Смекни!
smekni.com

Чернолощеная керамика (стр. 3 из 3)

6. Ведро закрывается крышкой и замазывается глиной для прочности. Необходимо проделать в крышке или корпусе небольшую дырочку для выхода газов. Ведро ложилось в печь и закидывалось дровами.

7. Восстановительный обжиг производился неравномерно. Из за высокой температуры ведро претерпело деформацию, с него сорвало крышку и изделия ожигались частично и на открытом огне. Из-за малого количества времени пришлось использовать минимальный его размер для обжига в размере 2 часов.

8. Железо выгорело и стало хрупким. Остатки ведра щипцами вытаскивались из печи и остужались при комнатной температуре. Самое большое изделие - ковш- развалилось. Обожженная кружка пошла большими трещинами из-за высокой температуры. Уцелело одно небольшое изделие.

3.2. Основные принципы проведения восстановительного обжига

· При изготовление изделий выполненных в технике чернолощения лучше брать небольшие изделия, они меньше деформируются.

· Изделия лучше брать не прошедшие окислительный обжиг, их поверхность становится чёрной от гари, но матовой и шероховатой. А необожженные изделия получаются похожи на металлические. Если ударить по ним послышится металлический звон. Кроме того они не трескаются при обжиге. Сокращается время и электроэнергия (уголь, дрова) для проведения восстановительного обжига.

· Стружки следует брать мелкие и рассыпать их между изделиями. Чтобы те не соприкасались друг с другом и со стенками формы.

· Обязательно следует сделать отверстия для вывода газов или форма может взорваться.

· Обязательна постоянная температура в печи, будет лучше, если печь будет муфельная, но находящаяся на воздухе дыма и газов.

3.3 Исследовательская часть

Эта часть курсовой работы посвящена исследованию материалов, после проведения обжига керамики, принимая во внимание исторический аспект.

Техника чернолощения заключается в проведении восстановительного или утильного обжига, избегая окислительного. Изделие в необожженном виде коптится без доступа кислорода в связи с чем получается насыщенный чёрный цвет с металлическим отливом. Это и является отловным отличаем от техники букеро. При работе с этой техникой после лощения проводится окислительный обжиг. Блеск изделий теряется и они приобретают оранжевый или красный цвет терракоты. Позже производится повторный обжиг, восстановительный. Изделия получаются задымленными, но не так равномерно как при чернолощении. Техника букеро отличается от чернолощения матовостью цвета, а так же его неравномерным распределением. Цвет может колебаться от чёрного до оранжевого, что прекрасно декорирует изделие. Для букеро характерен и второй подход. Когда после окислительного обжига горячее изделие достают из печи и не давая остыть бросают в металлическое ведро и закрывают крышкой, а все щели замазывают глиной. Под воздействием тепла стружки начинают гореть и выделяют много дыма, а изделие в нём коптится. Эффект получается тот же что и от восстановительного обжига: матовая поверхность, неровное распределение черного цвета.

Изделия выполненные в технике чернолощения отличаются равномерностью распределения цвета, металлическим блеском и звуком, они более изящны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный смысл и идея данной работы заключалась в попытке возрождения давно забытой техники чернолощения.

В ходе работы над изделием выполненной в этой технике были сделаны следующие выводы:

Обязательность изучения истории, необходимо знать особенности глины;

Необходимость изучения истории самой техники. Были проведены исследования, сравнение различных техник: раку, букеро.

Была проведена работа по изучению лощения, как это можно выполнить быстрее, при этом выравнивая форму и придавая изделию блеск.

Стоит указать что данная работа является нововведением. Как написал в своей книге Александр Поверин: «Мне иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и по этому в последнее время человечество все сильнее и сильнее тянется к своему прошлому». Данная работа может заинтересовать любого человека, так как сама техника не является традиционной. Чернолощение наделяет керамику свойствами металл, блеск, водонепроницаемость и звон, если по ней постучать. Стоит отметить, что обжиг проводился в условиях не подходящих для чернолощения.

Цель изучение техники чернолощения, создание водостойкой керамики и воплощение в материале декоративного ковша, а также изучение особенностей глины и восстановительного обжига. Все поставленные задачи были реализованы.

Работа по возрождению старинной техники поражала своей сложностью и обилием информации, она также является очень интересной. А изделие передает «тепло человеческих рук» и хранит глубокий смысл, опыт мастеров и историю многих поколений гончаров.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Была ли керамическая эпоха? Просвещение. М., 1993.

2. Буббико Д. Крус Х. Керамика: техники, материалы, изделия. Перевод и итальянского.Ниола-Пресс.С-П.,2006.

3. Кадиева Е.К. Керамика Ростова второй половины XII-XIIIв. Ростов., 2000.

4. Кильдушевский В.И. Ладога и её соседи в эпоху средневековья. Просвещение. М.,2002.

5. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. Высшая школа. М., 1979.

6. Маклашевский А.И. Технология художественной керамики. С-П.,1971.

7. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Просвещение.М.,1983.

8. Поверин А.И.Гончарное дело. Чернолощеная керамика. Культура и традиции. М. 2003.

9. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. Культура и традиции. М.,1960.

10. Совицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше. Просвещение. М.,1968.

11. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. Высшая школа М., 1978.

12. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. Высшая школа. М.,1978.