (хула) возбуждают эмоции отрицательные, но тоже активные: ярость, ненависть, гнев, презрение, негодование (ни в коем случае не «пассивные» - не тоску, не страх, не безнадежность, не уныние). Эпидейктическая речь – это, прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. Путь же к ним лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций. Предметом же такой речи может быть все что угодно, особенно, если это речь не слишком серьезная, а скорее «гедонистическая». За что? 1. Хвалить, по Аристотелю, нужно, естественно, добродетель в разных ее проявлениях. В европейской этической и риторической традиции добродетель понимается как способность оказывать благодеяния: величайшие из добродетелей – те, что наиболее полезны для людей. Это: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Все противоположные качества, напротив, составляют основу содержания порицающей речи (хулы). 2. Прекрасно также все памятное, и чем памятнее, тем прекраснее. И до сих пор в хвалебные речи, как правило, превозносятся исторические («памятные» для данного сообщества) лица и события, традиционные ценности. Поэтому хвалят за то, что «достойно славы предков». 3. Если произносится хвала деяниям, поступкам, то и они тоже рассматриваются в свете того блага, того добра, которое принесли они сообществу: похвальны все поступки, в которых проявляются названные (выше) добродетели, все то, что совершено ради других. Как? 1. Оратору нужно учитывать «фактор адресата»: Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории. 2. В похвальной речи древние старались представить случайно совершенный поступок как осуществленный обдуманно, «согласно ранее принятому намерению». 3. Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения. Если хвалят деяние, то всячески подчеркивают, что человек действовал один или первый, что обстоятельства не благоприятствовали ему, но он мужественно превозмогал трудности, которые тоже преувеличиваются. В этом случае нет ничего ложного, неискреннего: таковы «законы жанра», такова принятая в речевой традиции условность. 4. Оратор должен использовать сравнение: если это возможно, добродетели или поступки лица, которое превозносится в речи, сравниваются с достоинствами или деяниями знаменитых исторических деятелей, если же это трудно, то с поведением обычных или прочих ничем не выдающихся людей, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого превозносят. Прямо противоположны указанным правилам принципы порицания. «Худа» традиционно осуществляется по законам, «обратным» законам «хвалы». Риторические принципы, которые нудно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент: 1) мера в риторике комплимента проявляется, прежде всего, в соразмерности, искренности и искусности похвалы, 2) мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания известной условности, традиционности формы, 3) Комплимент, эта уникальная «форма кристаллизации» законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и поэтому сохраняет все ее особенности. Хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение – содержит намек, загадку, парадокс. Комплименты – это очень сильное оружие в наших руках! С помощью комплимента мы можем поднять настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом. Комплименты бывают разные. Есть виды комплиментов, которые прямо указывают на достоинства человека (прямые комплименты). «Как ты сегодня прекрасно выглядишь!» «Какая у тебя красивая прическа». Для того чтобы сделать такой комплимент, просто внимательно посмотрите на человека и отметьте именно то, что Вам больше всего искренне понравится в нем. Только тогда комплимент будет искренним, и вызовет море восторга. Есть скрытые комплименты. Такие комплименты можно без труда дарить людям. Например, когда вы вместе работали, и заслуга общая: «Какие мы молодцы! Один из лучших комплиментов – это комплимент с юмором. «Какая ты сегодня красивая! Прямо как я!» Однако если Вы не знаете, как ваш собеседник воспримет комплимент, то лучше всего сделать косвенный комплимент, от которого было бы невозможно устоять. Говорить нужно не о самом человеке, а о своих чувствах к нему: «Мне нравится с тобой общаться». Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. Можно сказать комплимент без эмоциональной окраски, будто для вас это обычное дело. Например, «О, у вас замечательная машина! Давно вы купили такую красавицу?» Говорить комплимент надо искренне, указывать на достоинства, которые понравились именно вам и которые заметили именно вы. Очень важно, с какой интонацией вы произносите комплимент, давно ли знаете человека. Одному можно сказать прямой комплимент, а другому скрытый. Все люди разные, и что подходит одному человеку, не всегда подойдет другому.25. Информирующая речь, ее разработка. Два правила построения информирующей речи. Специфика заключения информирующей речи. Информирующая речь – речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Для оратора она не представляет такой сложности, как эпидейктическая и аргументирующая. Самое главное для успеха – следовать двум принципам, двум правилам: 1) сделать речь интересной для слушателя; 2) сделать передачу информации как можно более эффективной (полной и структурированной – расчлененной в смысловом отношении, систематизированной): речь должна быть ясной. Как сделать сообщение интересным? 1. С первых же слов нужно завладеть вниманием слушателей. Для этого: а) постарайтесь подобрать интересное, то есть неожиданное, загадочное, даже парадоксальное название сообщения. б) попробуйте найти в своей теме, даже если она вам самим кажется скучной, какую-то «изюминку». Во введении желательно также объяснить слушателям, зачем им понадобится та информация, которую вы хотите сообщить, что они с ней смогут сделать, как использовать. Интерес аудитории к теме нужно «подогревать» постоянно, до самого конца речи. 2. Готовясь к сообщению, нужно очень тщательно составить и продумать план. Информацию, которую нужно передать слушателям, расчлените по пунктам плана. Таких пунктов не должно быть больше семи, а лучше от трех до пяти. Если информации много и она сложная, выделите в каждом пункте более мелкие подразделения – подпункты. Во введении к речи кратко укажите, каковы будут основные пункты. После составления плана подберите к каждому пункту факты, цифры и примеры. Подберите необходимый риторический материал. Не забывайте о переходах от одного пункта к другому: дав аудитории «передышку», позволив посмеяться и отвлечься, скажите, какой вопрос вы начинаете рассматривать далее. Очень хорошо, если сообщение может быть представлено в вопросно-ответной форме. 3. В заключении к информирующей речи, в отличии от концовки предыдущих типов, обязательно кратко «пройтись» по основным пунктам, как бы «пролистать» доклад снова, как сделал бы читатель, если бы сообщение представляло собой письменный текст. Необходимы также итоговые выводы.
26. Подготовка к публичному выступлению. Ораторская этика, основанная на уважении к слушающим. Общие рекомендации по подготовке к публичному выступлению. Выработка уверенности в себе. Техника речевой импровизации. Проблема первого впечатления. Личность оратора. Зрительно воспринимаемые элементы речи: 1) внешность, 2) манеры), 3) поза, 4) жесты и мимика

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению. Экспромт – выступление без подготовки. План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается. Воспроизведениенаизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Подготовка к выступлению начинается с обдумывания. Обдумывание выступления Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению. Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать. Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните. Подготовка конспекта выступления Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом. 1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. 2. Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. 3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов. 4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. 5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже. 6. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов. Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько. Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Как пользоваться конспектом? Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже. Выработка уверенности в себе Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. Сволнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией. Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос. Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение. Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами, затем произносите эти речи перед друзьями. Лучше не тренироваться пред зеркалом, оно отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. Психологическая и физическая подготовка к выступлению Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте следующим рекомендациям. 1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. 2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. 3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. 4. Не готовьтесь в день выступления. 5. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание. 6. Не ешьте перед ответственным выступлением. 7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением. Техника речевой импровизации 1) сформулировать четко тему и главную центральную мысль, которую вы хотите передать; 2) сформулируйте позиции основной части (по крайней мере, важнейшие, их должно быть не немного – 2-3); 3) сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний; 4) подумайте о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части; 5) подумайте о переходах, сформулируйте их. Импровизированная речь должна быть короткой, с отчетливой структурой, ясной для слушателей, яркой и образной. Чтобы запомнить структуру соотнесите позиции с пальцами на руке. Первое - большой палец … и т.д. Говоря, усиливайте выразительность жестом, мимикой. Проблема первого впечатления Для оратора проблема первого впечатления чрезвычайно важна. Надо помнить, что лектора, оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним, признакам. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора. Во-первых, первое впечатление – очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. Во-вторых, первое впечатление преимущественно далеко от истины, ошибочно. 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но, тем не менее, они приписываются человеку. Первое впечатление сильно зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, то есть оно очень субъективно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4–6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента. В четвертых, лектор или оратор оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (кто он – ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др.), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества). Так вот, установлено, что для аудитории, воспринимающей оратора, его индивидуальные характеристики оказываются в три раза более важными и «заметными», чем его ролевые характеристики. Индивидуальные качества оратора наиболее важны для аудитории; запоминаются же практически только они: на 98% запоминается индивидуальность, и лишь на 2% – ролевые признаки. И в-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. Речь человека всегда вызывает у аудитории желание дополнить образ оратора его зрительным образом. Зрительный образ при восприятии оратора значительно важнее речи для формирования впечатления о нем. При первом впечатлении роль зрительного образа невозможно переоценить. Личность оратора Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью. В ораторе аудитория хочет, прежде всего, видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Она хочет знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и чтобы вы были восприняты именно так, как вы хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, демонстрировать. Следует также отметить, что индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории. Именно индивидуальность ораторской манеры – тот важнейший фактор, который, побуждает слушать оратора, доверять ему, запоминать его идеи. Запоминается личность, а вместе с личностью – идеи этой личности. Зрительно воспринимаемые элементы речи По современным данным – около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально, то есть не средствами собственно речи. Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринимаемых элементов речи, среди которых можно выделить: 1) внешность, 2) манеры, 3) позу, 4)жесты и мимику. Внешность Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому. Мужчине лучше выступить в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, сумки, перчаток, снять шляпу. Мужчине – убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда лектора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Повышают доверие к оратору: – темная, традиционная одежда (темно-синий, коричневый, темно-серый цвет); добротный материал; эффектность одежды. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.); мягкий свитер, джинсы (нет складок), рукав реглан; силуэт, приближающийся к шару. Следует еще отметить, что доверие к оратору повышают усилия, затрачиваемые им, чтобы выглядеть хорошо. Например, положительно оценивается полный оратор, пытающийся одеждой скрыть свою полноту, либо немолодая женщина, следящая за модой для своего возраста. Усилия оратора выглядеть хорошо будут положительно оценены аудиторией. Манера выступления Общая манера вашего выступления имеет большое значение – она хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам. Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Энергичность изложения. Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. 2. Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории. 3. Уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. 4. Дружеский, интимный тон. Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами – это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие». 5. Сосредоточенность на содержании. В вашем выступлении должно ощущаться, что главная цель ваша – передать слушателям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важную для них информацию. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, она должна идти за содержанием, и слушатели должны ощущать это. Поза Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним – это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор. Жесты оратора Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям: Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение. Жесты не должны быть непрерывными. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Не шевелите открыто пальцами. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению.