Смекни!
smekni.com

Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала (стр. 1 из 14)

1. Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади. Понятие риторического идеала. Риторика (от греческого «ритор» - оратор) - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 2500 лет, если принять за точку отсчета V – IV в.в. до н. э. - период расцвета риторики в Древней Греции. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами. Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории. Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чём угодно. В России первой книгой по риторике был перевод начала 17 века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизменённый при переводе, дошёл до нас в 34 списках. В этой книге даётся представление о риторике, её частях, видах речей и украшении речи. В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И.Усачёв. Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале 18 века на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Значительный вклад в развитие риторики в России сделал М.В.Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748). Риторика М.В.Ломоносова состоит из трёх частей: "О изобретении", "О украшении", "О расположении". Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. Риторика включает два основных раздела - общую риторику и частную риторику. Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании. Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности. У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью - есть тонкие различия. Главным понятием риторики является оратор (от лат. - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от лат. - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Цель риторики – коммуникативная компетенция говорящего. Задачи ритории: 1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей. 2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно. 3. Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное. 4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. 5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. 6. Способствовать культуре монолога и диалога. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя. 7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. Риторический идеал – система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, сложившаяся в ту или иную эпоху под влиянием её этических и эстетических ценностей. Следствия из определения: 1. в яз, в широком смысле слова, существует система риторических норм, правил, отражающих закономерности функционирования убеждающих текстов), 2. система риторических норм исторически обусловлена (напр.: нормы речевого поведения 14-17 в.в. отражены в «Домострое». Данные нормы дают преимущественное право на речь в след порядке: князю-священнику-мужчине, а нормы нач.19в. запрещают мужчине перебивать женщину), 3. в риторических нормах отражены ценности эпохи, характеризующие ее нравственное состояние (общечел. ценности: добро, счастье, достоинство…; нац-е ценности: в России - дружба, благополучие старости, патриотизм; групповые, индивид-е ценности (жизнь, хорошая работа), 4. в риторических нормах отражаются эстетические ценности общества.


2. Риторика в системе основ речеведения. Категория речевой ситуации. Компоненты речевой ситуации. Интенция как компонент речевой ситуации. Типы интенций. Образ автора. Характер адресата. Предмет речи.

Риторика занимает важных место в системе основ речеведения, так как риторика – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи, что и является не мало важным в речеведении. Как правильно построить речь, произнести нас учит риторика. Совокупность элементов речевого события, включающая ее участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называется речевой ситуацией. Кто говорит (говорящий), кому адресуют речь (адресат), каковы отношения между участниками речевого события – это существенные компоненты речевой ситуации. Речевая интенция (коммуникативная интенция) (от лат. - стремление) - намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл с помощью речевых средств, т. е. осуществить речевой акт. В основе речевой интенции лежат потребности, мотив и цель, т. е. побуждающие факторы речевого действия, а также денотат значения речевого высказывания. Речевые интенции определяют речевое поведение коммуникантов. Речевые интенции различают по следующим признакам: 1) репликообразующие, приводящие к коммуникативному результату с помощью одного высказывания (благодарить, обещать, извиняться, соглашаться, смиряться и др.); 2) текстообразующие, приводящие к результату с помощью ряда высказываний в диалоге (заставлять, спорить, настаивать, упрекать и др.) или в монологе (определять, рассуждать и др.). Фактор адресата в речи — один из ключевых: выбор адресата (если по ситуации он возможен) требует знания своих конкрет­ных собеседников и психологии людей вообще, интуиции в оцен­ке незнакомых, их эмоционального состояния в момент обще­ния. Далее следует выбор языка; этот выбор редко приходит в голову в одноязычной среде, например русской, но игнорировать его нельзя, во-первых, за рубежом, во-вторых, на родине в раз­ных средах. Выбор языка мобилизует разные пласты памяти, дает настрой механизмам выбора слов, построения фразы. Нельзя так­же забывать о выборе стилевого ключа: предстоит ли говорящему строгий рапорт военного, или дружеское общение; будет выска­зывание пространным или кратким, в каком темпе, с какими жестами. Все эти решения принимаются моментально и интуи­тивно. Предмет речи (или по Аристотелю цель оратора) – прекрасное и постыдное, справедливое и несправедливое, полезное и вредное, современная риторика считает целью говорящего тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Выбор предмета зависит от того, какую цель преследует оратор. Образ автора в риторических текстах рассматривается с учетом эффективных риторических стратегий, при этом открытая стратегия порождает 2 образа: светлый и позитивный (красивый). Закрытая стратегия порождает след. образы: темные, печальные, сложные образы. Образы автора выделяют с опорой на определенные эмоционально-смысловые доминанты, т.е. системы эмоциональных состояний, осознано вводимых автором в текст. Светлые тексты. Основаны на эмоционально-смысловой доминанте, включающей надежду, уверенность, оптимизм, доброжелательное отношение к людям. Светлые тексты несколько инфантильны, наивны. Они широко представлены в детской и авторской литературе («Незнайка в Солнечном городе»). В публичном тексте светлые тексты создают образ ученичества. Позитивные тексты. Основаны на демонстративности, некоторой истеричности (в «мыльных операх»). В публицистическом общении создается образ человека, готового пойти ва-банк, готового к предельному напряжению душевных сил, оставаясь при этом в рамках эстетических требований общества (певица Валерия, Асадов). Приемы, характерные для красивых текстов: обилие риторических фигур, яркие аналогии в высказываниях, тексты Цицерона. Темный текст. Основан на сочетании таких эмоций, как гнев, ярость. Такие тексты включают в себя образ врага, против которого надо объединяться. (Напр.: С. Доренко). Основные приемы: обличение, призывы не смиряться, антиценности. Хула темных текстов обязательно должна быть уравновешена формулировкой морали, обращением к ценностям слушателей. Печальные тексты. Основаны на эмоционально-смысловой доминанте, которая включает с одной стороны - депрессивность, траурный флёр, одиночество, грусть, а с др. стороны – умение наслаждаться каждым мгновением жизни, способность понимать др. людей (Лермонтов). В публицистическом общении печальные тексты могут быть актуальны только как отдельные цитаты или тексты, созданные в поддержку выступления лидера. Сложные тексты описывают мир абстракций, идей. В худ. литературе – это, в основном, тексты с глубоким подтекстом (Пелевин, Шкловский, Лотман). В публ. общении могут выступать только как цитаты. Между открытой и закрытой риторическими стратегиями выделяют веселые тексты, которые основаны на сочетании 2-х эмоций: ощущение опасности и энтузиазм в её преодолении. Основные приемы, кот. реализуются в веселых текстах: градация (которая может показать нарастание опасности), повтор, анафора (как оптимистичная фигура), позитивные метафоры (метафора созидания, строительства дома, выращенного сада…). Каждый из данных типов текстов выделяется с опорой на разновидности пафоса. Поэтому наиболее полно они могут реализовываться в форме заражения аудитории той или иной эмоцией. В рамках одного публичного выступления тексты могут чередоваться и сочетаться друг с другом (напр., если веселый текст следует за темным или печальным - создается эффект контраста. Если светлый текст за печальным – эффект градации, наивности смысла. Если темный текст за печальным – эффект градации, углубления отрицательных эмоций). Очень низка сочетаемость красивых текстов, т.к. они не предполагают глубокого логоса, а основываются на демонстрации эмоций. И риторически уместны только с целью создания комического эффекта.