Опираясь на парадигму З.Фрейда, увлечение людей «компьютерными стрелялками» являются бессознательным влечением (Оно), которое существует внутри каждого человека. Через такие игры, некоторые люди пытаются выплеснуть свою негативную энергию.
-В чем сходство культуры и игры? (теория Й.Хейзинга и др).
Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже «играют»), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума.
Й. Хэйзинга в своей книге пытался показать наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. «Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры, - читаем мы в книге Й. Хэйзинги. – Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах «играется». Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра». Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.
«Каждый, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала до той фазы культуры, в которой живет сам». Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от «обыденной» жизни… Игра как форма деятельности, как содержательная форма, несущая смысл, и как социальная функция – вот объект его интереса. Индивиду она необходима как биологическая функция, социуму – в силу заключенного в ней смысла, ее выразительной ценности.
«Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ» - писал Хэйзинг. Культура еще хочет в известном смысле «играться» по обоюдному соглашению относительно определенных правил.
Хэйзинг считал, что именно игра являлась формирующим элементом человеческой культуры, однако не в том смысле, что культура происходит из игры в ходе эволюции, а в том, что культура возникает в форме игры, т.е культура первоначально разыгрывается.
В двуединстве культуры и игры, игра по словам Хэйзинги, является «первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактором», культура же есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю.
-Как можно определить теорию О.Шпенглера о том, что между разными культурами не может быть преемственности. Чем с точки зрения парадигмы О.Шпенглера является фильмы ужасов? Продуктом цивилизации или культуры?
Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью, культивируя свой «такт», «ритм», «вкус», «тональность». Она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Новая молодая культура воспринимая влияние какой – либо другой, немедленно подчиняет воспринятое присущему ей «ритму», «такту», «вкусу». Культуры самодостаточны, а потому диалог не возможен.
Итак, каждой культуре в концепции Шпенглера присущ строго индивидуальный способ видеть и познавать природу. У каждой культуры – своя специфическая природа, которой не может обладать в точно таком же виде никакая другая культура. Склонность западноевропейцев к автобиографиям совершенно чужда античности. Крайней сознательности западноевропейской истории противостоит сонная полусознательность индийской.
Всемирная история, считает Шпенглер, - это иллюзия, созданная рационализмом. Культуры гибнут, не передавая ничего друг другу. Они лишены общей связи и смысла. Кроме того, они абсолютно не проницаемы.
Шпенглер и сам в своей книге привел впечатляющие иллюстрации, свидетельствующие о том, что культуры все-таки слышат друга. Он рельефно описывал десятки погибших культур.
Тем не менее, в самой концепции Шпенглера можно найти примеры взаимодействия культур. Действительно, античность передала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Да и сама книга «Закат Европы», воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности человеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание.
Опираясь на парадигму О. Шпенглера, я считаю, что фильмы ужасов являются продуктом цивилизации, так как культура – это совокупность «чувственно – ставшего», выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее, подвластное закону, числу и каузальности; культура как историческое зрелище, как образ в общей картине мировой истории. А цивилизация выступает как окостеневшее, застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях.
- Какова роль религии в культуре? Объясните, какие сдвиги в религиозной культуре Голландии и Англии привели к тому, что эти страны в 17-19 вв. вырвались вперед в своем экономическом развитии.
Говоря о роли религии в духовной культуре, мы абстрагируемся от практических религиозных отношений, обряда и культа и рассматриваем только религиозное сознание. Главное в религиозном сознании – вера в существование высшего, сверхъестественного существа – Бога (или многих богов).
Начиная с древних архаичных обществ обоснование моральных норм исходило из тезиса: «Так было всегда, это было завещано предками, пришло от Бога (богов)». Нравственные установления и запреты освещаются религией и закрепляются в традиции, составляя самые мощные идеальные силы, объединяющие людей и управляющие их поведением. Ценности культуры (нравственные, прежде всего) освещаются религией, становясь не просто и только человеческими установлениями, но священными (сакральными), в основе непостижимыми, которые следует принимать, безусловно.
Примером колоссального влияния ценностей, исходящих от религии, является вскрытая немецким социологом и историком М.Вебером роль протестантизма в возникновении «духа капитализма».
Протестантизм – направление в христианстве (наряду с православием и католицизмом), сложившееся в Германии в период Реформации (XVIвек).
Американская культура и явилась результатом протестантской системы ценностей, подчёркивающей свободу личности (что привело к индивидуализму), высокую оценку труда и личной инициативы, стремление к достижению успеха любой ценой.
Русские религиозные философы (прежде всего П.Флоренский) рассматривают религиозный культ как первоосновную человеческую деятельность, в которой духовное постижение реальности и смысла бытия воплощается в конкретном - в святыне. Культ соединяет в себе изобразительное искусство, музыку, устанавливает связь через богослужение с духовным миром.
-Культурологи ХХ века о кризисе современной культуры и путях выхода из него (Х.Ортега-и-Гассет, П.Сорокин). Является ли в современной России высшее образование и запас научных знаний гарантией карьерного роста? Аргументируйте свой ответ.