Смекни!
smekni.com

Искусство России во второй половине XVIII века (стр. 5 из 6)

Взяв от своих предшественников или современников уже, казалось бы, готовую форму портрета, но в том то и заслуга – художник наполнил эту форму новым содержанием.

В портрете А. Ф. Кокоринова, несмотря на его парадность, нет холодной официальности. Левицкий вносит сюда душевную интимность и теплоту. Лицо портретируемого немного утомленное, мечтательное и приветливое, тонко вылепленное светом и тенью. В этом портрете есть черты, характерные для лучших работ зрелого Левицкого: свободная уверенная постановка фигуры в пространстве – человек как будто окружен воздухом, в его позе нет никакой неловкости и самое главное – никто до Левицкого не выписывал с такой подробностью руки. Этот портрет прославил художника.

Большим лиризмом проникнута серия портретов, известная под названием «Смолянки». Все семь полотен изображают воспитанниц первого в России привилегированного женского учебного заведения, открытого в 1764 году по инициативе Екатерины II и официально названного императорским Воспитательным обществом благородных девиц. Все портреты написаны виртуозно. Хотелось бы остановиться на портрете Е. И. Нелидовой (1773). Маленькая брюнетка с блестящими черными глазами, с выразительным лицом – танцует. Портрет этой девушки – один из самых жизнерадостных и светлых портретов Левицкого, как по колориту, так и по настроению. Из- под кисти художника вышла маленькая девушка-подросток, беспечно наслаждающаяся игрой в театр. Ее фигура словно движется под музыку. Художник с тщательностью выписывает светло-серое платье, отделанное розовыми лентами, передавая фактуру упругого шелка с помощью тончайших оттенков. Здесь, также, несмотря на парадность – налицо глубокая задушевность. Левицкий стремился к раскрытию потаенной, глубоко закрытой от поверхностного взгляда жизни.

В целом можно сказать, что излюбленной моделью Левицкого на протяжении всего его творческого пути – становится молодая жизнь – та, у которой все еще впереди. На портрете М. А. Дьяковой (1778) мы также видим прославление жизни, восхищение молодым существом. Дьякова представлена наедине со своими чувствами. Ясность и чистота образа овеяны легкой грустью. Несмотря на то, что перед нами здоровая молодая девушка с румяными щеками плотным телосложением, у художника она словно в каком-то элегическом настроении.

Таким образом, в уже упомянутых произведениях Левицкого (а это будет характерно и для следующих его полотен) можно проследить как бы участие художника в жизни модели, он словно «сопереживает». Это качество он приносит на смену изменчивости и динамике настроения в портретах Рокотова.

1780-е годы – годы наибольшей славы Левицкого. Именно в этот период ему удается наиболее объективное отношение к модели. Левицкий остается большим психологом, но по отношению к модели становится, словно сторонним наблюдателем. Среди портретов 80-х годов есть большие творческие удачи художника. Таков, например, портрет дочери художника, Агафьи Дмитриевны («Портрет Агаши», 1783). Портрет – поколенный, обстановка и праздничность народного костюма делают портрет парадным.

Другой выдающейся работой этой периода является портрет Фавста Петровича Маркеровского в маскарадном костюме (1789). На портрете изображен девятилетний мальчик, у которого впереди военная карьера. Портрет Левицкого – костюмированное изображение. Мальчик одет в бархатный кафтан, перетянутый широким шелковым поясом с огромным бантом. Контрастными пятнами несколько раз повторен в одежде красный цвет.

«Агаша» и «Маркеровский» появляются в творчестве Левицкого не случайно. Именно в эти годы художник вводит тип портрета, который называют промежуточным между камерным и парадным. В таком портрете много виртуозности в передаче всегда праздничного костюма, он представляет модели определенного социального статуса. Вместе с тем, у портретов этого времени есть отличительная черта – отсутствие поэтизации модели, стремления проникнуть в ее духовную жизнь.

Итак, Левицкого можно считать вполне вписавшимся в свое время. Он выражает образы своей эпохи, «говорит ее стилем»: он наиболее выразительный ее мастер.

Наконец, последний живописец в нашем экскурсе – Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Боровиковский входит в художественную атмосферу Петербурга в пору развития сентиментализма. Ему было суждено стать в живописи 1790-х создателем сентименталистского портрета. Сентиментализм в искусстве вывел на первый план не рассудочность и нормативность, а именно эмоциональность человека, неповторимость индивидуальной внутренней жизни.

Художник обращается к миниатюре возможно в противовес парадному портрету. Это становится выражением поиска естественности и простоты в портретном изображении. Нужно сказать, что и в литературе того времени развивались малые формы: романсы, письма и дневники, раскрывающие «Жизнь души», передающие оттенки эмоций.

Затем многие принципы миниатюрного письма художник переносит в портрет маслом на холсте привычных размеров. Таков портрет О. К. Филипповой (1790): здесь мы видим женщину в утреннем одеянии, с распущенными локонами, на лоне природы, с цветком в руке. Идеей портрета стало изображение созерцательной, «внутренней» жизни, далекой от суеты. Таким образом, формируется некий новый эстетический идеал.

Постепенно вырабатывается нечто вроде композиционного канона женских портретов: поясной срез фигуры, опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод. Фон всегда природный. Фигура же изображается как бы на стыке темного (кроны деревьев) и светлого (небо).

Особенно в ряду сентиментальных портретов выделяется портрет М. И. Лопухиной (1797). На этом полотне особенно видны характерные черты «почерка» живописца: краски как бы сплавлены, эмалевые. Художник сочетает белое с розовым или голубым, жемчужно-серое с бледно-пунцовым.

Конец 1790-х-1800-х годов – время творческого расцвета Боровиковского. В это время Боровиковский становится «историографом» эпохи. Он умеет сочетать условность композиции с правдивой характеристикой модели. Здесь не столько яркие индивидуальности, сколько типы эпохи. Таков портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П. Трощинского (1799), или портрет генерала Ф. А. Боровского, человека большого достоинства.

Впоследствии работы художника под влиянием тенденций времени будут проникнуты стремлением к романтическим: героическому, возвышенно-прекрасному. На рубеже веков в творчестве Боровиковского появятся новые тенденции. Начавший с миниатюрных изображений идиллического характера в начале своего творческого пути в дальнейшем в произведениях портретного жанра Боровиковский придет к героическим чертам.

Итак, Боровиковский как бы заканчивает процесс развития портретных форм, свойственных XVIII столетию. Именно в творчестве Боровиковского исследователи находят завершенные идеи и методы портретирования, сложившиеся в XVIIIстолетии. Это и идея «естественного человека», и идея Отечества и веры в разумные начала жизни. Но новая эпоха заставит художников по-другому взглянуть на свои модели. Романтизм продиктует свои условия восприятия реальности. В своих портретных образах Боровиковский фактически приходит к романтизму.

Таким образом, XVIII столетие явилось отдельной и очень важной эпохой в становлении русской портретной живописи. На общей волне становления русской светской культуры портретные изображения вышеупомянутых художников стали реалистичными, выражающими зачастую психологический, душевный настрой портретируемого. Так, у Антропова и Аргунова - это натурализм, стремление преодолеть условности «портретного этикета», правдивость; у Рокотова – это особая одухотворенность, сложность духовного мира человека, выраженная средствами живописи; у Левицкого - это удавшиеся попытки целостно характеризовать портретируемую личность: в его работах словно воссоединяется духовное и физическое; Боровиковский – последний крупнейший мастер портрета второй половины XVIII века – уже непревзойденный мастер живописной техники, с помощью которой он поэтизирует образы, улавливает переливы настроения моделей.

Несмотря на то, что стиль каждого из выдающихся художников-портретистов глубоко индивидуален, у них есть немало общего, что позволяет соотнести их творчество с конкретным этапом развития русской портретной живописи. Это, прежде всего, пристальный интерес к внутреннему миру человека, стремление наряду с внешними характеристиками, передать душевные качества, настроение модели.


Заключение

Рассмотрев творчество наиболее крупных представителей портретного жанра второй половины XVIII века, можно прийти к определенным выводам.

Со второй половины XVIII века так называемая «магистральная линия» развития портретного искусства фактически отталкивается уже от позиций Нового времени. Русская портретная живопись развивается в общеевропейском русле, благодаря деятельности Петра I, повернувшего Россию «лицом» к Западу. Воспринимая достижения европейских мастеров жанра либо через привозные произведения искусств, либо благодаря непосредственной учебе у иностранных художников, русские мастера, тем не менее, не только не теряют национального своеобразия, но и вносят огромный вклад в сокровищницу мирового искусства, благодаря оригинальному видению назначения портретного жанра.

Развиваясь в соответствии с существующими художественными направлениями классицизма, сентиментализма, предромантизма русское искусство фактически произносит свое весомое слово.

На протяжении последних десятилетий XVIII века общая картина русского искусства заметно расширяется, возможности портретного жанра становятся богаче и разнообразнее. Портрет действительно становится ведущим жанром. В России эта тенденция воплощается как в парадном и костюмированном варианте портретирования, так и в углублении духовного начала в камерных изображениях.