Недаром надписи, встречающиеся в пирамидах, сравнивают умершего фараона с самим богом солнца Ра, верховным божеством египтян.
«Летит он, улетающий... Летит он от вас, о люди», — гласит одна из надписей. «Не на земле он больше, на небе он... В твоей ладье гребет он, о Ра, в твоей ладье правит он на небе, а когда ты выходишь из-за горизонта восточного, он плывет с тобой в ладье твоей, о Ра, о Солнце!».
Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.
Еще Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы о фараонах — строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра, воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны народу. Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом, поборами, голодом и нищетой, восстал и разорил гробницы этих двух наиболее беспощадных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных гробниц и растерзаны на куски. Статуи, увековечивавшие память этих жестоких угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встречались. А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы забвению, народ избегал называть их.
Легко представить себе, в какое грандиозное восстание вылилось отчаяние парода, в течение десятков лет изнывавшего на постройке огромной пирамиды Хуфу.
Об этом восстании до нашего времени дошли смутные предания. Но папирусы, рассказывающие о выступлениях египетских бедняков в более поздние времена, говорят, что египетский народ не был смиренным страдальцем. Он пытался защитить свою свободу от произвола богачей.
Папирусы неоднократно упоминают о народных волнениях, когда выведенный из терпения деспотизмом фараона, жрецов и богачей народ брался за оружие. Восставали каменотесы и камнерезы, истощенные непосильным трудом. Поднимались ремесленники и крестьяне. К ним присоединялись рабы, работавшие в каменоломнях, на оросительных каналах и плотинах. Они громили богатые поместья, храмы, убивали угнетателей, истребляли самую память о них, запечатленную в статуях, гробницах, заупокойных храмах.
«Богач засыпает голодным, а те, кто прежде выпрашивал его опивки, те пьют крепкое вино… , у кого не было хлеба, имеет теперь амбары»…,—так говорится в одном из папирусов, который называется «Жалоба Ипувера». «Земля повернулась, как круг гончарный: ничтожные владеют сокровищами. .. Знатные полны жалоб, а ничтожные полны радости»,—с ужасом повествовал жрец Ипувер.
По-видимому, восставшему народу удалось на время захватить в свои руки часть богатств знати, землю, скот, житницы. Эксплуататоров заставили трудиться на самых тяжелых и унизительных работах. Гражданская война разгорелась в Египте.
Но из тех же папирусов ученые узнали, что вновь был восстановлен прежний порядок, когда, по словам Ипувера, «руки людей станут строить пирамиды, рыть пруды, сажать рощи деревьев для богов; хорошо, когда знатные люди стоят, одетые в тонкое платье, и смотрят на ликование в доме их...».
Этими людьми, руки которых должны были снова строить пирамиды, являлись все те же египетские бедняки — ремесленники, земледельцы, рабы. На них снова лег беспощадный гнет налогов, повинностей, изнурительных и тяжелых работ.
Во время восстания и гражданской войны не строились храмы, царские усыпальницы и гробницы знати. Но когда наступило успокоение, фараоны и знать стали вновь воздвигать пышные погребальные сооружения.
В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.
В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах), художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.
Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни — жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, — такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.
И не вельможи — владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.
Это они выращивали замечательные урожаи Нильской долины. Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.
Заключение
Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры.
Арабский писатель, живший в XIII в., сказал: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид».
И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и восхищение всех, кто их когда-либо видел. Пирамиды сделали бессмертными не фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за камнем, были сложены эти «рукотворные горы».
Литература
1. “Семь чудес древнего мира” А.А. Меихардт, И.А. Шимова. Изд. “Наука” Москва 1966
2. “Архитектура страны фараонов” Целлар Каталина, стройиздат, научно-популярная библиотека школьника, Москва 1990
3. “Семь чудес света”- Ганс Райхардт, 1996 г.
4. Большой энциклопедический словарь. М. – 1988 г.
5. Э. Гомбрих. История искусства. - М., 1998.
6. Л. Любимов. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
7. М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”, 1970.
8. Э. Морэ. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.
9. Популярная художественная энциклопедия, том I. - М., “Советская энциклопедия”, 1986.
10. Популярная художественная энциклопедия, том II. - М., “Советская энциклопедия”, 1986.