Столица Италии - настоящий рай для ценителей искусства, истории и архитектуры эпохи Возрождения и барокко. Ни одна столица мира не может похвастаться такой концентрацией достопримечательностей на один квадратный километр своего исторического центра города. И все эти памятники истории и культуры составляют неотъемлемую часть Вечного города и превращают Рим в великолепнейший город-музей. Причем влияние этого города на мировую историю совершенно невозможно переоценить.
Хотя история Рима насчитывает более трех тысяч лет, само рождение Вечного города окутано глубокой тайной. По легенде, Рим был основан в 753 году до н.э. сыновьями бога войны Марса и дочери местного царя, весталки Реи Вильвии - Ромулом и Ремом. Согласно преданию, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на холме, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Вся история Средних веков стала для Рима историей борьбы между Папами и императорами Священной Римской империи. В Городе практически не прекращались междоусобные войны, многие знатные роды боролись за власть. В 1084 году Рим был сильно разрушен. Но в ХI-XII веках здесь выросли новые замки знатных фамилий, развернулось церковное строительство. В период пребывания на престоле папы Иннокентия III (1198-1216гг.) Рим занял положение центра католического мира.
В дальнейшем в истории этого города, уже действительно казавшегося вечным, были и взлеты, и падения, и к середине XV века Рим превратился в крупнейший центр Возрождения. Здесь жили и творили многие великие гуманисты, художники и аркитекторы: Рафаэль, Микеланджело, Челлини, Альберти, Бьондо, Бернини, Борромини, Браманте, Браччолини и многие другие. И снова дни славы Вечного города чередовались с периодами упадка.
Много потрясений видели древние мостовые этого города, но Рим каждый раз возрождался к новой жизни - гордый, прекрасный, неуничтожимый, похожий на легендарного Феникса.
Сегодня об этих временах помнят разве что историки да сам древний город. Для туристов со всего мира это место - гигантский музей под открытым небом, экспонаты которого, ставшие бессмертными достопримечательностями Рима, пощадило безжалостное время.
Город живет в основном за счет многочисленных туристов и паломников, к услугам которых в современной столице Италии 1300 отелей и великое множество ресторанов, кофеен и пиццерий.
Рим ежегодно принимает более 16 млн, человек. И здесь действительно есть чему удивляться. Так, например, о периоде могущества древнего Рима напоминает Колизей - огромный амфитеатр на 50 тыс. зрителей. Посвященный всем богам Пантеон - настоящее достижение античной инженерии, идеал архитекторов эпохи Ренессанса. На знаменитом римском Форуме находится "Лапис Нигер" - монолит из черного мрамора, установленный по приказу Юлия Цезаря на могиле самого Ромула. А в Капитолийском музее можно увидеть Моисея работы Микеланджело. Символ же находящегося в пределах Рима государства Ватикан - впечатляющий собор св. Петра - и вовсе одна из визитных карточек Вечного города. Другими словами, отлично сохранившиеся и хорошо знакомые нам достопримечательности Рима практически неисчерпаемы. И потребуется немало дней и недель, чтобы осмотреть малую долю наиболее известных.
[1] Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. 1969. с15.
[2] Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. 1973. с27
[3]Всеобщая история искусств. Том2 книга2. 1961. С55
[4] Культурология. История мировой культуры. 1995. С89
[5] Популярная художественная энциклопедия. 1986. С71
[6] Виндельбанд В. История философии. 1898. С66
[7] Всемирная история искусств. Т2. 1963. С63
[8] Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства. 2001. С47
[9] Энциклопедический словарь художника/сост. Платонова Н.И., Синюков В.Д. 1983. С69
[10] Культурология для технических ВУЗов. 2001. С53
[11] Всеобщая история архитектуры. Том4. 1963. С209
[12] Радугин А.А. Философия 1995. С95
[13] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. 1999. С56
[14] Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 1983. С93
[15] Энциклопедия от Кирилла и Мефодия. Электронный вариант. 1997. С79