Единство, о котором говорится, было присуще даже рабам Рима. Во времена Августа один из городов был окружен варварами. Воины вышли на битву и были побеждены. В городе остались женщины, дети и рабы. Услышав о поражении, рабы обратились к своим госпожам: "Разрешите нам сражаться! Дайте нам оружие, дайте нам доспехи ваших мужей, и мы будем бороться". В это время катапульты забрасывали город посланиями: "Если этот город падет, женщины и дети будут предоставлены рабам, и рабы смогут ограбить дома и сжечь все, что захотят". Узнав об этом, рабы стали настаивать на своей просьбе и наконец получили разрешение. Вооружившись, они вышли на поле сражения и победили, а потом сложили в центре города большую пирамиду из оружия. Когда женщины спросили у них, почему они так поступили, рабы ответили: "Лучше быть рабами
Рима, чем свободными в мире,,[15]
Чему может научить нас это чувство чести, верность данному слову, которые в Риме были присущи даже рабам? Сегодня обещания ничего не значат. В те времена люди знали тайну силы данного слова. Вспомним того стража, охранявшего ворота Помпеи, который видел идущую с Везувия лаву, но остался на месте, так как не получил приказа оставить пост. Ему было приказано охранять ворота, и приказ не был отменен. Ему не было сказано: "Охраняй ворота от врагов, а не от лавы с Везувия". Ему сказали просто: "Охраняй ворота". И он остался там, перед воротами, с обуглившимися ногами, остался, встретив лаву с Везувия на своем посту.
В истории были люди, способные бросать вызов королям, рабы, бросавшие вызов целым армиям, стражи, которые не отступали перед грозной силой Природы. Откуда эта сила? Откуда эта мощь? Откуда этот идеал, каким являлся Рим?
Рим - это не город, не место. Рим - это центр, мощный источник, освещающий весь мир. Рим вобрал в себя все самое ценное, что было у других народов. Часто, говоря о Риме, его оценивают несправедливо. Говорят о развращении, об упадке. Конечно, было и это. Рим был сильно развращен, и он пал... Но почему пал Рим? Рим пал потому, что однажды был велик. Горе тем народам, у которых никогда не будет возможности пасть! Пасть может лишь тот, кто был велик.
Несомненно, есть народы, которые умирают "детьми", умирают карликами. Они так и не смогли подняться, не смогли стать чем-то - и поэтому, естественно, не могли пасть. Говорят, что в Римской империи были бездны безнравственности. Да, это так. Но, с другой стороны, Рим имел высочайшие вершины чести и достоинства. Видели ли вы когда-нибудь горы, у которых есть пики, но нет склонов и пропастей?
В чем заключается наш Идеал, который называется Идеалом "Акрополя"? В стремлении опираться на самое лучшее, видеть вершины, а не пропасти. Необходимо стремится вспоминать великих людей, а не карликов, помнить великие триумфы, а не поражения. У нас есть Идеал, корни которого уходят глубоко в землю и в память предков. Это Идеал великого мирового гражданства, при котором все люди могли бы быть римлянами не по происхождению, а благодаря высокому уровню культуры, нравственности, в силу глубокого чувства, которое нельзя почерпнуть из книг, ибо оно не относится к сфере интеллектуального. Это такое же наследство, доставшееся нам от предков, как вода, как земля.
Иногда забывают, что можно учиться у природы. Можно изучать историю по книгам. Но давайте учиться и у воды. Вода падает с высоких облаков, спускается с гор и неустанно движется к морю, удаленному иногда на тысячи и тысячи километров. И вода бежит, струится по скалистым горам, среди утесов, она течет, преодолевая препятствия, течет, сопровождаемая песней водопадов, течет, даря жизнь новым деревьям и сметая все препятствия. Свободная, она, вернувшись в море, снова испаряется, чтобы подняться к небу, и так она движется по кругу от жизни к смерти, от смерти к жизни.
Рим научил нас тому, что можно иметь Столицу Мира. Он научил нас, что все дороги ведут в Рим. Иными словами, все дороги могут привести к центру силы и духовности. Знаете ли вы, что на римских дорогах (как и на древних дорогах здесь, в Америке) первыми пропускали тех, кто возвращался из Рима, а не тех, кто шел в Рим? Ибо возвращавшиеся из Рима несли с собой дух великой Столицы, и люди уступали дорогу тем, кто нес в себе этот дух.
Мы живем в эпоху технократии, но, техника же и убивает нас с вами. Она позволяет нам путешествовать, общаться, но посмотрите: единственное, что усовершенствовалось, - это машины, но не люди. Человек, управляющий космическими аппаратами, не стал лучше тех, кто стоял у кормила римских кораблей. Расти должен сам человек. Он должен обрести самого себя. Поэтому существует новый Гуманизм, несущий в себе нечто от Рима. Речь идет не о гуманизме, опирающемся на преходящие ценности, а о Гуманизме, корнями уходящем в глубь Истории, о Гуманизме, который основан на Согласии и дает возможность жить "сердце с сердцем". Это не интеллектуальное согласие, а единение сердец. Это Согласие, благодаря которому можно видеть брата и в человеке с другим цветом кожи, и в человеке другого вероисповедания, поскольку он также наделен жаждой созидания.
Вспомним старого Катона, который пахал землю, когда к нему пришли с вестью, что он должен занять трон. Он сказал: 'Дайте мне закончить эту борозду. Правители уходят, а борозды остаются ". Безусловно, сегодня считаются борозды маловажными, недооцениваем все то, что исходит из земли, все то, что обладает внутренней глубиной. Многие забыли, что именно в этой глубине заключается сила нашей цивилизации. В ней заключалась мощь латинского мира - не во власти машин, а в чести. Вы задавались вопросом, почему римский воин был так храбр, даже стоя лицом к лицу с преобладающими силами атакующего противника? Римский воин нес в себе дух Рима, он чувствовал себя частью Империи, частью возвышенной и сильной Идеи. Человек силен и велик настолько, насколько силен и велик Идеал, который он несет в душе. Человек, узнающий в другом своего брата, брата по Согласию, брата, с которым он может идти вместе, способен преодолеть все препятствия, выйти из всех кризисов.
Идеи Единства, Согласия, духовной Силы - это идеи, которые не умирают. Эти идеи, посеянные или даже втоптанные в землю, снова прорастают, подобно семенам. Тот, кто сеет семена, обязательно увидит мириады новых, выросших в колосьях. Те, кто сеет идеи Гуманизма и духовности, кто стремится посеять чувство чести, которое оберегало Рим, сеют семена, и однажды в будущем они увидят поля с новыми колосьями и новыми семенами чести, новую силу, новую мощь.
Этому научил нас Рим. Он научил нас также, что первично не золото, а качество души. Рим показал, что можно преодолеть пропасти, построив мост на прочных опорах. Он убедил нас в том, что люди, которые кажутся сломленными, могут вновь обрести силу, позволяющую достичь любой цели. Рим научил нас силе Слова, божественной силе Слова, того Слова, о котором говорят все религии.
Цицерон говорил, что Слово - это самая мощная из всех сил, что оно ведет армии, что перед его силой отступает мощь монархов. А что сказал Марк Аврелий, прибыв в Александрию, когда его приветствовали с поднятой рукой, как цезаря? Глядя на своих друзей, друзей по Риторике, он сказал: "Мне бы больше понравилось, если бы вы просто обняли меня". Когда его спросили почему, он ответил: "Цезари приходят и уходят, а Риторика остается ". Риторика, та Риторика, которую нам завещал Рим, - это Риторика триумфа и силы, это не обычная риторика.
Сегодня в мире, где мы живем, мы постоянно встречаемся с одной и той же проблемой. И она заключается не в демократических или недемократических формах. Есть лишь одна форма в разных ее аспектах и окрасках - ее называют "карликократией", "правлением карликов". Все стали карликами, одни говорят, что мир должен быть желтым, другие - что он должен быть зеленым, но все они - карлики. Если говорят об искусстве, то не ищут вдохновения у великих Мастеров духа, не вдохновляются космическим Величием, не вдохновляются тем, что накодится в душе, тем, что Божественно. Говоря о политике, все сводят к массам, к людям относятся так, будто они пельмени в упаковке или шарики в коробке, все - карлики.
Римляне были гигантами, а их супруги - героинями, подобно той, которая спросила Юлия Цезаря, возвращавшегося из боевого похода: "О Цезарь, шестеро моих сыновей были в легионах. Скажи мне, что с нами?". Натянув поводья, Цезарь сказал: "Матрона, плохие вести. Скорблю, но твои сыновья погибли ". На это матрона сказала: "Цезарь, я не спрашиваю, живы они или нет, я спрашиваю, исполнили ли они свой долг". -'Да, матрона, они исполнили свой долг. Они умерли как герои, умерли за своих Орлов, умерли за то, во что верили глубоко и искренне". Со слезами на глазах, но со светлым сердцем она повернулась к своим родным и рабам: "Идемте. Пусть сегодня вечером будет праздник, ибо сыновья мои погибли за родину". Такими были женщины Рима, такими были его мужчины, такой была их идея: они ощущали себя Орлом - символом Империи, который обладал силой подняться высоко над горизонтом, глядя вдаль.
И если отправитесь туда, то можно найти следы величия, мудрые слова, остатки огромных стен. Это следы гиганта... Там прошел гигант, там прошел Рим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение данной работы хочется сказать, что Рим - сердце Италии, Вечный город на семи холмах, к которому, как известно, ведут все дороги. Рим входит в перечень самых древних, великих, богатых историческими и культурными памятниками городов мира. И недаром его называют Вечным городом - история Рима насчитывает более трех тысяч лет.
Латинский язык, родившийся здесь, многие века был официальным языком культуры (в наше время - медицины). Римское искусство и архитектура стали образцом для всего мира, а законодательство, установленное здесь, - базой западного правового общества.