Смекни!
smekni.com

Становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинск (стр. 3 из 7)

Виктор Козлов – художник широкого диапазона – гитарист, композитор, педагог, общественный деятель (один из лидеров движения на возрождение гитарной музыки на Урале), преподаватель Ассоциации гитаристов музыкального общества Челябинской области. Родился в 1958 году в г. Челябинске. Как исполнитель В. Козлов удостоен диплома на Всероссийском конкурсе в Нижнем Новгороде в 1990 году. А годом раньше в 1989 году, к нему пришёл международный успех: в г. Эстергоне (Венгрия) он стал лауреатом конкурса композиторов. Его перу принадлежит около 80 сочинений для гитары и ансамблей с участием гитары. Некоторые из них уже опубликованы в издательствах России, Германии, Англии и Италии. Музыканты и критики называют В. Козлова «Уральским уникумом», фантастическим радостным самоцветом, а известный в Европе гитарист и «музыкальный критик» Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара» так написал о нём: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в насыщенном мире современной музыки». В. Козлов – участник многих фестивалей гитарной музыки как у нас в стране, так и за рубежом. Он много концертирует в городах России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Харьков, Минск, Бишкек и др.

Активную концертную деятельность В. Козлов успешно сочетает с педагогической работой в Челябинском высшем музыкальном училище.

Таким образом, произведения для гитары созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.

1.2 Этапы становления и развития гитарного исполнительства в г.Челябинске

Каким образом гитара проникла на Урал? После крестьянских и пугачёвских восстаний в конце XVIIIвека и в связи с расширением границ Российской империи, Урал, а затем и Сибирь, начинают осваивать русские. Война 1812 года с Наполео-ном также заставила Россию искать пути к промышленным разработкам, к развитию металлургического дела, источником которого явился тогда Урал, и император­скими указами было велено осваивать эти новые земли.

Нелёгким было освоение уральских земель. Наряду с крепостными крестьянами, невольными поселенцами на Урале часто были представители передовых кругов русского общества, отправленные сюда в ссылку и на каторгу вследствие их вольнолюбия и оппозиции существующему царскому режиму правления в России.

Переселяясь на новые земли к незнакомым соседям – татарам, башкирам и другим, тогда ещё не исследованным национальностям, – люди всех кругов вполне естественно желали сохранить свою национальную культуру, которая напоминала бы им о родине. Частью этой культуры было вокальное искусство, то есть русские народные песни, частушки, романсы, которые доставляли отраду в новых тяжёлым условиях, давали духовные силы для продолжения полноценного существования, служили этническим наследием, передаваемым из поколения в поколение.

Русская семиструнная гитара, став неизбежным спутником вокального искусства, органически вошла и в уральский музыкальный быт начала XIXвека, а так как сопровождению песенного материала в наибольшей степени удовлетворяла именно гитара, этот факт стал главной причиной её признания и самого широкого распространения.

Кто были первые уральские гитаристы – история пока не знает. И всё же, вероятно, их было не мало. Ведь более удобного аккомпанирующего инструмента для русских песен и романсов нет до сих пор. Вследствие портативности и невысокой цены (гитару в конце XIXвека можно было купить за пятьдесят копеек) гитара стала популярна. Появились помимо любителей и профессионалы. Всем этим и обьясняется тот факт, что в следующем, XXвеке гитарное искусство на Урале стало стремительно развиваться.

Из числа первых известных ныне уральских гитаристов назовём В.Е. Одинцова (1875-1949) из Екатеринбурга и П.Д. Чумакова (1863-1920). Оба самостоятельно овладели игрой на гитаре.

В. Одинцов учился по школам А.О. Сихры и И.О. Соколова. А.П. Чумаков, «Рыцарь гитары», как назвал его С.С. Заяицкий в книге «Интернациональный союз гитаристов», на концертах исполнял переложения номеров из классических опер и произведения Й. Кюффнера. К тому же Чумаков был педагогом-гитаристом и пропагандировал гитару у себя на родине (он жил в г. Уральске). Играл он на инструменте работы Ф.С. Пасербского, одного из лучших скрипичных и гитарных мастеров конца XIXвека. Далее приводится фрагмент письма Ф. Пасербского к П. Чумакову по поводу заказа нового инструмента от 1 декабря 1891 года.

«Милостивый государь Павел Дмитриевич! Согласно письма Вашего от 27 минувшего ноября, имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что я делаю гитары, исключительно большого (широкого) размера. Гитары моей работы по тону и работе, если не выше, то, во всяком случае, не ниже Шерцера. Если Вам угодно проверить, насколько хороши и ценны гитары моей работы, прошу обратиться с запросом к Ивану Фёдоровичу Деккер-Шенку, знаменитому виртуозу и профессору гиры на шестиструнной гитаре. Прошу принять уверение в моём почтении и преданности. Пасербский Франц Станиславович.»

В.Е. Одинцов и П.Д. Чумаков выступали с гитарой на концертах, правда, очень редко. Вероятно, они были известны в своих кругах как гитаристы и имели свою публику в Екатеринбурге и Уральске. Однако слабое развитие гитарного искусства того времени, отсутствие концертного репертуара и технически несовершенный уровень исполнения не позволяют причислить этих уважаемых деятелей гитары к артистам профессиональной музыкальной эстрады. Следующее поколение гитаристов Урала представлено именами Д.Д. Кочнева (1983-1963), А.А. Афромеева (1888-1929), А.А. Анфиногенова (1884-1984), В.В. Нестеровского (1889-1950), упомянутого выше В.Е. Одинцова и Захарова. Все они составили кружок гитаристов Екатеринбурга в 1920-23 годах. Собирались поначалу в типографии, где они работали. Затем систематически выступали на музыкальных вечерах и концертах, которые устраивали сами. Программа выступлений состояла в основном из переложений произведений Л. Бетховена, М.Глинки, инструментованных для гитары, номеров из опер А. Даргомыжского и Дж. Верди.

Известно, что ансамблевое музицирование на гитарах довольно сложно, что обусловлено спецификой гитарного звукоизвлечения, поэтому можно предположить уже почти профессиональный уровень исполнения участников этого кружка. В дальнейшем почти все эти гитаристы стали профессионалами: Д. Кочнев овладел гитарой самостоятельно по «Заочным урокам на гитаре» А.М. Афромеева (отца А.А. Афромеева), а с 1926 года першёл с семиструнной гитары на шестиструнную (здесь можно предположить влияние авторитета Андреса Сеговии, гастролировавшего в Советском Союзе в 1926 году). По мнению А. Сеговии, все возможности игры на гитаре заключены в шести струнах; лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объёма и не придаёт никакой лёгкости.

Д. Кочнев был первым гитаристом Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, где с 1935 года вёл класс гитары. Из числа выпускников музыкального училища по классу гитары (а он вёл ещё и класс контрабаса) назовём Ю.К. Чеснокова (1933-2003), впоследствии гитариста-педагога; В.М. Деруна (р. 1940 г.), в дальнейшем исполнителя и преподавателя Уральской государственной консерватории и Свердловского музыкального училища; И.И. Йошку (р. 1942 г.), гитариста цыганского театра; потом Э. Шафранского.

В.В. Нестеровский во время гражданской войны переехал из Москвы в Свердловск, где с 1934 года был солистом-гитаристом радиокомитета. В конце тридцатых годов учился в воскресной школе при Свердловском музыкальном училище, где проходил инструментовку и специальный инструмент – гитару – под руководством Д. Кочнева. В 1941-45 годах он работал гитаристом в областном кукольном театре, который обслуживал промышленные и сельскохозяйственные районы Урала. В 1939 году В. Нестеровский участвовал в первом туре областного смотра исполнителей на народных инструментах, где был награждён грамотой.

Гитаристами-исполнителями были и другие музыканты Свердловска С.П. Алексеевский (1915-1986) в 1935-39 годах учился в музыкальном училище по специальности «гитара» у известных гитаристов города: Д. Кочнева, В.В. Знаменского, К.Ф. Рожина. В послевоенные годы работал в Свердловской государственной филармонии как солист-гитарист. В 1948-61 годах – на преподавательской работе. Среди его учеников педагоги-гитаристы свердловских музыкальных школ: Б. Насобин, В.Александров, В.Шлохин.

Другой не менее известный гитарист-педагог, обладающий собственной методикой подготовки замечательных исполнителей, работал в музыкальной школе Свердловска – это Юрий Чесноков (2933-2003), освоивший самоучкой гитарную школу А. Сихры. Среди его учеников – А. Гусев, А. Воронцов, Е. Кораблин, В. Осипов.

А. Гусев (р. 1956) занимается в музыкальной школе у Ю.Чеснокова, в 1971-84 годах (с перерывами) – в музыкальном училище у В. Деруна. В 1989 году поступил на заочное отделение Уральской консерватории в класс В. Деруна. А. Гусев – интересная фигура на уральском «гитарном горизонте». Получив музыкальное образование у лучших педагогов города Ю. Чеснокова и В. Деруна, он не уступает в игре европейским гитаристам-классикам. С блеском исполняет сложнейшие композиции фламенко. В составе трио гитаристов (А. Гусев, А. Малюта, Е. Кораблин – все ученики Ю. Чеснокова) А. Гусев, будучи его руководителем, некоторое время работал в Свердловской филармонии. Ещё один ученик Ю. Чеснокова – А.В. Воронцов (1960 г.) – наиболее яркий исполнитель 90-х годов. После окончания Тюменского училища в 1989 году (преподаватель М. Яблоков, в свою очередь выпускник В. Деруна), он поступает педагогом в музыкальную школу и продолжает концертную деятельность.