Д'Артаньян на постаменте памятника Дюма в 17-м округе Парижа
Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны.
Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он ещё с большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.
В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV—XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.
Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».
[править]
Соавторы
В конце 30-х годов XIX века французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с Огюстом Маке. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва».
Огюст Маке
Литография С. Фабера, 1847.
Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ля Пресс», скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами, резко возразил Эмиль де Жирарден: в его глазах книгу обесценивало имя Маке, — читатель желал видеть только романы Дюма. «Шевалье…» вышел за подписью одного Дюма, Маке получил большие отступные — восемь тысяч франков и впоследствии продолжил сотрудничество. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мерикура «Фабрика романов "Торговый дом Александр Дюма и Ко"», где автор не только обвинял Дюма в том, что он эксплуатирует других писателей, но и нападал на его частную жизнь. [7]. Дюма подал на Мерикура в суд и выиграл процесс. В связи с выходом памфлета, он просил написать Маке письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал:
Доброй дружбы и честного слова нам всегда было достаточно; так что мы, написав почти полмиллиона строк о делах других людей, ни разу не подумали о том, чтобы написать хоть одну строчку о наших делах. Но однажды вы нарушили молчание. Вы поступили так, чтобы оградить нас от низкой и нелепой клеветы … вы поступили так, чтобы публично объявить, что я написал в сотрудничестве с вами ряд произведений. Вы были даже слишком великодушны, дорогой друг, вы могли трижды отречься от меня, но вы этого не сделали — и прославили меня. Разве вы уже не расплатились со мной сполна за все те книги, что мы написали вместе?[8]
Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счетах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счетов» не было:
В самом деле, дорогой Александр, Вы лучше кого бы то ни было знаете, сколько труда, таланта и преданности предоставил я в распоряжение Вашего отца за долгие годы нашего сотрудничества, поглотившего моё состояние и моё имя. Знайте также, что ещё больше вложил я в это дело деликатности и великодушия. Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений…[9]
В 2010 году вышел фильм Другой Дюма про его соавторство с Маке и начало их соперничества.
[править]
Избранные книги
«Учитель фехтования» (1840)
Трилогия о трёх мушкетерах:
«Три мушкетера» (Les Trois Mousquetaires, 1844)
«Двадцать лет спустя» (Vingt ans après, 1845)
«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard, 1847)
«Граф Монте-Кристо» (Le Comte de Monte-Cristo, 1845—1846)
«Две Дианы» (Les Deux Diane, 1846)
Трилогия о Генрихе Наваррском:
«Королева Марго» (La Reine Margot, 1845)
«Графиня де Монсоро» (La Dame de Monsoreau, 1846)
«Сорок пять» (Les Quarante-Cinq, 1847)
Серия о Регентстве:
«Шевалье д'Арманталь»
«Дочь Регента»
Серия о французской революции:
«Джузеппе Бальзамо или Записки врача» (Joseph Balsamo, 1846—1848)
«Ожерелье королевы» (Le Collier de la Reine,1849-1850)
«Анж Питу» (Ange Pitou,1853)
«Графиня де Шарни» (La Comtesse de Charny,1853-1855)
«Шевалье де Мезон-Руж» (Le Chevalier de Maison-Rouge,1845)
«Чёрный тюльпан» (La tulipe noire, 1850)
«Асканио»
«Людовик XIV. Биография»
«Наполеон. Жизнеописание» (1840)
«Тысяча и один призрак»
«Надежда умирает последней»
«Семейство Ченчи»
«Карл Занд»
«Мария Стюарт»
«Мюрат»
«Семейство Борджа»
«Изабелла Баварская»
«Прусский террор»
«Жорж»
«Сальтеадор»
"Исповедь фаворитки" (1848)
"Шевалье де Сент-Эрмин"
[править]
Экранизации произведений
См: Список экранизаций романов о трёх мушкетёрах.
1911 Три мушкетёра
1913 Храбрец Д’Артаньян
1921 Три мушкетёра
1921 Три мушкетёра
1929 Железная маска
1932 Три мушкетёра — миледи
1932 Три мушкетёра — подвязки королевы
1935 Три мушкетёра
1938 Три мушкетёра
1939 Три мушкетёра
1948 Три мушкетёра
1951 Клинок Д’Артаньяна
1952 Леди в железной маске
1952 С клинком наготове
1953 Тайны Версаля
1953 Три мушкетёра
1959 Три мушкетёра
1961 Подвески королевы
1961 Месть миледи
1962 Железная маска
1963 Сирано и Д’Артаньян
1972 Графиня де Монсоро
1973 Жозеф Бальзамо (сериал из 7 частей)
1973 Подвески королевы
1974 Три мушкетёра
1974 Четверо против кардинала
1974 Четыре мушкетёра: Месть Миледи
1974 Четыре мушкетёра Шарло
1975 Граф Монте-Кристо
1977 Человек в железной маске
1979 Д’Артаньян и три мушкетёра
1979 Пятый мушкетёр
1984 Корсиканские братья
1989 Возвращение мушкетёров
1989 Узник замка Иф
1992 Мушкетёры двадцать лет спустя
1992 Эротические приключения трёх мушкетёров
1993 Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
1993 Три мушкетёра
1994 Дочь Д’Артаньяна
1994 Круг мушкетёров
1996-1997 Королева Марго
1997 Графиня де Монсоро
1998 Человек в железной маске
2001 Мушкетер
2009 Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини
[править]
Интересные факты
Александр Дюма — один из социотипов в соционике.
Дюма на Кавказе (фильм) — советский фильм 1979 года, в юмористической форме повествующий о приключениях Александра Дюма на Кавказе в 1850-е годы.
Дюма был квартероном.
В книге Артуро Перес-Реверте "Клуб Дюма, или Тень Ришелье" рассказывается о соавторе (по некоторым источникам, "литературном негре") Дюма Огюсте Маке.