2) эти понятия и нормы теряют свою наглядную убедительность и становятся безжизненными для людей, которые вынуждены ими пользоваться;
3) высокая культура насаждается в массах механически. Массы же, становясь культурными (точнее, псевдокультурными), утрачивают свою органичность, их сущность искажена высокой культурой.Кризис - это время проявления предельной неадекватности, усложненности культуры, наличного знания.
Таким образом, «кризис культуры напрямую связан с экзистенциальным самоощущением человека, с поиском ее устойчивого ядра, с самим процессом социодинамики» - считал Х. Ортега-и-Гассет.
С развитием цивилизации становится все сложнее и запутаннее. Проблемы, которые она сегодня ставит, архитрудны. И всё меньше людей, чей разум на высоте этих проблем. … (Х. Ортега-и Гассет)
Современный кризис, конечно, значительно отличается от кризиса начала века, как по своему масштабу, так и по своему характеру. Тотальность кризиса конца века означает не только его пространственную или количественную характеристику, указывающую на то, что он охватывает все страны и континенты. В его орбиту оказались втянутыми все сферы человеческой жизнедеятельности — от производства материальных благ до творения культурных ценностей.
Если даже видеть основную проблему в обострении экологической ситуации, то ее анализ непременно выведет нас ко всем другим сферам деятельности, познания и культуры: очевидна причастность к этому техники, через нее и науки, а за ними стоит политика, экономика и, конечно, мораль, искусство, религия. И поскольку политика, экономика, наука, техника, культура суть плоды осуществления человеческой воли, познания и деятельности, то напрашивается вывод, что суть кризиса — в потере доверия к “делу рук человеческих”, к творимой ими “второй природе” или культуре. Именно к такому выводу приходит Р.Гвардини, определяя источник современного кризиса: “Сегодня сомнения и критика идут изнутри самой культуры. Мы ей больше не доверяем. Мы не можем больше, как это делало Новое время, воспринимать ее как наше субстанциальное жизненное пространство и надежный порядок жизни. И уж подавно мы не видим в ней — как “объективном духе” — воплощение истины нашего бытия”. Все, сказанное Гвардини в отношении культуры, можно в полной мере отнести и к науке, ибо, во-первых, она является составной частью культуры, и, во-вторых, не просто частью, но, во всяком случае, для нашего времени, служит смысловым центром культуры, и не только культуры, но и всей нашей цивилизации.
Мы не можем не согласиться со словами М.Хайдеггера, что “действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все более определяется тем, что называют западноевропейской наукой”. Поэтому и разочарование в культуре более всего осознается как разочарование в науке, и не только в ее способности или неспособности решать определенные стоящие перед человеком задачи, но и в науке как особом способе отношения человека к миру, т.е. к научной рациональности.
Известно, что многие ценности отвергаются лишь в силу их неправильного понимания и употребления. Преодоление “научного утопизма”, освобождение от преклонения перед наукой способствует более трезвому взгляду на науку и более адекватному пониманию её природы и назначения.
В современной России высшее образование и запас научных знаний не гарантируют карьерный рост, так как в наше время все опирается на деньги и знакомых. Большинство молодых людей, имеющие высшее образование, но не имеющие стажа и опыта, не могут не только построить свою карьеру и обеспечить свое будущее, но и найти себе работу.
Список используемой литературы
1. Н.В Веткасова, М.Г Румянцева Хрестоматия по культурологии, Казань 2000.
2. Н.В Веткасова Н.В, М.Г Румянцева Учебно-методическое пособие по курсу культурологии для студентов-заочников, Казань 1997.
3. П.С Гуревич Культурология: элементарный курс. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 336с.
4. Ю.Я Малюга Культурология: Учебное пособие издание 2-е доп. и испр. – М., 1998 – 33с
5. А.Н Маркова Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов - второе издание; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – 600с., ил. Цв
6. В.М Розин. Культурология: Учебник.-2-е издание., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 462с.