Смекни!
smekni.com

Становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинск (стр. 4 из 7)

Яблоков Михаил Сергеевич – родился в Тюмени в 1952 году. В 1971 году поступил в Тюменское музыкальное училище в класс М. Деруна. С 1975 года преподаёт в музыкальном училище Тюмени. В 1979 году поступил в Уральскую консерваторию, но «переиграл» левую руку и учёбу пришлось оставить. В 1988 году поступил в аспирантуру Тюменского университета и увлёкся историей своего края. Позднее он защитил диссертацию с темой научной работы «Духовная жизнь Тобольской губернии в конце XIX – начале XXвека», получил степень кандидата исторических наук. Приложив титанические усилия и настойчивость, он сумел подготовить к печати и опубликовать Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары «Классическая гитара в России и СССР». Это был тяжёлый труд нескольких лет. Словарь объёмом более 2000 страниц, содержащий около 1000 фотографий и более 100 стихотворений о гитаре, разошёлся по стране тиражом 3000 экземпляров. Эта работа имела большой общественный резонанс гитарой общественной как и в России, так и за рубежом. Позднее вышли ещё две части книги, составленной и переведённой М.С. Яблоковым, под названием «Мастера гитары».

Эдуард Моисеевич Шафранский (1937 г.) – выпускник Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского (1964 г.) по классу гитары Д.Д. Кочнева. В 70-х годах начал изучать старинные щипковые инструменты, заказал лютню у московского мастера Л. Кривоноса. Много лет работал в Свердловской филармонии как исполнитель на лютне. Вскоре был создан филармонический квартет старинной музыки под руководством Э. Шафранского. С этим ансамблем и сольно он гастролировал не только по городам Урала, но и по всему СССР (выступил более чем в 100 городах). Несомненно, что его большая просветительская работа не прошла даром. Благодаря его усилиям молодые любители музыки могли услышать творения старинных композиторов эпохи Возрождения – Италии, Испании, Франции, Германии, Англии (таких как Ф. Спиначино, Ф. да Милано, В. Галилей, Ч. Генри, П. Аттеньян, Д. Готье, Д. Доуленд, Ч. Барбетта). Кроме того, что Э. Шафранский прекрасно играл на лютне, нужно отметить ещё талант чтеца и прекрасного ведущего. Ему удавалось находить такие интересные исторические факты и стихи современников, что концерт превращался в увлекательное путешествие во времена эпохи Возрождения. В настоящее время известно, что Э .Шафранский активно сочиняет музыку для гитары, написал три книги стихов.

Один из наиболее эрудированных и глубоких специалистов в области гитарного искусства в нашей стране – Виталий Михайлович Дерун (р. 1940), доцент Уральской консерватории по классу гитары. О его выпускниках (а им подготовленно более 60 специалистов) мы ещё поговорим. Артист и педагог В.М. Дерун – один из основоположников профессионализма в гитарном искусстве на Урале. Выпускники разных лет В. Деруна – А. Фраучи, В. Терво, А. Виницкий (Москва), В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Шувалов, В. Штыхван (Челябинск), М. Яблоков (Тюмень), Ю. Зюзин (Самара), В. Осипов, М. Белоглазов (Екатеринбург) и многие другие.

Учителем В. Деруна был не менее известный музыкант А.В. Минеев (1916-1979) – один из наиболее крупных деятелей музыкальной культуры русских инструментов на Урале. В 1932 году он поступает в Свердловское музыкальное училище. В 1939-43 годах – учёба в консерватории по классу гитары профессора М.М. Гелиса (заслуженного деятеля искусств Украины, эвакуированного в годы войны из Киевской консерватории в Свердловск, где он продолжал педагогическую работу, обучая дирижёров и ведя класс гитары). С 1973 года А. Минеев вёл класс гитары в Уральской консерватории (в то время – единственной в РСФСР). А. Минеев был универсальным музыкантом-педагогом, его ученики успешно заканчивают консерваторию и работают дирижёрами, исполнителями и педагогами в музыкальных учебных заведениях как Свердловской области, так и за её пределами. В списке выпускников консерватории по классу дирижирования доцента А. Минеева более 20-ти человек. По классу гитары вконсерватории у него учились: В.М.Дерун, ныне преподаватель музы­кального училища Екатеринбурга; Н.А.Комолятов,Заслуженный артист РФ и профессор Российской ака­демии музыки им. Гнесиных;Н.А.Иванова-Крамская, доцент Московского института культуры и преподава­тель музыкального училища при Московской консер­ватории; Е.Баев- гитарист-композитор, преподава­тель музыкального училища вТвери.

Характерно, что за короткий исторический срок (50-60 лет) гитара так развивалась на Урале, что современные музыканты-гитаристы почти все являются професси­оналами (конечно, различных уровней). Тот факт, что Уральская консерватория являлась вторым ВУЗом в СССР (после Киевской консерватории), готовившим педагогов-гитаристов и исполнителей высшей ква­лификации, указывает на то, что мы имеем на Урале теперь один из крупнейших гитарных центров нашей страны. Проще говоря, Екатеринбург стал историчес­кой колыбелью гитары, из которой она распространи­лась в другие крупные города уральского региона - Че­лябинск, Тюмень, Пермь, Каменск-Уральский.

На период с 1960 – 1970 года в г.Челябинске народно – инструментальное исполнительство, а с ним и гитарное стало развиваться в клубах и во дворцах в виде самодеятельных художественных коллективов.

Так в 1964 году Виктор Моисеевич Остапчук руководил ансамблем гитаристов при дворце культуры ЧМЗ, также он руководил эстрадным ансамблем в Металлургическом техникуме ныне колледже. В. М. Остапчук сам по профессии был инженер, гитару изучал самостоятельно. Виктор Моисеевич был очень талантливым и творческим человеком, так как мог собрать такие коллективы. В его домашней коллекции было множество записей джазовой музыки и не только.

В 1968 – 1969 годах Кошелевым Николаем Петровичем был организован ансамбль гитаристов во дворце ЧМЗ, просуществовал этот ансамбль примерно около двух лет. Н.П. Кошелев закончил Московский институт культуры по специальности балалайка. Также в дворце культуры ЧМЗ был создан квартет гитаристов, туда входили Владимир Устинов (самоучка, учился в Академии культуры и искусств, но не закончил), Юрий Рихтер ( самоучка, закончил Политехнический институт ныне ЮУРГУ), Леонид Павлюк ( играл некоторое время в Челябинской филармонии на банджо) и Шариф Мухатдинов ( в свое время самостоятельно изучал гитару по различным самоучителям, сейчас он является одним из участников «Трио гитаристов Урала»), несколько позднее Юрия Рихтера сменил Виктор Ковба (с 1996 года В. Ковба является одним из участников «Трио гитаристов Урала»). Просуществовал этот квартет гитаристов при ДК «ЧМЗ» около трех лет.

В 1967 – 1968 годах были организованы платные кружки гитаристов в ДК «ЧМЗ» и ансамбль гитаристов в Челябинском металлургическом техникуме Шарифом Мухатдиновым. В это же время в Дворец культуры «Железнодорожников» гитару преподавал Юрий Иванович Цуприк, а во дворце ЧТЗ Владимир Апольский (по специальности домрист, делал переложения для гитары).

В Челябинской филармонии существовал дуэт гитаристов Юрия Семенова ( заслуженный артист России) и Петра Попова.

В 1969 году был организован гитарный дуэт в составе : Виктор Ковба и Владимир Устинов, при ДК «ЧМЗ». Коллектив с 1975 – 1979 года работал в Челябинской филармонии, а его участники при этом совмещали учебу на заочном отделении Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского. Этот гитарный дуэт был заявлен для участия во IIВсероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах Ленинграде в 1979 году.

Таким образом гитарное исполнительство с 1960 – 1970 года приобрело наибольшее развитие в основном в виде любительства. Но нельзя забывать, что именно с этого периода зародился интерес к гитарному исполнительству в г.Челябинске, который позже перешел на более профессиональный уровень.

Во второй половине ХХ века на гребне возрастающего интереса к гитаре и гитарной музыке, благодаря усилиям Андреа Сеговия в Европе и А. Иванова – Крамского в СССР повсеместно открывались классы гитары в музыкальных школах и музыкальных училищах. Не обошла эта волна гитарной популярности и г. Челябинск.

Первый класс гитары в г.Челябинске был открыт в 1970 году Шарифом Мухатдиновым ( тогда еще студентом – заочником Свердловского музыкального училища им.П.И. Чайковского) в ДМШ №2, а в 1971 – 1972 годах в ДМШ №5.

В Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского открылся класс гитары в 1977 году, преподавал Василий Владимирович Медведев ( закончил Уральскую Государственную Консерваторию им. М. Мусоргского по специальности балалайка у Блинова). Немного позднее в Челябинском музыкальном училище им. Чайковского преподавала класс гитары домристка Т.А. Карева.

Татьяна Александровна Карева начинала свой творческий путь в Челябинском музыкальном училище у педагога С.Я. Садакова. После окончания училища она поступает в Уральскую Государственную Консерваторию им. Мусоргского, в класс педагога Т.И. Вольской, где учится на заочном отделении и работает в детских музыкальных школах г. Челябинска №6, №4, №13. С 1969 года Т.А. Карева в Челябинском музыкальном училище ведет класс домры, а затем и гитару.

С 1979 года гитару преподает в Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского Галина Ивановна Федоренко.Г.И. Федоренко родилась в 1951 году, закончила музыкальное училище им. Гнесиных в 1974 году у Л.А. Менро. После окончания музыкального училища работала в филармонии города Иванова, с концертной бригадой гастролировали по городам Казахстана, Белоруссии и т.д. В Челябинск Галина Ивановна приехала в 1978 году и сразу же стала работать в ДШИ №2. Ее учениками были такие гитаристы как Валерий Семенов и Виктор Козлов ( заслуженный артист России). В 2005 году Галине Ивановне Федоренко дали звание Заслуженного работника культуры. Сейчас Галину Ивановну приглашают на различные детские гитарные конкурсы в качестве жюри. На сегодняшний день Галина Ивановна преподает класс гитары и в ДШИ №1.