Смекни!
smekni.com

Рим. Вечный город и его проблемы (стр. 3 из 8)

Гораздо менее засвидетельствованы нам постройки светского характера рес­публиканского времени, особенно те, которые принадлежат глубокой древности. Если оставить в стороне здание сената (curia), трибуну для речей (поздн. rostra) и место, где сидели иностранные послы (graecostasis) - здания, тесно связанные с политической жизнью Рима и поэтому относимые к седой древности, - то о дру­гих общественных постройках светского характера до III в. свидетельств не име­ется. Нельзя назвать постройкой приспособление для зрелищ в долине между Авентином и Палатином (Circus Maximus). Только когда город вырос, когда у об­щины появились крупные средства, когда и частные лица приобрели большие со­стояния, началась в Риме эра общественных построек[9].

Начало им положил Аппий Клавдий проведением первого водопровода через Авентин в торговую часть города (aqua Appia), в 312г Через 40 лет возникает новый водопровод (Anio vetus), 150 лет Рим довольствуется этими двумя, пока в конце второго и в первом веках не появляются, один за другим, три новых водо­провода. Первое постоянное здание для зрелищ - Circus Flaminius - было выстрое­но только в 221г, первые крытые рынки и места для собрания деловых людей и тяжущихся (базилики) - в начале второго века (basilica Porcia - в 184г, basilica Tulvia - в 179г., Sempronia - в 171г.), может быть, еще раньше возник macellum - бойня и мясной рынок. С первым известным нам портиком - porticus Minucia (110г), на Марсовом поле - связываются, по-видимому, хлебные раздачи народу. Первый постоянный театр построен был только Помпеем.

Первоначально большие части городской территории покрыты были рощами, на холмах высились жилища-крепости знатных родов. С развитием демократии они исчезают, и Рим принимает все более и более городской вид. Главные улицы застраиваются домами и лавками, жилища, особенно у реки, быстро переходят за городскую черту, создавая предместья. Аристократия строит обширные дома с са­дами и парками, границы померия и стен становятся стеснительными. Рим начи­нает расти вверх, особенно в тех частях, где жил небогатый люд. Возникает тип домов, состоящих из отдельных квартирок (insulae), он господствует и в импера­торское время. Застраиваются, кроме долин, и склоны холмов. Особенно ценятся склоны Капитолия, Палатина и места, прилегающие к форуму. Общий вид города далеко не привлекателен: узкие, но большей части не мощеные улицы с недоста­точной канализацией, на склонах холмов часто ступенчатые троnинки (semitae), улицы все больше и больше суживаются пристройками, главным образом лавок.

Плохо построенные дома не раз рушатся, особенно во время частых разливов Тибра и пожаров. Современных аналогий этой стадии развития Рима найти нель­зя, нынешние восточные города, походя на древний Рим во всем остальном, не имеют 4 и 5 этажных построек, столь характерных для скученного республикан­ского Рима. В эпоху республики практический ум римлянина направлен более все­го на увеличение и выгодное помещение капитала, отсюда постройка наскоро, из наиболее дешевого материала и в возможно большее число этажей. Такой харак­тер строительства был причиной постоянных жалоб населения на гнет квартирной платы, неудовлетворительного состояния города в санитарном и эстетическом от­ношении и страшной дороговизны мест под постройки. Политическая власть ка­питала не давала места реформам в этом направлении. В последние смутные годы республики большинству граждан было, притом, не до улучшении условий город­ской жизни, не до постройки новых общественных зданий и даже не до поддер­жания старых.

Имперский Рим. Первые проявления монархической идеи ведут за собой постепенное изменение города. Расширение померия Суллой и постройки Помпея предшествовали деятельности Цезаря и Августа. Целые городки, возникшие у Тибра, на Марсовом поле, за porta Capena, по Аппиевой дороге, необходимо должны были сделаться юридически частями города, в состав которого они фак­тически входили. Только таким путем можно было создать сносные условия жиз­ни в центре города, отвлечь жизнь на окраины и предоставить более простора для общественных зданий в центре.

Цезарь воздвигает новое здание сената и кладет основание новой колоссаль­ной базилике на западной стороне форума, названной его именем. Ему же принад­лежит идея создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле и соединить, рядом построек общественного и религиозного характера, ста­рый город у форума с новым городом на Марсовом поле. Первая из этих тенден­ций нашла себе выражение в постройке портика для голосований на Марсовом поле (Saepta Ju1ia), вторая - в создании искусственных площадей (Гога), в сущно­сти являющихся ничем иным, как периболами (дворами) вокруг центрального храма. Первой из них была Юлиева площадь с храмом Венеры-Прародительницы (Venus Genetrix), прародительницы Юлиев.

Полное осуществление планы Цезаря нашли только при Августе, созданием которого был новый город четырнадцати кварталов. Рим с этого времени теряет свой характер укрепленного города, пространство внутри Сервиевой стены окон­чательно застраивается, в пределы города входят и предместья. В состав города входят все Марсово поле и значительное пространство между Тибром и Аппиевой дорогой, далее большой квартал за Тибром. Другие предместья были гораздо меньших размеров. Улучшению санитарных условий города, как делу гораздо бо­лее трудному, Август мог положить только начало. Оно выразилось в увеличении количества водопроводов тремя новыми и особенно в урегулировании канализа­ции города[10].

На Римском форуме, кроме реставрации и перестройки храмов, курии и Юлиевой базилики, Августу принадлежит постройка храма Цезарю и нового цен­тра политической жизни Рима, перешедшей теперь на форум и сосредоточившей­ся вокруг новой народной трибуны, новых ростр. В pendant к Юлиевой площади возникла соединенная с нею топографически площадь Августа, с храмом Марса мстителя (Mars U1tor), чем сделан был новый шаг к соединению центра с Марсо­вым полем. На самом Марсовом поле вырастают новые храмы (например, Панте­он, в его первоначальной форме), появляются первые бани (Термы Агриппы ), об­ширные портики, театры (Марцелла и Бальба). К постройкам религиозного харак­тера относится и Алтарь Мира на Марсовом поле, выстроенный в честь побед Ав­густа в Галлии и Испании. Личной идеей Августа в переустройстве города являет­ся создание на Палатине, рядом с реликвиями царского Рима, местопребывания новых владык - постройка дворца (Palatium), в связи с которым стоял храм Апол­лона и древней Весты. 62 храма обязаны Августу своим восстановлением. Деле­ние города на кварталы и создание особой полиции в лице пожарных (vigiles) со­действовало общему упорядочению строительной деятельности и санитарных ус­ловий. Коренного изменения в общем характере Рима произойти, однако, не мог­ло, и тип улиц вряд ли сильно изменился, разница была только та, что теперь ча­стные дома богатых граждан получили больше простора, благодаря движению на­селения к окраинам, вероятно, и цены на земли в городе упали, с исчезновением капиталов, нажитых спекуляцией и с расширением городской территории: иначе

трудно понять, откуда могли быть nокрыты Августом колоссальные издержки на приобретение мест для его построек Меняется при Августе и техника домо­строительства, для монументальных построек пользуются преимущественно мра­мором и травертином, прекратившаяся строительная горячка позволяет и частным владельцам обратить большее внимание на внешность своих жилищ[11].

Почти каждый из последующих императоров расширяет императорский дво­рец на Палатине. Калигула стремится соединить Палатин колоссальными соору­жениями с форумом, специально с храмом Кастора, и с Капитолием, т.е. с храмом Юпитера Капитолийского. Расширение сакральных границ Рима, т.е. померия, сделано было и Цезарем, и Августом, но об их деятельности в этом направлении нет никакого понятия, между тем как аналогичная деятельность Клавдия засвиде­тельствована пограничными камнями.

Эпоху в жизни города составило правление Нерона, более, однако, в отрица­тельном, чем в положительном смысле. Ему косвенно или непосредственно обязан Рим тем, что в центре его появилось огромное пространство, свободное от по­строек. Возникло оно вследствие известного пожара, совершенно уничтожившего кварталы между Палатином и Эсквилином и сильно повредившего другие, осо­бенно центральные части города. Сам Нерон хотел воспользоваться пожаром для осуществления своей идеи расширения палатинского дворца вплоть до Эсквили­на, т.е. для создания особого императорского города, но исполнению этой идеи было положено только начало, золотой дом Нерона далеко не был доведен до кон­ца. Печальную картину представлял Рим во время смут, последовавших за смер­тью Нерона: ряд начатых построек золотого дома по соседству с опустевшим и обгорелым центром и разрушенным Капитолием, в уцелевших домах постои сол­дат, на улицах nостоянные смуты и борьба.

Только с утверждением на престоле династии Флавиев Рим оживляется и вновь поднимается из руин, на этот раз более красиво и целесообразно построен­ным. Ряд мер полицейского характера меняет вид улиц, о новой распланировке го­рода нет речи, но новые дома имеют более благообразный вид: одной из мер Вес­nасиана было, например, обязательное снабжение каждого дома портиком, бла­годаря чему улицы получали вид крытых галерей. Свободным пространством по­

сле пожара Флавии воспользовались для своих монументальных построек. Веспа­сиан не мог сочувствовать идее нероновского золотого дома, территорией его он

воспользовался для ряда колоссальных построек.