Смекни!
smekni.com

Искусство России во второй половине XVIII века (стр. 2 из 6)

Начиная с Петровской эпохи, на первое место по степени распространенности выдвинулась портретная живопись. В рамках жанра собственно и происходило освоение художественных принципов Нового времени. Именно здесь осваивались новые композиционные схемы, колористические приемы. Безусловно, и другие жанры имели свой значительный вес. Так, активное распространение в петровскую эпоху получает историческое полотно – как возможность увековечить победы русского государя как на войне, так и в смысле государственных преобразований. Естественно, что на первое место среди других исторических полотен выдвигались баталии. Так называемые «малые жанры» – бытовая живопись, пейзаж, натюрморт в основном представлены в качестве привозных произведений искусства и в русском искусстве еще не получили достаточного распространения.

Конец 1750-х – начало 1760-х годов, как известно, ознаменованы рядом важнейших общественных реформ и начинаний, в том числе и в области культуры. В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана задуманная еще при Петре I Академия художеств, в 1764 году Екатериной II академии дается Устав, при ней открывается Воспитательное училище. Любопытно проследить, какое место портрет занимал в иерархии жанров, согласно теоретическим сочинениям и трактатам. В одном из таких сочинений – «Кратком руководстве к познанию рисования и живописи» И. Ф. Урванова – эта иерархия выстраивалась следующим образом (по направлению к самому значимому): «1.Цветочный с фруктами и насекомыми. 2. Звериной с птицами и дворовыми скотами.3 Ландшафтной. 4. Портретной. 5. Баталической. 6. Исторический домашний. 7. Перспективный. 8. Исторический больший, заключающий в себе все исторические деяния». Тем не менее, особенностью отечественной художественной школы является определенное противоречие между декларируемыми нормами и реальной художественной практикой. Подобно другим европейским академиям, Петербургская академия художеств выдвигала на первое место историческую живопись, однако, в реальности перевес был явно на стороне портретистов. Это происходило в связи с общественными запросами (портрет был одним из наиболее важных составляющих художественной организации русского быта) и попытками их удовлетворить.

Исходя из вышеописанного, можно заключить, что, безусловно, выдвижение портретного жанра на первый план искусства XVIII столетия не было случайным явлением. Этот процесс был подготовлен петровскими новшествами, благодаря которым Россия так вплотную приблизилась к достижениям европейской цивилизации Нового времени. Почерпнув много нового и «диковинного» русские мастера активно использовали технические приемы европейцев, но при этом им предстояло создать свою самобытную концепцию портретного образа. При этом ко времени нашего рассмотрения портретные изображения, как формирующийся веками жанр, прошли определенную эволюцию. Об этом и пойдет речь в дальнейшем.


1.2. Портретные изображения в истории отечественного искусства

Стремление художников к созданию портретных образов можно проследить на всем многовековом пути развития русского изобразительного искусства. Поскольку на протяжении многих веков отечественное изобразительное искусство было культовым по своему назначению, то и в церковных росписях, на иконах и в книжных миниатюрах портреты сохраняли тесную связь с культовыми изображениями.

К наиболее ранним портретным изображениям относится миниатюра, представляющая князя Святослава Ярославовича с семьей, в изборнике 1073 года. В индивидуальной характеристике черт лица князя, в трактовке княжеской одежды заметно стремление художника передать индивидуальное сходство.

После образования русского централизованного государства в XV веке искусство переживает блестящий расцвет. Москва, ставшая общерусской столицей, стремится увековечить в портретных образах деятельность исторических личностей. Характерным примером, может служить шитая пелена с изображением Сергия Радонежского (1429). Это произведение является психологическим портретом: лицо передано живо и максимально естественно для того времени. Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения московских митрополитов Петра и Алексея, созданные Дионисием.

Тем не менее, все эти портретные изображения характеризуются подчиненностью художественного стиля каноническому типу, что обусловило графичность письма.

Существенный сдвиг как в целом в русском искусстве, так и в портретном жанре происходит в XVI веке. Этому в значительной мере способствовали постановления двух соборов: в 1551 году – Стоглавого собора, узаконившего возможность написания на иконах изображения царей, князей и народа, а также собора 1553-1554 годов по делу Висковатого, на котором было разрешено писать на иконах наряду с обычными сюжетами также и притчи, допускавшие свободное обращение с вековыми иконописными традициями и открывавшие перед художниками широкие возможности для внедрения в иконопись многообразных бытовых мотивов. В Москву в XVI веке для выполнения царских заказов вызывались художники из разных городов Русского государства. О значительных достижениях русского искусства XVI века свидетельствует появление целого ряда портретных образов исторических деятелей. На протяжении второй половины XVI века по инициативе Ивана IV создаются летописные своды, богато украшенные миниатюрами. В этих миниатюрах зачастую изображен сам Иван Грозный, представленный в идеализированном облике русского царя. Основным новшеством здесь было то, что данные миниатюры представляли собой прижизненные изображения царя, прославлявшие его подвиги и закреплявшие в сознании масс идеи силы и могущества централизованной государственной власти. Характерными примерами портретных изображений XVI века также могут служить росписи Золотой палаты в Московском Кремле. В росписи Золотой палаты были изображены притчи и события из истории Древней Руси. Здесь в частности были воссозданы образы русских князей Александра Невского, Андрея Боголюбского, великого князя Василия III, Ивана Грозного и других.

Таким образом, вышеперечисленные произведения свидетельствуют о том, что проникавшие в иконопись новшества постепенно направляли русское портретное искусство – к появлению светского понимания изображения людей. Безусловно, ряд портретируемых лиц был весьма узок: прежде всего, на иконах и фресках создавались портреты царей, представителей знати.

Следующий этап в истории становления русской светской художественной культуры и искусства может быть связан с деятельностью художников в организации живописного дела в Московской Оружейной палате. В 60-80-х годах XVII столетия Оружейная палата сыграла важную роль в процессе сложения русского светского портрета. Дело в том, что во второй половине XVII века Оружейная палата становится центром русского изобразительного искусства, объединяющим в своих стенах разнообразные художественные силы, существовавшие до тех пор в виде разрозненных местных художественных школ и направлений. Различные местные художественные приемы, приносившиеся в Оружейную палату художниками из народа, образовывали сокровищницу русского национального искусства. Расцвет Оружейной палаты совпадает с деятельностью лучших царских художников (Я. Казанца, С. Резанца, И. Владимирова, С. Ушакова, Н. Павловца, Ф. Зубова, И. Максимова, И. Филатова и других).

В это время изображения на иконах насыщаются новым политическим и историческим содержанием, а портретируемые исторические личности начинают играть ведущую роль в композиции иконы. Они даются на переднем плане и как бы становятся непосредственными участникам представленных на иконах и фресках событий. В отличие от предшествующих портретных изображений на иконах – это был большой шаг вперед, поскольку постепенно происходило отделение портретного образа от религиозного сюжета и смысла иконы. С поисками новых художественных форм хорошо соотносится групповой портрет купцов Никитниковых, данный в росписи на стене церкви Троицы в Никитниках в Москве и относящийся в 1652-1653 годам. Это изображение является частью большой алтарной композиции. Портретируемые даны в рост, в молитвенных позах. Никитниковы представлены в светских длинных кафтанах с красными воротниками и в желтых сапогах. Живая индивидуальная трактовка лиц, бытовые костюмы XVII века свидетельствует о светскости изображения. В этом смысле и тенденция к расширению круга портретируемых лиц, возникшая впервые в XVII веке остается свидетельством новаций на ранней стадии развития жанра.

К концу века интерес к человеческой личности выразился, прежде всего, в появлении произведений с жизнеописанием современных людей. Например, «Житие преподобного мужа Ф. М. Ртищева», «Житие патриарха Никона», «Житие боярыни Морозовой» и другие литературные произведения, являющиеся книгами светского характера. Подобно литературе в изобразительном искусстве помимо изображений царей, начинают писать портреты бояр, стольников, патриархов и купцов. Новые творческие задачи при написании портретов этих уже совершенно других типажей подсказывают художникам новую художественную форму портрета.