28. Академическое красноречие. Жанры профессиональной речи педагога.Академическое красноречие - это область знаний о возможности обучения адресат. АК развивается со времен античности, требования к учебным текстам сформулированы впервые Цицероном, который считал, что главное в учебной речи эмоциональное воздействие на собеседника. В предисловии к «Краткому руководству к красноречию» сформулировал требования к структуре красноречия, которая включает три части: 1) теоретическое положение; 2) иллюстрация; 3) пояснение иллюстрации. Об АК говорит Кошанский в книге «Частная риторика», впервые формулируя идею о необходимости взаимодействия этоса, логоса и пафоса в учебной речи. Данные идеи были реализованы в двух типах высказывания: 1) в письменной речи выдающихся педагогов (Ушинский); 2) в устных высказываниях (в жанре лекции) ученых, работавших во 2-ой половине 19 века (Менделеев, Пирогов, Кони). Обобщение достижений теории практики АК 19 века позволяет сформулировать основные требования к публичному академическому высказыванию: 1) устная научно-учебная речь представляет собой речевое произведение научно-популярного подстиля (т.е. автор стремится представить знания как интересное и понятное); 2) основными приемами популяризации в АК являются аналогии (внутрипредметные, межпредметные, научно-художественные) и яркие сюжетные иллюстрации. Дополнительные приемы популяризации: акцент на эстетике или самой деятельности предмета речи. Научно-популярные высказывания имеют особую интонационную оформленность, при этом различаются по своим связям с логосом, этосом и пафосом. Так выделяется дидактическая интонация (интонация логоса), доверительная, проникновенная, интонация заинтересованности, интонация любознательности (академического пафоса). Кроме жанров учебной литературы и жанра лекции, АК реализуется в риторических ситуациях академического общения. Академическая среда как особый контекст речи отличается следующими особенностями: 1) основная ценность академической среды – научная школа, 2) в академической среде не доверяют ни первому, ни внешнему впечатлению, 3) творческий потенциал, ценностное отношение к исследованиям, 4) острая эмоциональная реакция на критику научных взглядов, 5) представители академической среды испытывают острую потребность оправдать доверие студентов и коллег. В данной среде актуальны следующие риторические ситуации: 1) ситуация научной дискуссии, 2) ситуация презентации продукта творческой деятельности, 3) ситуация презентации научной школы. Наиболее значимым предметом речи в этих ситуациях являются научные идеи как особый вид научного знания (отличающиеся от таких знаний, как понятие, закономерности, способы деятельности творческим характером, научной новизной). Именно научные идеи оформляются в научном тексте с помощью риторических средств.
29. Политическая риторика. Профессиональная политическая речь.Политическая риторика – область знаний о закономерностях продуцирования и восприятия речи на социально значимую тематику в условиях общения с аудиторией, которая способна влиять на политические процессы. Автором политической речи может быть политик, государственный служащий, журналист, гражданин. Предметом речи в политическом красноречии являются те или иные проблемы речи, которые влияют на жизнь общества в целом или отдельных социальных групп. Адресатом политического красноречия является или общество в целом или общественность (та часть общества, которая пытается осознанно влиять на политику). Цель коммуникации – убеждение адресата в необходимости или политических изменений, или политической стабильности. Жанры: 1) жанры гомелитического характера (послание, обращение, манифест). Автор речи в данном жанре дистанцируется от адресата. Выступает в образе вождя. В данном образе автор речи должен создать у адресата впечатление движения к конкретной цели, позитивности тех или иных социальных действий (в случае несоответствия действий общечеловеческим ценностям они оправдываются социальной необходимостью), 2) жанры политической ораторики (публицистические тексты в печатных СМИ, ораторские выступления ток-шоу, на митингах, в политических дискуссиях, в парламенте). Автор речи стремится убедить аудиторию в необходимости отказаться от части своих взглядов, при этом основная часть аргументации направлена на опровержение мнения политического противника. Если конкретного политического противника не существует, в тесте создается «образ врага»: враг внешний (другое государство), люди конкретной национальности, люди определенной социальной группы, какие-то черты национального характера, это могут быть мифические образы (например, НЛО), образ врага может быть предельно обобщен в таких понятиях как: угрозы, препятствия, нестабильность. Данный образ может быть риторически эффективным только при условии введения образа врага в морализаторский контекст, порицание врага обычно сопровождается моралью, а именно: утверждением, в котором сформулированы те или иные законы повседневной жизни, имеющие моральный и нравственный аспект. Автор политической ораторской речи также должен демонстрировать лидерские качества, которые проявляются в следующих компонентах текста: в компонентах, информирующих о выборе средств, в компонентах, информирующих о союзниках. Вождь видит цель, лидер знает средства ее достижения, 3) жанры политической рекламы (политическая листовка, политическая биография). Создается имидж. Данные жанры предназначены для создания привлекательного политического образа, который должен приниматься как политическая ценность общества в целом. Самое главное в политической рекламе – образ адресата, поэтому в данных жанрах адресат называется прямо, описываются его ценности, подчеркивается значимость этих ценностей для субъекта политической деятельности и указываются средства, которые используются для сохранения ценностей. Важно ориентироваться на того адресата, который наиболее остро реагирует на социальные проблемы.
30. Судебное красноречие. Судебное красноречие развивается со времен античности. Цель данного вида красноречия – убедить присутствующих на судебном заседании в том, что необходимо обвинить или оправдать подсудимого. Судебное ораторское античное искусство изобрели
этопею (искусство создания характера). Это изобретение основывалось на идее о том, что благонравный человек, достойный член общества или страдающий человек заслуживает в суде снисхождения. В «Риторике» Аристотеля формулируются правила применения в судебном выступлении (этоса, логоса и пафоса). Аристотель пишет, что страсти адресуются, во-первых, молодым людям, людям с неустойчивым общественным положением. Аргументы воспринимаются, прежде всего, людьми зрелыми. Нравы, аргументы и страсти должны быть соразмерны. Теория судебного выступления развивается в трудах Марка Тулия Цицерона. В трактате «О прекрасном ораторе» Цицерон предлагает схему судебного выступления. Он считает, что главными условиями успеха является возможность обезоружить противника, раскритиковать его аргументы в собственной речи. Модель: 1) обстоятельства дела, 2) приведение доводов в пользу собственного тезиса, 3) приведение доводов против собственного тезиса и разбор их (сильные доводы против разбираются совокупно, слабые поодиночке), 4) этопея (характеристика личности подсудимого), 5) обращение к суду. В отечественном судебном красноречии используются описательные закономерности с 1864 года с момента создания суда присяжных в России. В конце 60-х годов деятельность русских судебных ораторов (адвокат Плевако, Кони, обвинитель Александров). Была представлена как в изданиях их речей, так и в теоретических трудах. Наиболее известна книга Пороховщикова «Искусство на суде». В этой книге П. анализирует деятельность Кони, формулирует закономерности восприятия публичной судебной речи. Логические аргументы без взаимодействия с аргументами к человеку не обеспечивают действительности речи. «Аргументы к человеку» П. называет, во-первых, выражение эмоционального состояния оратора, во-вторых, обращением к ценностям адресата, в-третьих, нахождением общих позиций между адресатом и оратором. В книге содержатся требования к культуре судебной речи, указание на то, как исправить фрагмент художественного текста в судебном выступлении. В современном судебном красноречии рассматриваются проблемы, во-первых, композиции судебных речей, во-вторых, стилистических особенностей судебных выступлений.
Структура современного судебного выступления включает: 1) характеристика обстоятельств дела, 2) соотнесение данных обстоятельств с законом, 3) последовательный анализ доказательств виновности подсудимого, 4) характеристика его личности, 5) обращение к обстоятельствам, смягчающим вину подсудимого, 6) анализ выступлений свидетелей с обращением к их связи с подсудимым, 7) общественная оценка поведения подсудимого, 8) обращение к суду с предложением применения к подсудимому той или иной меры наказания или оправдания его.
Стилевые особенности судебного выступления рассматриваются с учетом признаков публицистического и официально-делового стиля. Как проявление
официально-делового стиля судебное красноречие устанавливает возможность применения норм права к данному конкретному случаю, при этом автор ориентируется на такие признаки о-д стиля как: императивный характер (долженствования), стандартизированность, наличие специальных клише (свидетели показывают, что…).
Публицистический стиль актуален в ситуации судебного выступления, так как все аргументы к человеку требуют открытой авторской оценки (автор открыто оценивает обстоятельства дела как профессионал, как гражданин, выступая при этом носителем общечеловеческих, государственных, национальных, социальных ценностей), поэтому в судебном выступлении используются особые приемы и средства авторской оценки: 1) оценочная лексика (в том числе, правосудие, справедливость), 2) тропы (актуальные социальные метафоры (военных действий, растительного мира), используются фигуры речи (антитеза, градация, риторический вопрос, введение вымышленной речи, фигура уступки (допустим…), анафора в конце выступления). В судебное выступление включается фрагмент
научного стиля, когда идет речь о данных экспертизы.
31. Беседа как риторическое событие. Типы беседы. Модели беседы, распространенные в современной речевой среде (непродуктивные и продуктивные). Способы предупреждения нежелательных типов беседы. Беседа – взаимный разговор, общительная речь между, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Закономерности убеждения адресата в межличностном общении рассматриваются, во-первых, в риторике беседы, во-вторых, в нейролингвистическом программировании.
Психологические основания межличностного общения Возможности продуцирования межличностной речи обусловлено эмоциональным равновесием автора (соответствием эмоционального состояния автора речи к ситуации общения), поэтому в риторике предлагаются алгоритмы вхождения в состояние эмоционального равновесия.
Алгоритм «Поиск позитива»: 1) анализ ситуации и характера требуемого эмоционального состояния, 2) нахождение подобного состояния в прошлом опыте, 3) закрепление данного состояния с помощью припоминания деталей, 4) сохраняя данное ощущение, осмыслить себя в настоящем, 5) создать «якорь» (слово-символ или жест, связанный с данным состоянием), 6) закрепить «якорь», 7) при необходимости данного эмоционального состояния, прежде всего, воспроизводить «якорь».
Алгоритм «Избавление от негатива»: 1) воспроизвести расстроившую вас фразу, не боясь душевной боли, 2) прокрутить ее в сознании несколько раз в ускоренном темпе.
Основные виды межличностной коммуникации 1) Неофициальная коммуникация (дружеская беседа) 2) Полуофициальная коммуникация (светская беседа) 3) Официальная коммуникация (деловая беседа)
Условия эффективности дружеской беседы 1) Такая степень доверия, которая позволяет определить всех иных коммуникантов как посторонних (в данном месте в данное время) 2) Умение рефлексивного слушания (умение использовать формальные признаки заинтересованности в коммуникации, позитивного восприятия партнера, понимание его позиций): мимика, жесты, речевые подхваты, переформулировки (значит, это…), повтор фраз собеседника.
Условия эффективности светской беседы 1) Наличие фактических компонентов, позволяющих продемонстрировать интерес к собеседнику как к личности 2) Соблюдение требований структуре светской беседы 3) Умение вести себя непринужденно.
В светской беседе выделяют 3 этапа: 1) вводная часть 1.1 знакомство или напоминание о себе 1.2 вопрос, основанный на личной информации 1.3 просьба о помощи (вопрос или просьба сообщить информацию, значимую для данной ситуации) 1.4 предложение помощи 2) основная часть состоит из вопросов, позволяющих получить информацию о человеке с точки зрения социальных характеристик (его профессионализма, отношение к актуальным социальным проблемам), данные вопросы могут чередоваться с оценками актуальных социальных ситуаций. 3) завершение светской беседы – непредсказуемый этап, который может быть нефиксированным, требует использования средств речевого этикета: извинение, косвенная похвала беседе, выражение надежды на дальнейшую коммуникацию. Неэффективные стратегии светской беседы: 1) стратегия излишней близости. 2 типа высказываний: 1. вопросы личностного характера, 2. информация личностного характера 2) стратегия излишнего отстранения. 2 формы: 1. отсутствие реакции на светскую коммуникацию партнера по общению, 2. основное средство анекдот.
Деловая беседа - это риторический жанр, целью которого является формирование у участников общения убеждения в необходимости определенного способа решения деловых задач.
Структура деловой беседы: 1. представление (личное или той фирмы, которую представляет инициатор общения, 2. описание ситуации, в которой возникает необходимость решения деловой задачи, первые две части – 1) вводный этап 3. формулировка просьбы (система методов и приемов убеждения собеседника – 1. логическая аргументация, показывающая взаимовыгодность предложения, 2. приведение примеров реализации подобных предложений, 3. апелляция к авторитетным лицам, поддерживающим предложение) – 2) второй этап беседы. Приемы: 1. подтверждение своей позиции статистически, 2. сопоставление аналогичных ситуаций, 3) информирование о позициях тех или иных авторитетных лиц. 4. завершение беседы – 1. благодарность, 2. выражение надежды на дальнейшее сотрудничество. 3) третий этап. Обычно задача делового общения решается на 1 этапе. На 2 этапе меняется эмоциональное состояние участников общения, формируется позитивное отношение каждого участника к реальному варианту решения проблемы, при этом очень важно создать общий ценностный фонд, к которому участники обращаются в зависимости от своей готовности к решению проблемы.
Общие ценностные компоненты: культурные традиции, традиции, отражающиеся в священных текстах, актуальные социальные явления. Безусловно,
неценностные компоненты: присоединение к глобальным ценностям будущего, явления массовой культуры.
Приемы манипуляции в деловой беседе: 1) риторическая фигура умаления, 2) предложение ложного выбора (уважаемые студенты, сдаем экзамен на этой недели или на следующей?) 3) мнимый компромисс – выражение готовности к очевидным уступкам от специально завышенных требований (10000 -7000 – 3000). Эффективность делового общения в значительной степени зависит от учета коммуникативно-психологических особенностей адресата. На основании этого выделяется 3 коммуникативно-психологических типа личности: 1) моноактивный (финны), 2) полиактивный (итальянцы), 3) реактивный (японцы).
Определение типа личности: 1) учет речевой энергетики (темп речи, сила голоса, участие жестов, изменение позы), 2) определение предпочтений предмета речи, осуществляется по ключевым словам собеседника, по способу формулировок определения понятий.
Способы предупреждения нежелательных типов беседы: 1) не делать покорно то, чего от вас ждет собеседник, а предложить ему собственную модель, 2) тактично, мягко, не обижая собеседника, словно то, что происходит между вами.
32. Типы собеседников и стратегия их речевого поведения в беседе: «закрытая» стратегия, «открытая» стратегия. Существует два типа собеседника: «закрытый» тип, «открытый» тип.
Риторическая стратегия – это общая схема, модель речевого поведения говорящего, в которой демонстрируется характер его взаимосвязи с аудиторией. Есть открытая взаимосвязь, характеризует участников коммуникации как равноправных партнеров, отражена в «открытой» риторической стратегии. Закрытая взаимосвязь характеризует аудиторию как подчиненного партнера в коммуникации, отражена в «закрытой» риторической стратегии.
ЗРС необходима в ситуации давлении на автора со стороны адресата.
Неэффективные риторические стратегии: 1) стратегия излишней близости – это ОРС, основанная на нарушениях границ личного пространства, на интересе к собеседнику в запретных аспектах, 2) стратегия излишней отстраненности, она проявляется в полной закрытости от собеседника, который общается в ОРС.
33. Основы мастерства «светской» беседы и беседы с незнакомым человеком. Этапы светской беседы. Обязательные элементы беседы. Искусство комплимента. Условия эффективности светской беседы 1) Наличие фактических компонентов, позволяющих продемонстрировать интерес к собеседнику как к личности 2) Соблюдение требований структуре светской беседы 3) Умение вести себя непринужденно.
В светской беседе выделяют 3 этапа: 1) вводная часть 1.1 знакомство или напоминание о себе 1.2 вопрос, основанный на личной информации 1.3 просьба о помощи (вопрос или просьба сообщить информацию, значимую для данной ситуации) 1.4 предложение помощи 2) основная часть состоит из вопросов, позволяющих получить информацию о человеке с точки зрения социальных характеристик (его профессионализма, отношение к актуальным социальным проблемам), данные вопросы могут чередоваться с оценками актуальных социальных ситуаций. 3) завершение светской беседы – непредсказуемый этап, который может быть нефиксированным, требует использования средств речевого этикета: извинение, косвенная похвала беседе, выражение надежды на дальнейшую коммуникацию. Неэффективные стратегии светской беседы: 1) стратегия излишней близости. 2 типа высказываний: 1. вопросы личностного характера, 2. информация личностного характера 2) стратегия излишнего отстранения. 2 формы: 1. отсутствие реакции на светскую коммуникацию партнера по общению, 2. основное средство анекдот.
Риторические принципы, которые нудно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент: 1) мера в риторике комплимента проявляется, прежде всего, в соразмерности, искренности и искусности похвалы, 2) мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания известной условности, традиционности формы, 3) Комплимент, эта уникальная «форма кристаллизации» законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и поэтому сохраняет все ее особенности. Хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение – содержит намек, загадку, парадокс.
Риторические принципы, которые нудно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент: 1) мера в риторике комплимента проявляется, прежде всего, в соразмерности, искренности и искусности похвалы, 2) мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания известной условности, традиционности формы, 3) Комплимент, эта уникальная «форма кристаллизации» законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и поэтому сохраняет все ее особенности. Хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение – содержит намек, загадку, парадокс.
Первая беседе с незнакомцем – это фактически «беседа-разведка».Комплименты – это очень сильное оружие в наших руках! С помощью комплимента мы можем поднять настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом. Комплименты бывают разные. Есть виды комплиментов, которые прямо указывают на достоинства человека (прямые комплименты). «Как ты сегодня прекрасно выглядишь!» «Какая у тебя красивая прическа». Для того чтобы сделать такой комплимент, просто внимательно посмотрите на человека и отметьте именно то, что Вам больше всего искренне понравится в нем. Только тогда комплимент будет искренним, и вызовет море восторга. Есть скрытые комплименты. Такие комплименты можно без труда дарить людям. Например, когда вы вместе работали, и заслуга общая: «Какие мы молодцы! Один из лучших комплиментов – это комплимент с юмором. «Какая ты сегодня красивая! Прямо как я!» Однако если Вы не знаете, как ваш собеседник воспримет комплимент, то лучше всего сделать косвенный комплимент, от которого было бы невозможно устоять. Говорить нужно не о самом человеке, а о своих чувствах к нему: «Мне нравится с тобой общаться». Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. Можно сказать комплимент без эмоциональной окраски, будто для вас это обычное дело. Например, «О, у вас замечательная машина! Давно вы купили такую красавицу?» Говорить комплимент надо искренне, указывать на достоинства, которые понравились именно вам и которые заметили именно вы. Очень важно, с какой интонацией вы произносите комплимент, давно ли знаете человека. Одному можно сказать прямой комплимент, а другому скрытый. Все люди разные, и что подходит одному человеку, не всегда подойдет другому.
Деловая беседа - это риторический жанр, целью которого является формирование у участников общения убеждения в необходимости определенного способа решения деловых задач.
Структура деловой беседы: 1. представление (личное или той фирмы, которую представляет инициатор общения, 2. описание ситуации, в которой возникает необходимость решения деловой задачи, первые две части – 1) вводный этап 3. формулировка просьбы (система методов и приемов убеждения собеседника – 1. логическая аргументация, показывающая взаимовыгодность предложения, 2. приведение примеров реализации подобных предложений, 3. апелляция к авторитетным лицам, поддерживающим предложение) – 2) второй этап беседы. Приемы: 1. подтверждение своей позиции статистически, 2. сопоставление аналогичных ситуаций, 3) информирование о позициях тех или иных авторитетных лиц. 4. завершение беседы – 1. благодарность, 2. выражение надежды на дальнейшее сотрудничество. 3) третий этап. Обычно задача делового общения решается на 1 этапе. На 2 этапе меняется эмоциональное состояние участников общения, формируется позитивное отношение каждого участника к реальному варианту решения проблемы, при этом очень важно создать общий ценностный фонд, к которому участники обращаются в зависимости от своей готовности к решению проблемы.
Общие ценностные компоненты: культурные традиции, традиции, отражающиеся в священных текстах, актуальные социальные явления. Безусловно,
неценностные компоненты: присоединение к глобальным ценностям будущего, явления массовой культуры.
Деловая риторика, например, рекомендует при подготовке к деловой беседе определить ее тему и цель, задачи, обдумать стратегию и тактику, планируя беседу, выделить такие фазы, как начало, середину и конец, отрепетировать созданный «эскиз».
Ваши реплики лучше облекать в вопросы, это дает вам инициативу, лучше самому спрашивать, чем послушно отвечать, ваши утверждения теряют излишнюю категоричность и не вызывают выраженного протеста: вопрос – это «мягкое», «бархатное» утверждение, на вопрос человек чаще стремится ответить, чем возразить, это помогает получить ту информацию, которая вам нужна.
Функции вопросов: перехватить и удержать инициативу в деловой беседе, активизировать адресата, диалогизировать общение, получить от партнера необходимую информацию. Используются
«открытые» вопросы, которые служат для получения информации;
«закрытые» вопросы используются в начале беседы в том случае, если вам почему-либо нужно с первых слов «подавить» собеседника, показать, что лидером в дальнейшем будете именно вы (тактика «пулеметных» вопросов), также «закрытые» вопросы используются в начале беседы после открытых в том случае, если вы предполагаете расположить к собеседника к себе и к проблеме, вызвать его доверие. Но при такой цели, в отличие от «подавления» адресата, закрытые вопросы не следуют друг за другом, как «пулеметные», в напряженном ритме, а прост предоставляют собеседнику сказать «да». С помощью
риторических вопросов собеседника побуждают внутренне согласиться с вашей позицией, принять ее, как бы «привыкнуть» к ней.
«Вопросы для обдумывания» ставятся таким образом, чтобы побудить партнера поразмыслить над проблемой, порассуждать самому, прокомментировать проблему, высказать дополнения, внести поправки.
«Переломные вопросы» с их помощью мы на некоторое время передаем инициативу партнеру, чтобы поняв его позицию, снова перехватить лидерство.
Приемы манипуляции в деловой беседе: 1) риторическая фигура умаления, 2) предложение ложного выбора (уважаемые студенты, сдаем экзамен на этой недели или на следующей?) 3) мнимый компромисс – выражение готовности к очевидным уступкам от специально завышенных требований (10000 -7000 – 3000). Эффективность делового общения в значительной степени зависит от учета коммуникативно-психологических особенностей адресата. На основании этого выделяется 3 коммуникативно-психологических типа личности: 1) моноактивный (финны), 2) полиактивный (итальянцы), 3) реактивный (японцы).
Определение типа личности: 1) учет речевой энергетики (темп речи, сила голоса, участие жестов, изменение позы), 2) определение предпочтений предмета речи, осуществляется по ключевым словам собеседника, по способу формулировок определения понятий.
35. Конфликтные ситуации делового общения, их разрешение.Конфликт – это осознанное столкновение интересов 2-х или нескольких участников общения, приводящее к актуализации полемического речевого поведения, в процессе которого каждый из участников пытается отстоять собственную точку зрения. Конфликт возникает в результате борьбы за ресурсы. Причиной является недостаток ресурсов в ситуации общения, а именно: 1) ресурс аудитории (той или иной структуры аудитории, готовой принять собственного лидера. Относительно стабильной является аудитория, готовая принять одного лидера в количестве от 8 до 20 человек), 2) ресурс времени, 3) ресурс эмоций.
Этапы развития конфликта.1. Этап (ощущение недостатка ресурсов приводит к состоянию речевой напряженности между участниками конфликта). Закрытая риторическая стратегия, перехват права на речь в стремлении найти речевую поддержку у окружающих.
2. Этап (заявление о своих правах на тот или иной ресурс). Обычно содержит в себе оценку эмоционального состояния партнера коммуникации и оценку его деятельности в течение некоторого времени.
3. Этап (развитие конфликта, в ходе которого участники коммуникации формулируют свои претензии друг к другу и пытаются втянуть в конфликт как можно большее количество людей).
4. Этап (выход из конфликта).
Схема выхода из конфликта: 1) открытое обозначение ситуации как конфликтной, 2) предложение партнеру высказать свое отношение к ситуации, 3) сообщение о своих намерениях выхода из конфликта и о конкретных действиях в этом направлении. Эта часть называется «актом доброй воли», 4) предложение партнеру по коммуникации совершить конкретные действия по выходу из конфликта. Нахождение компромисса, если нет, то – ультиматум.
36. Спор, дискуссия, полемика. Истоки двух традиций убеждения – софистической и сократической. Основы полемического мастерства. Цели спора и виды спора. Предмет спора. Этапы спора как риторического события. Спор, дискуссия, полемика – это речевые ситуации, в которых происходит столкновение точек зрения, приводящее к их открытому обсуждению.
Спор – это родовое понятие по отношению к дискуссии и полемики (виды), открытое обсуждение 2-х точек зрения. Участники спора могут основываться на одной из двух традиций убеждения:
софистической и сократической.
Сократическая традиция убеждения основана на проорете логоса. Сократическая беседа представляет собой вопросы к участнику спора и ответы на них, в которых данный участник формулирует сообщение о том или ином состоянии действительного положения дел.
Софистическая традиция убеждения основывается на этосе. Каждый апеллирует к ценностям, если это бытовой спор. Если профессиональный, то к корпорационным ценностям. Таким образом,
предметом спора является действительное положение дел, или ценности эмоций, отношений. Этапы спора как риторического события: 1) обозначения предмета спора, 2) формулировка точек зрения на предмет спора, 3) убеждение в правильности каждой из точек зрения, 4) формулировка точки зрения или компромиссной в дискуссии, или одной из первоначальных в полемике.
Основными видами спора и обсуждения проблемы оппонентами являются дискуссия, диспут, полемика, прения, дебаты. Дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу, доказывающему правоту одной из сторон.
Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему.
Полемика — не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противоборство, противостояние сторон, идей и речей, поэтому полемика — борьба противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Прениями именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов. Важно отметить, что в прениях каждый оратор может выступить лишь однажды.
Дебаты — такой речевой жанр диалогической речи, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов общественно-социального характера, имеющих важное (государственное) значение. В процессе дебатов сопоставляются разнообразные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций. В отличие от прений, близких по сфере употребления дебатам, их участники не ограничены в том, сколько раз они могут взять слово.
Как видно из этих определений, спор может иметь цель: прийти к единому мнению; найти общее решение; установить истину (дискуссия, диспут); одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию (полемика); обсудить представленный доклад или предложенную проблему с разных сторон и в различных аспектах (прения, дебаты).
37. Тезис и работа с ним: формулировка тезиса в соответствии с риторической задачей. Тезис и антитезис. Тезис (греч.) – это суждение, истинность или ложность которого обосновывается. К тезису предъявляются очень строгие требования. Он должен быть: спорным утверждением (иначе пропадает необходимость в его доказательстве); доказуемым (невозможность его доказать означает заведомый провал всей речи); одним и тем же в ходе всего доказательства; логически непротиворечивым; лаконично сформулированным. Ошибки: – неясная формулировка тезиса; – неточная формулировка тезиса; – подмена тезиса; – потеря тезиса; – слишком сильное доказательство; – слишком слабое доказательство. Опровержения тезисов – бывает через: – установление ложности следствий, вытекающих из тезиса (метод сведения к абсурду); – доказательство антитезиса. Антитезис (др.-греч. — противоположение) — суждение, противопоставляемое тезисуВсякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение или полагание (тезис ), отрицание этого утверждения ( антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей ( синтез ). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное сознание. Синтез, однако, не обязательно должен быть смесью, компромиссом между тезисом и антитезисом, но плодотворным он становится только тогда, когда из связи тезиса и антитезиса возникает что-то качественно новое.