Благодаря усилиям упомянутых деятелей гитарного искусства в начале XXвека выходит ряд журналов, адресованных любителям инструмента – «Музыка гитариста», «Гитарист», «Аккорд». В этих изданиях публикуется немало сведений не только по истории гитары, Но и по музыкальной грамоте, гитаристы получают возможность приобщится к несложным произведениям музыкальной классики. Таким образом, гитара в начале XXвека приобретает важнейшие качества народного инструмента по своему социальному статусу.
Современные этапы развития гитарного исполнительства (конец 1950х – 90е г.г.)
Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с уже упоминавшимися А.М. Ивановым-Крамским, это уже Борис Павлович Хлоповский (1938-1988 г.г.), видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро (1923-1994 г.г.), Лев Филиппович Андропов (1926-1980 г.г.), киевлянин Ян Генрихович Пухальский (1923-1979 г.г.), интерпретации которых принадлежат к наиболее значительным достижениям. Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполни-тельства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов – Уральской консерватории, Московском институте культуры; возобновлено обучение на гитаре в Киевской консерватории (оно было создано здесь М.М. Гелисом ещё в довоенные годы).
Наибольшее же значение в развитии гитарного исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных, ставшего общепризнанным центром подготовки первоклассных гитаристов. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов наших дней Александра Камилиовича Фраучи (р. 1954 г.) и Николая Андреевича Комолятова (р. 1942 г.) позволило намного поднять художественный уровень гитарного искусства, гораздо активнее, чем ранее, утвердить авторитет отечественной гитарной школы во всём мире. Эти исполнители, наряду с рядом иных видных гитаристов наших дней – композитором и исполнителем Никитой Арнольдовичем Кошкиным (р. 1956), Виктором Викторовичем Козловым (р. 1958), также автором множества интересных и своеобразных гитарных сочинений, Станиславой (Анастасией) Владимировной Бординой (р. 1962), Владимиром Борисовичем Хлоповским (р. 1962), равно как и с видными украинскими гитаристами Валерием Яковлевичем Петренко (р. 1939), Николаем Петровичем Михайленко (р. 1952), Владимиром Игоревичем Доценко (р. 1962) и многими други-ми – стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.
Сочинения для шестиструнной гитары.
Заметный вклад в развитие русского народно-национального начала музыки для шестиструнной гитары внёс Александр Михайлович Иванов-Крамской. Среди его многочисленных сочинений – два концерта для гитары с оркестром, множество разнообразных миниатюр («Порыв», Лирический вальс, Колыбельная, Элегия и т.п.). Наибольшей известностью пользуются его обработки русских народных песен («Полосонька», «Я на камушке сижу»). В другой группе гитарных обработок Иванов-Крамской развивает традиции бытовой лирики русской городской песни, романса (романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди», песни «Тонкая рябина», «Перепёлочка», «Ах ты, сад» и т.п.).
1970-80е годы знаменуют новую и интересную страницу в формировании камерно-академической музыки для гитары. Одним из плодотворно работающих является Игорь Владимирович Рехин (р. 1941). Им создано две сонаты (1983; 1984), «Гаванский концерт» (1983), сюита «Памяти Эйтора Вилла Лобоса», гитарные ансамбли, миниатюры. Перу композитора принадлежит уникальный в истории гитарного исполнительства цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги для шестиструнной гитары соло» – во всех мажорных и минорных тональностях (1990).
Одним из наиболее известных авторов музыки для гитары с начала 1980-х годов стал видный исполнитель-гитарист Никита Арнольдович Кошкин (р. 1956). Для своего инструмента он создал более двухсот произведений. Наиболее популярными среди них, звучащими в концертном репертуаре лучших гитаристов не только России, но и многих стран Европы, Америки, Азии, стали шестичастная сюита «Игрушки принца» (1980), трёхчастная Соната для гитары соло (1998), пятичастная сюита «Баллады» (1999). Одночастные произведения «Падение птиц» (1978), «Три станции одной дороги» (1979), «Амер-вальс» (1984), а также множество миниатюр. Активно работает Н.А. Кошкин также над созданием педагогического гитарного репертуара. Им написаны шестичастная сюита «Шесть струн» (1987), «С Днём Рождения!» (1995) и «DaCapo» (2001) и др.
К творчеству для гитары обратился и выдающийся отечественный композитор Эдисон Васильевич Денисов (1929-1997), создавший в 1981 году Сонату. Её необычность в том, что отсутствие традиционного сонатного Allegro.
Дмитрий Милованов – родился в 1970 году в г. Каменск-Уральске Свердловской области. С 1982 по 1987 обучался в ДМШ № 1 по классу гитары у Нигаматова Идиатула Кироматовича. В 1991 г. поступил и в 1995 г. закончил Челябинский музыкально-педагогический колледж в классе доцента, лауреата международного конкурса В.В. Козлова. Д. Милованов – участник всесоюзных фестивалей гитарной музыки в г. Жданове (1984, 1987); дипломант всесоюзного фестиваля в г. Челябинске (1991); участник международного фестиваля в г. Полтаве (Украина, 1982); участник всесоюзного семинара профессора Ласло Сендрей-Карпера (Москва, 1985); участник фестиваля гитаристов Урала (Челябинск, 1995). В английском журнале «ClassicalGuitar» в 1992 и 1996 годах были опубликованы пьесы Дмитрия Милованова «Ностальгия» и «Экспромт» для гитары соло. Д. Милованов работает преподавателем по классу гитары в ДМШ № 1 г. Каменск-Уральска.
Шариф Мухатдинов – родился в 1947 году в г. Челябинск. В 1973 году закончил Свердловское музыкальное училище. Концертной деятельностью занимается с 1974 года. Ш. Мухатдинов был участником фестивалей гитаристов в городах: Транае (Литва), Донецк, Киев, Полтава (Украина), Москва, Воронеж (Россия), Эстергом (Венгрия) и Тыхи (Польша).
Преподавательской деятельностью занимается с 1967 года среди его воспитанников – известные в стране гитаристы А. Ольшанский и В. Козлов. Ш. Мухатдинов совместно с кандидатом искусствоведения Ю.Г. Ястребовым был основателем первого в СССР абонемента исполнителей на классической гитаре в городе Челябинске. При музыкальном обществе Челябинской области. Ш. Мухатдинов вместе с В. Козловым в 1991 г. организовали Ассоциацию деятелей классической гитары. В настоящее время Ш. Мухатдинов выступает в составе «Трио гитаристов Урала» вместе с В. Козловым и В. Ковба.
Для творчества Ш. Мухатдинова характерно обращение к татарскому фольклору. Две его миниатюры «Наигрыш» и «Мелодия» завораживают своим ярким национальных колоритом.
Олег Киселёв – гитарист, педагог и композитор. Родился в 1964 году в городе Аша Челябинской области. Закончил Челябинский политехнический институт (металлургический факультет), а в 1987 году поступил в Челябинское музыкальное училище (класс гитары В. Козлова), которое закончил заочно, одновременно работая в Челябинском металлургическом комбинате. О. Киселёв – участник Всесоюзного фестиваля гитарной музыки в Челябинске (1991) и трёх международных гитарных фестивалей в г. Жори (Польша), где получил несколько дипломов участника фестиваля. В 1994-95 годах при участии издательства «Модран» (Польша) вышли два нотных сборника. А в 1994 году на студии «Ю-Саунд» (г. Челябинск) он записал два компакт-диска (один составлен полностью из авторских сочинений).
Для композитора характерно почти исключительное обращение к жанру инструментальной миниатюры для семиструнной гитары, использование современных технических приёмов и огромная работоспособность. Название его произведений говорят о смелых поисках новых музыкальных образов: «Заклинатель дождя», «Танец стеклянных шаров на новогодней ёлке», «Клубника со сливками» и т.д. Интересно обращение композитора к такому редкому и очень сложному жанру, как музыкальный портрет (цикл пьес «Четыре музыкальных портрета»).
Виктор Ковба – гитарист и педагог. Родился в 1951 году в г. Челябинске. По окончании средней школы поступил в Челябинский государственный институт культуры. С 1972 года работает в областной филармонии, а с 1994 года совмещает эту работу с преподаванием в музыкальной школе. С 1996 года является участником «Трио гитаристов Урала». В. Ковба – автор многочисленных переложений, которые используются в учебном репертуаре музыкальных школ и исполняются профессиональными ансамблями гитаристов.
Для аранжировки В. Ковбы характерно бережное отношение к оригиналу, точный выбор средств и большая изобретательность.
Елена Поплянова – замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Выпускница Челябинского музыкального училища (класс композиции Ю. Гальперина). В 1986 году она закончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композиции профессора В. Успенского).
Попляновой – человеку, наделённому от природы большим талантом звуко-творчества, тонким вкусом, острым умом – на протяжении многих лет профессиональной, композиторской работы удалось найти свой стиль, свою «экологическую нишу». В первую очередь – это музыка для детей – рельефная, доступная, изобретательная – школа воспитания чувств. Будучи прекрасным методистом-практиком, композитор Е. Поплянова создала целую антологию «уроков творчества». Наряду с этим она успешно работает в камерном и симфонических жанрах, отлично себя чувствует в театральной среде. В композиторском творчестве её отличает точный выбор средств и ясное (что бывает не часто) видение адресата. Музыка её ярка, театральна, образна.
Среди основных сочинений: опера, симфония, концерт, сонаты, музыка для камерных ансамблей, более сотни песен.
Особое место в творчестве композитора занимает музыка для гитары (в широком спектре жанров): Соната для гитары соло; «Адажио для Антонио Вивальди» для флейты, гитары и камерного оркестра; триптих для гитарного трио «Милонга. Танго. Румба.»; две прелюдии для флейты и гитары; детский альбом Юного гитариста; «Мелодии старого дилижанса»; книга о гитаре для начинающих музыкантов «Ветер играющий на струнах». Особой удачей Е. Попляновой стал концерт для гитары и камерного оркестра, впервые исполненный на Международном фестивале «Час гитары»\, проходивший в Екатеринбурге. В настоящее время Е. Поплянова преподаёт в Челябинском музыкально-хореографическом лицее № 10.