1. xcКультурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерности и способах постижения человеком культуры. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя с другими науками. Иными словами Культурология является комплексной гуманитарной наукой. Вообще Культурология может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нём реализацию творческого человеческого духа.
2. Слово "Культура" является одним из наиболее употребляемых слов в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначительности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ними значений. Мы привыкли говорить о духовной и материальной стороне культуры, и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идёт о музыке, театре, религии в другом о земледелии, производстве и т.п. Но говоря о культуре и понимая под культурой вышесказанное, мы не задумываемся о том, что культура есть само существование человека. Традиции национальные и исторические переплетённые с повседневностью определяют наше поведение, мышление и формируют наше представление и понимание о культуре.
3. Культура, если её рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные. так и духовные ценности (Артефакт - материальные и духовные реальности. созданные творческим трудом человека). Человек является животным, но животным социальным. Т.е. человек является носителем и материальных и духовных ценностей. Культура есть само существование человека, поэтому, фигурально выражаясь человек, есть начало и результат культуры. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, - это человеческое "Я" превращённое в вещь; это духовность человека превращённая в вещь. М. к. оценивается культурологией с точки зрения совершенствования человеком своего окружающего мира. (Средства производства, орудия труда; Архитектурные ценности, Физическая, Быта, ландшафты и парки.) Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: Обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), Нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей. (Витальные, Социальные, Политические, Моральные, Религиозные, Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.
4. Функции культуры: 1) Производство норм, знаний, ценностей.
2) Накопление, передача, соц. опыта от поколения к поколению.
3) Функция коммуникаций общения посредством символов, образов, речи, письменности, СМИ.
4) Помощь в освоении соц. норм- Воспитание.
5) Компенсация- восстановительная функция (снятие стрессов).
5. ПРИРОДА-КУЛЬТУРА. Всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а по отношению к реально существующему объекту. Природа и культура не совместимы, так как природа существует на основе явлений в отличии от культуры, которая не может существовать без человека, артефактов. Поэтому человек- есть связующее звено между природой и культурой (так как он и биологическое животное, и создатель артефактов).Человек постепенно отдаляется от природы превращая эти взаимоотношения в экологическую культуру. ОБЩЕСТВО-КУЛЬТУРА. многие считают, сто культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей. Культура является аккумулятором духовных ценностей, которые могли быть погибнуть вместе с авторами этих ценностей. Кроме того общество создало условия для более быстрого понимания ценностей другими членами общества посредством тиражирования и публичного создания. Иногда общество развивается быстрее, иногда медленней культуры. Иногда культура даёт обществу оппозиционные по смыслу ценности и общество будет стремиться их отвергнуть.
6. ф
7. Культуру можно подразделять на элитарную и массовую. Массовая- это такой уровень культуры, где все ценности стандартизованы, становятся шаблоном. М.к. не требует индивидуальности- она тиражируется и напрямую связана с рынком и потребительским спросом. На становление повлияли: 1)Всеобщая грамотность, 2)Кинематограф 3)Лёгкая музыка. Элитарная- возникла в Европе в 18в в эпоху просвещения начинается возвеличивание разума и культивировании индивидуальных творческих способностей. Признаки: Дистанционирование от повседневности и Обязательное присутствие личного, творческого "Я".
8. ф
9. В понятии "культура" обычно подчёркивается фиксируемое им отличие "человеческой жизнедеятельности от биологических форм". Т.е. культура- это возделывание, уход, обработка земли, уход за животными. Привычное для нас понятие "культуры" как воспитание, образование, понимается в Античность под словом "Культ", "почёт" , "почитание", и прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними в поле, в воде, в доме, внутри себя, они оберегали законы и безопасность граждан. Поэтому человек относился ко всему как к имеющему своё божественное начало. Полис- античный город, где греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определённой области, в человек как личность с определившимися ценностными ориентациями. Греки отмечали это под словом "Пайдея"
10. Средневековая культура -культура христианская. Отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранила основные достижения античной культуры: Политеизму она противопоставляет Монотеизм. Познанию через наблюдение- Книжное знание опирающееся на Библию и толкование ее. Отличие от античной культуры: Бог создал человека, счастье не в познании себя, а познании бога. Познать себя не возможно, открываются глубин человеческой души.
11. ф
12. Шопенгауэр. Ницше. -главнейший фактор это- воля. Концепция "сверхчеловека" - аморального, жестокого, с низменными инстинктами. Культура состоит из двух начал: Диониского -природное, естественное, стихийное, спонтанное. и Аполлоновского -искусственное, маска, нормы (Религия, наука, просвещение)
13. Культура- система норм, требований. Это то, что нельзя, что запрещено. Культура по Фрейду враждебна человеку, поскольку она есть запрет и давит инстинкт который дан человеку природой. Человек состоит из 3-х частей: "ИД" - "ЭГО" - "СУПЕРЭГО". (ид- состоит из "ЭРОС" -секс, инстинкт. и "ТОНИТОС" -инстинкт разрушения. Суперэго - культура). ЮНГ идёт дальше в том, что бессознательное распространяется и на культуру в целом. Инстинкты есть не только у каждого человека, но и у народа -"АРХЕТИПЫ" (Напр. для русских моральное превыше материального, стремление к повиновению власти... Что не маловажно и должно учитываться в политике.)
14. Концепция Игровой культуры (Й. Хейзинга) является наиболее распространённая из всех культурологических концепций. Основа всего- это игра. Прежде чем что-либо сделать человек "проигрывает" это в голове. Искусство- вытекает их игры, как спонтанная, приятная сама по себе и не зависимая от каой0либо цели деятельность. Игра старше культуры и все основные игры были сформированы ещё до возникновения человека и присутствовали в игровых поведениях животных.
15. Теория Культурно-Исторических типов (Данилевский, Шпенглер ) -Делается вывод, что нет единой, всемирной культуры, есть множество разных народов и культур, у каждого народа есть своя культура. Он выделяет 10 культурно-исторических типов. Будущее человечества Шпенглер видит в Росси, так как европейское общество движется к гибели в результате потери духовности.
16. Культурологические теории в России требуют особого рассмотрения. России предстояло определиться между Западом и Востоком. Ощущение нестабильности, нестабильности нарастало и в связи с тем, что Запад сам постоянно обновлял свои идеалы и цели (католицизм, протестационизм, рационализм, демократизм, социализм).
Отчётливо тема культуры звучала в трудах Чаадаева. Под культурой Чаадаев понимает духовное образование, факторы. Если преобладают материальные аспекты, то это свидетельствует либо об не родившейся культуры, либо об уже вырождающейся культуре (США). Центральное место занимает религия. Но как он считает Россия приняла мёртвую ветвь христианства -православие. Выходом для России он считает принятие католицизма.
В противовес теории Чаадаева возникает учение Славянофилов. Идея провозглашённая в 16в. монахом Филофеем -"Москва- третий Рим"
К середине 19в. в Россию активно проникают Марксистские идеи (Герцин, Белинский, Чернышевский). Культура стала отожествляться с социализмом. Чтобы культура была подлинной необходимы коренные изменения -революции (Белинский), или мирным путём- реформами (по Герцину).
17. Представлена в основном трудами Соловьёва и его сына. В 70-е годы выходит основной труд Соловьёва. В нём проводится анализ не только Русской культуры, но и других культурных типов. и выводит 4 признака культуры: 1)Географический, 2)Этнографический, 3)Хар0р народного воспитания, 4)Религиозный. У Соловьева выделена такая классификация культуры: ТРУДОВОЙ (Китай, Индия), Военный (Персия, Вавилон), Предпринимательский (Греция, Европейские гос-ва).
18. Наиболее заметное течение этого периода- Евразийство (Трубецкой). С его точки зрения Русский тип культуры принадлежит к Азиатскому типу культуры. Сущность этой концепции: Россия принадлежит к особой культуре, образовавшейся под влиянием восточных(степные, кочевые народы), южных (Византия), западной культур, она и не лучше и не хуже чем любая из них, она есть сама по себе другая культура.
19. Теория Культурно-Исторических типов (Данилевский, Шпенглер ) -Делается вывод, что нет единой, всемирной культуры, есть множество разных народов и культур, у каждого народа есть своя культура. Он выделяет 10 культурно-исторических типов. Будущее человечества Шпенглер видит в Росси, так как европейское общество движется к гибели в результате потери духовности