Смекни!
smekni.com

Рим. Вечный город и его проблемы (стр. 5 из 8)

С III в. строительная деятельность слабеет, только изредка слышно о новых постройках, и то на них идет обыкновенно материал разрушающихся старых. Из новых зданий замечательны только термы Константина и Диоклетиана, базилика Константина у священной дороги, храмы Солнца Аврелиана на Палатине и Мар­совом поле. Постепенное расширение померия после Клавдия приближает его все более и более к действительным границам города (точно засвидетельствованы расширения при Веспасиане и Адриане), только Марсово поле, где собирается войско перед триумфом и где покоится прах Августа и Антонинов, остается вне померия. Действительной границей является таможенная черта, совпадающая с предельной линией Адриановского померия везде, кроме Марсова поля.

В конце III в., при Аврелиане и преемнике его Пробе, граница была фиксиро­вана укреплениями, Рим вновь сделался укрепленным городом. Новые укрепле­ния - Стена Аврелиана - охватывали весь город с его затибрской частью. Они сов­падали с таможенной линией и отчасти с границей померия, но во многих случаях в пределы стены были введены и гробницы (в том числе пирамида Цестия и гроб­ница Еврисака). Стена сохранилась и до нашего времени почти на всем своем протяжении. Выстроена она очень прочно, сзади внешней стены (кирпичной, как и все другие постройки), в 1,33 м, идет ряд соединенных арками столбов, связан­ных со стеной сводом, над сводом зубцы , вся толщина 3,80 м, высота 16 м, от вре­мени до времени четырехугольные башни, в стене 14 ворот, фланкированных круглыми башнями.

При первом христианском императоре Константине были заложены две из четырех великих, или патриарших, базилик Рима - собор Святого Петра на месте его мученической смерти в цирке Нерона и базилика Святого Павла за городскими стенами над его могилой. Здание собора Святого Петра, ставшего затем церемо­ниальным центром Римско-католической церкви, просуществовало до XVI века. Базилика Святого Павла, напротив, не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, и позволяет составить представление об римской архитектуре этого периода.

Рим в Средние века и Новое время. С IV в. начинается история разрушения Рима. В 410г Рим взял штурмом и разграбил Аларих, в 455г - вандалы, которых привлекли в город придворные смуты. Вандалы предали город грабежу, и особые опустошения произвели в церквах. При последних императорах Западной Рим­ской империи фактическая власть перешла в руки Рицимера, дружины которого, при смене одного императора другим, неоднократно разоряли Рим. Наконец, в 476г герул Одоакр низложил последнего западно-римского императора, но скоро в свою очередь уступил место остготу Теодориху, правление которого ознаменова­лось началом широкой реставраторской деятельностью в городе. При Одоакре и Теодорихе управление городом сохранило прежние внешние формы: во главе его

по-прежнему стоял сенат, представителем короля, большей частью жившего в

Равенне, был префект. В войне Византии с остготами (536-552гс) Рим шесть раз подвергался осаде и переходил из рук в руки. При этом остготские цари, и в осо­бенности Тотила, брали многочисленных заложников из числа жителей Рима, что привело к уничтожению самых знатных фамилий Рима и уменьшило население Рима до 30-40 тыс., человек.

В течение последующих двух веков (570-750гг.), когда значительная часть Италии была отторгнута от Византии лангобардами, папы стали играть первенст­вующую роль в светских делах города при номинальном подчинении слабой Ви­зантии (равеннскому экзарху). На основании полномочия, которое Юстиниан пре­доставил местным епископам по отношению ко всему управлению в провинциях, папа Григорий I присвоил себе право высшего надзора за действиями правителей. После неудачной попытке императоры Льве III поддержать в Италии эдикты , на­правленные против иконопочитания, Риму стало угрожать реальное господство лангобардского короля и папа Стефан II (III) обратился к помощи франков. Пипин Короткий после своего похода на лангобардов папе территорию бывшего Равеннского экзархата, сделал его государем Папской области. При этом Пипин получил довольно неопределенные права римского патриция и защитника церкви, а папа продолжал признавать номинальное главенство над Римом за византийским импе­ратором. Папская область как относительно независимое государство со столицей в Риме просуществовала до Рисорджименто и объединения Италии.

Хотя покинувшие Рим императоры продолжают поддерживать отдельные здания, но эти реставрации - только исключения, большинство общественных зданий медленно разрушается. Только Теодорих попробовал было развить широ­кую реставраторскую деятельность, но она помогла ненадолго. Разрушению зда­ний сопутствовало похищение из них украшений из бронзы, мрамора и другого дорогого материала. В этом Византия соперничает с варварами.

С возвышением Пап все большую роль в городе играет базилика святого Петра и центр города перемещается на Ватиканский холм, вокруг которого уже при Льве IV возводятся новые оборонительные сооружения. О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают ее Константину

Великому, другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха

(VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для ко­ронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме, ко затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец. Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан окончательно становится постоянной папской резиденцией.

Старые здания, за исключением тех, в которых нашли себе приют христиан­ские церкви или феодальные крепости, беспрепятственно разрушаются. Так мав­золей Адриана, выгодно расположенный рядом с Ватиканским холмом, еще при постройке стен Аврелиана стал небольшой крепостью, а со временем превратился в непреступный папский Замок Святого Ангела, выдержавший несколько осад (последнюю в 1527 году во время т.н. Разграбления Рима). Среди церквей, воз­двигнутых в античнык зданиях, можно выделить следующие:

• церковь Косьмы и Дамиана - в храме Ромула на форуме,

• Санта-Франческа-Романа на развалинах храма Венеры и Ромы на форуме,

• церковь Сан-Лоренцо-ин-Миранда - в храме Антонина и Фаустины ,

• церковь Сан-Джузеппе-де-Фаленьями - над мамертинской тюрьмой,

• церковь Санта Мария дельи Анджели - в одной из зал терм Диоклетиана (Микеланджело, 1561),

• церковь Санта Мария (Santa Maria ад Martyres) возведена в Пантеоне,

• церковь Санто-Стефано-Ротондо - на фундаменте древнего Масеllит magnum (построена в Симплиции в 468г, реставрирована в XVI в., украшена Темпестой и Помаранцио изображениями мучеников).

Среди раннехристианских базилик можно назвать следующие:

• св. Агнесы (Basilica di Sant'Agnese fuori 1е mura, VII в.),

• Сан-Бартоломео,

• Санта-Чечилия-ин-Трастевере (заложена в 499г.) с мраморным ковчегом над алтарем - Арнольфо ди Камбио (1283) и статуей св. Цецилии - Мадерны (1600),

• Базилика Святого Климента (392), перестроенная в XII в. (фрески Мазач­чио) - под ней раскопки 1858г открыли древнюю базилику с живописью XI в. и остатки древнеримскик зданий, Сан-Джорджио-ин-Велабро (VП в.),

• Санти-Джованни-э-Паоло (XII в., под ней в 1887-90 гг раскопками открыта более древняя церковь, с византийской живописью, а еще глубже найдены жили­

ща св. Иоанна и мученика Павла, с фресками II-IV и V вв.),

• церковь Сан-Грегорио-Маньо, на месте, где жил Григорий Великий, с фре­сками Доменикино и Гвидо Реки,

• церковь Сан-Марко, с мозаиками VI в. и папертью работы Джулиано да Майано (1465),

• Санта-Мария-ин-Арачели (IX в., с 22 античными колоннами и фресками Пинтуриккио),

• Санта-Мария-ин-Космедин, III в. (?), перестроенная папой Адрианом I (712), реставрированная в 1892 г,

• Санта-Мария-ин-Домника с 18 античными гранитными колоннами,

• Санта-Мария-ин-Трастевере (V в., мозаики 1148г ),

• С.-Мартино-аи-Монти (Basilica dei Santi Silvestro е Martino ai Monti, 500г.,

перестроена в 1650г, живопись Гаспара Дюге (Gaspard Dughet)),

• Санта-Прасседе (V в., расширена в 820г),

• Санта-Пуденциана (считается первой по времени римской церковью, зало­женной апостолом Петром в доме сенатора Пуденса, мозаики IV в.),

• Сан-Пьетро-ин-Винколи, заложена (442) императором Евдокией для хра­нения цепей св. Петра, в правом нефе гробница Юлия ц со знаменитой статуей Моисея Микеланджело,

• Санти-Куаттро-Коронати (V в., с фресками XIII в.),

• Санта-Сабина (V в., 22 корикфских колонны).

Из церквей готического стиля выдается лишь одна, Санта-Мария-сопра­Минерва (1285), со статуей Христа (Микеланджело), фресками Филишпино Лип­пи, гробницами Льва Х и других пап.

Начало возведения нового Ватиканского дворца в конце XV века ознаменова­ло собой новый расцвет в истории Рима, когда в городе работают выдающиеся мастера эпохи Возрождения и барокко, а на постройку новых и реконструкцию старых задний тратятся весьма значительные средства.

В это время складываются важнейшие элементы ансамблей главных площадей Рима:

• площадь Св. Петра со знаменитой колоннадой Бернини (1667), обелиском (1586) и двумя фонтанами Мадерны ,

• Капитолийская площадь,

• Квиринальская площадь, с двумя мраморными колоссами (Диоскуры, ук­рощающие коней),