Гораздо менее засвидетельствованы нам постройки светского характера республиканского времени, особенно те, которые принадлежат глубокой древности. Если оставить в стороне здание сената (curia), трибуну для речей (поздн. rostra) и место, где сидели иностранные послы (graecostasis) - здания, тесно связанные с политической жизнью Рима и поэтому относимые к седой древности, - то о других общественных постройках светского характера до III в. свидетельств не имеется. Нельзя назвать постройкой приспособление для зрелищ в долине между Авентином и Палатином (Circus Maximus). Только когда город вырос, когда у общины появились крупные средства, когда и частные лица приобрели большие состояния, началась в Риме эра общественных построек[9].
Начало им положил Аппий Клавдий проведением первого водопровода через Авентин в торговую часть города (aqua Appia), в 312г Через 40 лет возникает новый водопровод (Anio vetus), 150 лет Рим довольствуется этими двумя, пока в конце второго и в первом веках не появляются, один за другим, три новых водопровода. Первое постоянное здание для зрелищ - Circus Flaminius - было выстроено только в 221г, первые крытые рынки и места для собрания деловых людей и тяжущихся (базилики) - в начале второго века (basilica Porcia - в 184г, basilica Tulvia - в 179г., Sempronia - в 171г.), может быть, еще раньше возник macellum - бойня и мясной рынок. С первым известным нам портиком - porticus Minucia (110г), на Марсовом поле - связываются, по-видимому, хлебные раздачи народу. Первый постоянный театр построен был только Помпеем.
Первоначально большие части городской территории покрыты были рощами, на холмах высились жилища-крепости знатных родов. С развитием демократии они исчезают, и Рим принимает все более и более городской вид. Главные улицы застраиваются домами и лавками, жилища, особенно у реки, быстро переходят за городскую черту, создавая предместья. Аристократия строит обширные дома с садами и парками, границы померия и стен становятся стеснительными. Рим начинает расти вверх, особенно в тех частях, где жил небогатый люд. Возникает тип домов, состоящих из отдельных квартирок (insulae), он господствует и в императорское время. Застраиваются, кроме долин, и склоны холмов. Особенно ценятся склоны Капитолия, Палатина и места, прилегающие к форуму. Общий вид города далеко не привлекателен: узкие, но большей части не мощеные улицы с недостаточной канализацией, на склонах холмов часто ступенчатые троnинки (semitae), улицы все больше и больше суживаются пристройками, главным образом лавок.
Плохо построенные дома не раз рушатся, особенно во время частых разливов Тибра и пожаров. Современных аналогий этой стадии развития Рима найти нельзя, нынешние восточные города, походя на древний Рим во всем остальном, не имеют 4 и 5 этажных построек, столь характерных для скученного республиканского Рима. В эпоху республики практический ум римлянина направлен более всего на увеличение и выгодное помещение капитала, отсюда постройка наскоро, из наиболее дешевого материала и в возможно большее число этажей. Такой характер строительства был причиной постоянных жалоб населения на гнет квартирной платы, неудовлетворительного состояния города в санитарном и эстетическом отношении и страшной дороговизны мест под постройки. Политическая власть капитала не давала места реформам в этом направлении. В последние смутные годы республики большинству граждан было, притом, не до улучшении условий городской жизни, не до постройки новых общественных зданий и даже не до поддержания старых.
Имперский Рим. Первые проявления монархической идеи ведут за собой постепенное изменение города. Расширение померия Суллой и постройки Помпея предшествовали деятельности Цезаря и Августа. Целые городки, возникшие у Тибра, на Марсовом поле, за porta Capena, по Аппиевой дороге, необходимо должны были сделаться юридически частями города, в состав которого они фактически входили. Только таким путем можно было создать сносные условия жизни в центре города, отвлечь жизнь на окраины и предоставить более простора для общественных зданий в центре.
Цезарь воздвигает новое здание сената и кладет основание новой колоссальной базилике на западной стороне форума, названной его именем. Ему же принадлежит идея создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле и соединить, рядом построек общественного и религиозного характера, старый город у форума с новым городом на Марсовом поле. Первая из этих тенденций нашла себе выражение в постройке портика для голосований на Марсовом поле (Saepta Ju1ia), вторая - в создании искусственных площадей (Гога), в сущности являющихся ничем иным, как периболами (дворами) вокруг центрального храма. Первой из них была Юлиева площадь с храмом Венеры-Прародительницы (Venus Genetrix), прародительницы Юлиев.
Полное осуществление планы Цезаря нашли только при Августе, созданием которого был новый город четырнадцати кварталов. Рим с этого времени теряет свой характер укрепленного города, пространство внутри Сервиевой стены окончательно застраивается, в пределы города входят и предместья. В состав города входят все Марсово поле и значительное пространство между Тибром и Аппиевой дорогой, далее большой квартал за Тибром. Другие предместья были гораздо меньших размеров. Улучшению санитарных условий города, как делу гораздо более трудному, Август мог положить только начало. Оно выразилось в увеличении количества водопроводов тремя новыми и особенно в урегулировании канализации города[10].
На Римском форуме, кроме реставрации и перестройки храмов, курии и Юлиевой базилики, Августу принадлежит постройка храма Цезарю и нового центра политической жизни Рима, перешедшей теперь на форум и сосредоточившейся вокруг новой народной трибуны, новых ростр. В pendant к Юлиевой площади возникла соединенная с нею топографически площадь Августа, с храмом Марса мстителя (Mars U1tor), чем сделан был новый шаг к соединению центра с Марсовым полем. На самом Марсовом поле вырастают новые храмы (например, Пантеон, в его первоначальной форме), появляются первые бани (Термы Агриппы ), обширные портики, театры (Марцелла и Бальба). К постройкам религиозного характера относится и Алтарь Мира на Марсовом поле, выстроенный в честь побед Августа в Галлии и Испании. Личной идеей Августа в переустройстве города является создание на Палатине, рядом с реликвиями царского Рима, местопребывания новых владык - постройка дворца (Palatium), в связи с которым стоял храм Аполлона и древней Весты. 62 храма обязаны Августу своим восстановлением. Деление города на кварталы и создание особой полиции в лице пожарных (vigiles) содействовало общему упорядочению строительной деятельности и санитарных условий. Коренного изменения в общем характере Рима произойти, однако, не могло, и тип улиц вряд ли сильно изменился, разница была только та, что теперь частные дома богатых граждан получили больше простора, благодаря движению населения к окраинам, вероятно, и цены на земли в городе упали, с исчезновением капиталов, нажитых спекуляцией и с расширением городской территории: иначе
трудно понять, откуда могли быть nокрыты Августом колоссальные издержки на приобретение мест для его построек Меняется при Августе и техника домостроительства, для монументальных построек пользуются преимущественно мрамором и травертином, прекратившаяся строительная горячка позволяет и частным владельцам обратить большее внимание на внешность своих жилищ[11].
Почти каждый из последующих императоров расширяет императорский дворец на Палатине. Калигула стремится соединить Палатин колоссальными сооружениями с форумом, специально с храмом Кастора, и с Капитолием, т.е. с храмом Юпитера Капитолийского. Расширение сакральных границ Рима, т.е. померия, сделано было и Цезарем, и Августом, но об их деятельности в этом направлении нет никакого понятия, между тем как аналогичная деятельность Клавдия засвидетельствована пограничными камнями.
Эпоху в жизни города составило правление Нерона, более, однако, в отрицательном, чем в положительном смысле. Ему косвенно или непосредственно обязан Рим тем, что в центре его появилось огромное пространство, свободное от построек. Возникло оно вследствие известного пожара, совершенно уничтожившего кварталы между Палатином и Эсквилином и сильно повредившего другие, особенно центральные части города. Сам Нерон хотел воспользоваться пожаром для осуществления своей идеи расширения палатинского дворца вплоть до Эсквилина, т.е. для создания особого императорского города, но исполнению этой идеи было положено только начало, золотой дом Нерона далеко не был доведен до конца. Печальную картину представлял Рим во время смут, последовавших за смертью Нерона: ряд начатых построек золотого дома по соседству с опустевшим и обгорелым центром и разрушенным Капитолием, в уцелевших домах постои солдат, на улицах nостоянные смуты и борьба.
Только с утверждением на престоле династии Флавиев Рим оживляется и вновь поднимается из руин, на этот раз более красиво и целесообразно построенным. Ряд мер полицейского характера меняет вид улиц, о новой распланировке города нет речи, но новые дома имеют более благообразный вид: одной из мер Весnасиана было, например, обязательное снабжение каждого дома портиком, благодаря чему улицы получали вид крытых галерей. Свободным пространством по
сле пожара Флавии воспользовались для своих монументальных построек. Веспасиан не мог сочувствовать идее нероновского золотого дома, территорией его он
воспользовался для ряда колоссальных построек.